24. Черепаха со странностями
Черепаху, про которую я хочу рассказать, мы поймали на Черноморском побережье Кавказа. Сейчас это воспринимается как акт браконьерства, но тогда средиземноморские черепахи охранялись только в заповедниках, а по солнечным сухим склонам гор над Пицундой они водились во множестве. Одну из них мы привезли в Москву и еще одну - подарили моей подружке по турбазе Ирине. Нашу я назвала Лидзавом (по названию поселка, где располагался пансионат - Лидзава), Ирина свою – Соломоном. (Обе черепахи были самцами, что легко определялось по хвосту: у самцов он длиннее, чем у самки). Зимой мы переписывались, поэтому знали, как живут наши черепахи.
Лидзав был светлоокрашенным самцом диаметром панциря сантиметров в двенадцать. Судя по рисунку темных пятен, его возраст определялся в четыре-пять лет (дело в том, что с каждым годом в таком пятне прибывает новое колечко – как в годовых кольцах у дерева). Все справочники утверждали, что средиземноморские черепахи питаются преимущественно растительной пищей, лишь изредка разнообразя ее насекомыми или червями. А Лидзав с презрением отвергал рекомендованную черепашью пищу – листья одуванчика, капусту, морковку, белый хлеб. Он ел... исключительно сырое мясо, но иногда – хищно набрасывался на мучных червей. Если я смешивала мелконарезанное мясо с тертой морковью или яблоком, он некоторое время пристально рассматривал еду, потом решительно отползал от кормушки. Жила черепаха в террариуме и летом ей хватало тепла и солнечного света. Справочники опять же утверждали, что эти черепахи активны утром и вечером, днем прячутся в кустах, но Лидзав весь день деятельно ходил по террариуму, а спал ночью – в укромном месте (между кирпичом, державшем подставку с растениями, и стенкой террариума).
Прошло лето, в комнате стало прохладно. Лидзав потерял аппетит, сделался вялым. В конце сентября он попытался впасть в спячку. Но перезимовать таким образом ему не удалось: я стала обогревать террариум электрической лампочкой. Если черепаха хотела, она грелась под ней, если нет – отползала в сторону. Уже через пару дней к рептилии вернулась его прежняя активность, но несколько изменились вкусы. Черепаха стала есть листья традесканции и капусту, морковь и яблоки, т.е. то, что ей и полагалось. Хотя мясо она любила по-прежнему. Может быть, в природе черепахи едят свежую зелень весной, после зимовки, а летом, когда все выгорает, нападают не только на насекомых, но и на мелких животных, вроде мышат?
Вскоре проявилась другая странность. Однажды ночью мы с собакой проснулись от громкого свиста. Я долго разглядывала темную комнату, ища источник звука, и боясь включить свет и испугать загадочного свистуна. Оказалось, что свистит Лидзав! Я никогда раньше не слышала, чтобы черепахи издавали какие-либо звуки! Только читала, что самцы в брачный период хрипло рычат, но чтоб черепахи свистели... На всякий случай, я написала Ирине с просьбой рассказать о Соломоне. И оказалось, что он тоже свистит, и именно по ночам! Вот отрывок из письма: "Это случилось ночью... Вдруг кто-то стал ходить по коридору. Мама услышала и вся похолодела. В это время раздался свист. Мама стала будить папу. Но папа перевернулся на другой бок и продолжал спать. Тогда мама накрылась с головой одеялом. И тут увидела в щелочку Соломона. Он перелез через низкую стенку ящика, где жил, шел по коридору и свистел!" Моя черепаха посвистела еще разочек-другой и больше звуков я от нее не слышала. Так я и не поняла, зачем она это делала: может быть, оповещала других черепах, что участок занят? Или Лидзав призывал самку?
Средиземноморская черепаха много и охотно пила воду. До нее я держала среднеазиатских черепах, они или не пили совсем, или пили очень редко.
К весне Лидзав перестал прятать голову и ноги под панцирь, когда люди трогали его, и стал брать пищу из рук. Он запомнил время и место кормежки. В 9-10 часов утра черепаха подползала к передней стенке террариума и, не найдя там кормушки, принималась стучать, ритмично приподнимаясь на лапах и опускаясь вниз, громко хлопая нижней стороной панциря о грунт. Аппетит у нее был отменный. В рисунке на панцире добавились новые колечки – значит, я правильно определила возраст и сейчас черепаха стала старше на год.
Летом мы опять поехали отдыхать на Кавказ и я выпустила там Лидзава – в месте, похожем на то, где я его поймала, но более безлюдном, надеясь, что он не настолько стал ручным, чтобы забыть свои природные навыки.
Свидетельство о публикации №217092800431