Он защищал Родину

Житель села Иглино Сергей Иванович Тимофеев - ветеран двух воин; советско-финской и Великой Отечественной. Он активный участник прорыва линии Маннергейма в финскую войну. В Великую Отечественную прошёл с боями от Волоколамска, через Ржев - Нелидово — Смоленск— Opшу— Минск, учстдовал в освобождении Польши, дошел до фашистского логова - Берлина. Был дважды тяжело ранен. За мужество и отвагу С. И. Тимофеев награжден двадцатою правительственными наградами. Среди них- два ордена Отечественной войны I и II степеней, орден Красной звезды и девять боевых медалей.

Юность, опаленная войной

7 февраля 1940 года батальон, в котором Тимофеев служил командиром взвода, подняли по тревоге в 3 часа ночи. Спустя двадцать минут огромная колонна авто-машин и боевой техники двигалась в направлении Карельского перешейка. Сергей сидел на привычном месте - возле кабины у левого борта. Рядом, в обнимку с автоматом, - Виктор Буреев, его заместитель.
- Да, видимо, финны всерьез решили опробовать прочность наших границ, - вслух рассуждал Тимофеев. — Ну, ничего,мы им покажем.На место новой дислокации батальон прибыл уже на рассвете. Остановились в военном городке, на берегу Сайменского канала, в четырнадцати километрах от Выборга Не успел взвод Тимофеева разместиться в казармах, как Сергея вызвали к командиру роты. Старший лейтенант Селезнев явно спешил.
- Меня с комбатом срочно вызывают в штаб армии, а у нас запланированы учения. Будешь командовать ротой вместе с замполитом Кравченко.
Вернувшись из штаба армии, комбат Кожевников провел экстренное совещание с командирами и политработниками: финны в очередной раз нарушили наши границы. Особенно жестокая схватка произошла в районе города Светогорска. Есть раненые. Военный совет 7-ой армии решил 11 февраля пересечь финскую границу и начать военные действия. За оставшиеся два дня до наступления батальону поручено выбить финнов из населенного пункта Ха- мина и очистить плацдарм до предместий Лаппеэнранта. Разведкой было установлено, что Хамина является хорошо укрепленным оборонительным рубежом. В южной части оборудовано шесть долговременных огневых точек, где установлено не менее десяти пулеметов.
Для успеха этой операции необходимо навязать финнам ночной бой. Срочно была создана группа из семи человек, которая должна проникнуть в тыл врага и уничтожить огневые точки Взрывы гранат будут служить сигналом для наступления.
Возглавить группу поручили командиру взвода Тимофееву. Это было первое задание Сергея. Сергей Иванович сегодня вспоминает:
- Последние километры прошли лесом, который вплотную примыкал К Хамина.
Долго всматривались в окрестности, уточнили места расположения ближайших дотов. Заметили и часовых. И вдруг сверху повалил снег, да такой густой, что в десяти шагах ничего нельзя было рассмотреть. Это нам на руку. Бесшумно сняли часовых И пошли вдоль отлогого берега замерзшей реки, оставляя по одному человеку против каждого дота
Дальше группа решила ползти по-пластунски. Последний дот взяли на себя Сергей и Виктор Буреев. И вот на полукилометровой полосе вспыхнули фейерверки от одновременного взрыва фанат. И сразу послышалось отдаленное уханье артиллерийских взрывов. Это наши «сорокопятки» обрабатывали вражеские позиции. А через двадцать минут 7 и 9 роты поднялись в атаку.
Финны сражались упорно. Только к рассвету наши ворвались в южную часть Хамина. К полудню населенный пункт был очищен от финнов. К исходу дня весь плацдарм, вплоть до предместий Лаппеэнранта, был занят нашими войсками.
Утром 10 февраля наши подразделения были переброшены на освобождённый от финнов плацдарм. По соседству с правого и левого флангов подоспели свежие силы второго и четвертого стрелковых корпусов.
На рассвете 11 февраля разгорелся ожесточенный бой за прорыв линии Маннергейма Остановить наших бойцов финны уже были не в силах.
В самый разгар боя командир взвода Сергей Тимофеев был ранен. Санинструктор Вера Самойлова бросилась к нему. Сделав перевязку, хотела найти транспорт для отправки его в госпиталь. Но Сергей отказался от госпитализации и продолжал командовать взводом.Лишь когда от большой потери крови силы стали покидать Сергея, его отправили в полевой госпиталь.
Уже в госпитале Сергей узнал: за успешное выполнение задания по уничтожению вражеских дотов он награжден медалью «За отвагу».
Лечипся Сергей шесть месяцев. Был комиссован и инвалидом войны вернулся домой.
Жаркое лето подо Ржевом
...Десятый месяц Великой Отечественной войны. С фронтов приходили тревожные вести. Шли ожесточенные бои на подступах к Сталинграду. Тяжелейшее положение было на Ржевско-Вяземском направлении. Здесь фашисты остановили наше наступление.
Сергея все чаще тяготила мысль: его место там, на фронте. И вот очередная медицинская ко-миссия Хирурги говорят, рана руки не дает права снять инвалидность.
- А что рука?-возмутился Сергей.
В углу заметил гантели Взял одну в раненую руку и отжал несколько раз:
- Видите? А уж автомат Удержать в руках смогу.
Через месяц Сергея вызвали в военкомат: он был направлен в Стерлитамак на курсы по подготовке политруков. А через месяц была укомплектована стрелковая рота в составе которой Сергей был отправлен на фронт.
В Волоколамске рота была введена в состав 173-ей отдельной стрелковой дивизии полковника Шубина.
Если посмотреть на стратегическую карту Ржевско-Вяземского направления лета сорок второго года, видно - линия фронта вся в изгибах и извилинах. Она обходит Ржев полукругом с севера и обеими концами опускается к югу, в районе Вязьмы, образуя своеобразную горловину Здесь Гитлер сконцентрировал огромную силу. Группа армий «Центр» насчитывала около двадцати дивизий. Во Ржеве и его окрестностях - 3, 4 танковые, 9 ударная армии. Наши войска после взятия Погорелого городища приостановили наступление. Гитлер никак не мог смириться с поражением под Москвой. Он готовился к новому наступлению и прорыву к
Москве
Положение наших Войск усложнилось. Именно в этот момент Появился Приказ Сталина «Ни шагу назад!».
Политрук Тимофеев умел зажечь в сердцах бойцов огонек любви к Родине и пламя ненависти к врагам. Он не только словом, но и делом доказывал, как
надо побеждать врага.
Здесь, на Ижевском на-правлении, в боях за Карманово и Сычевку за проявленную отвагу лейтенант Тимофеев был награжден первым орденом Великой Отечественной войны II степени.
Летом сорок четвертого 173-я стрелковая дивизия освобождала Белоруссию. Сергей Иванович был участником операции «Багратион». Более двухсот кило¬метров прошла прославленная дивизия, очищая белорусские города от фашистских оккупантов. В ожесточенных боях за освобождение Минска Тимофеев был ранен в руку. Недолго лечился в Смоленске, затем был переправлен в Орехово-Зуево. После трехмесячного пребывания в госпитале вернулся в родную дивизию, которая вела бои на подступах к Варшаве.
Во время боев за освобождение Белоруссии у Сергея была мечта скорей войти в Берлин. Но Сергею Ивановичу не довелось оставить свой автограф на стене Рейхстага: День Победы он встретил в пригороде Берлина, в городе Рюдерсдорф.


Рецензии