27. Колесо с Недоежиками

          У меня в аквариуме живут недоежики. То есть, конечно, это никакие не ежи, а иглистые мыши рода акомис. Но вид у них - точь-в-точь, как у недоежиков: половину туловища покрывают иголки, торчащие из серовато-рыжеватой шерстки, с одной стороны имеются острые носы и растопыренные уши, с другой – длинный мышиный хвост. Иголки у них мягче, чем ежиные, а сами зверьки достигают размера в две домовые мыши.
        Родина акомисов – пустыни и предгорья Передней Азии, где они ловко прыгают с камня на камень и лазают по крутым склонам. Они и в аквариуме прыгают, как тушканчики (особенно, молодежь, вообразившая себе какую-либо опасность) – вверх и в разные стороны, поэтому аквариум сверху приходится закрывать сетчатой крышкой.
         Едят акомисы различные овощи и фрукты, овес, хлеб, семечки и творог или мясной фарш. В природе иглистые мыши ловят насекомых, поэтому как-то я угостила своих - отборными тараканами инсектарного разведения. Что тут началось! Поймав одного, они устроили потасовку, вырывая друг у друга лакомые кусочки. Я побыстрее кинула им целую горсть – и мыши кинулись в погоню за насекомыми.  Потеряв таракана из вида, они шли по следу, как ищейки, и вытаскивали его из любого убежища. Кроме того, мои акомисы оказались гурманами и полюбили цветы – соцветия одуванчиков. Листья они тоже ели, но не с таким удовольствием. (Возможно, в трубочках отдельных цветков прятались мелкие жучки, которые и придавали одуванчикам такой привлекательный для мышей вкус).
          А вот воду, они как настоящие пустынные животные, не пьют вовсе: им хватает влаги в сочных кормах. Однажды я поставила им сосковую поилку: они тыкались в нее носами, чихали, когда вода попадала на их мордочки и брезгливо умывались передними лапками, а потом принялись спускать воду, каплю за каплей, в сухие опилки – из чистого  любопытства; им понравилось смотреть, как она стекает.
         Одним из любимейших занятий иглистых мышей, как и у белок, является бег в колесе. Причем, они залезают в колесо сразу по нескольку штук и мчатся в разные стороны. Побеждает сильнейший: колесо вертится туда, куда бежит он.  Остальные, цепляясь за что придется, пытаются удержаться на одном месте, но все равно их кидает из стороны в сторону и переворачивает вниз головой. Иногда они затаскивают в колесо кусок морковки или сухарик, превращая его в погремушку; и бегут тем быстрее, чем сильнее колотит их по плечам или головам недоеденный кусочек, отскакивая от стенок. Мне постоянно приходится вытряхивать из колеса посторонние предметы, хотя мышкам они, похоже, не мешают.
      Главным аттракционом акомисов являются брачные игры с головокружительными прыжками: мышки гоняются друг за другом по периметру аквариума, и вдруг один из партнеров подскакивает вверх и переворачивается в воздухе, делая настоящее сальто, а через секунду его примеру следует другой. Особенно забавно наблюдать такую гонку, когда в ней участвуют не менее пяти зверьков и все по очереди делают сальто.
        Домиком для акомисов служит перевернутый цветочный горшок: они складывают под него пищевые припасы и детенышей. Настоящих нор эти мыши в природе не роют и гнезд не сооружают.
         Самка носит детенышей около двух месяцев – рекорд среди мелких грызунов, которые обычно обходятся тремя неделями. Зато и дети появляются на свет зрелорожденными (вроде птенцов выводкового типа), а не беспомощными, как у других мышей: с шерстью, с открытыми глазами и вполне готовыми не только сосать материнское молоко, но и есть твердую пищу. Я была поражена, впервые увидев такое уморительное создание – едва просохшее (нескольких часов от роду), с длиннющим носом, глазами-пуговками, на дрожащих ножках, но уже грызущее кусочек моркови.
         Акомисы размножаются в неволе регулярно, но они малоплодны: приносят по 2-3, иногда 4 детеныша, а 5 – это уже почти небывалый случай.
          В последние годы акомисы стали не только новым видом лабораторных животных, но и интересным объектом для содержания любителями. Активны они утром и вечером, как раз тогда, когда работающие хозяева бывают дома. Зверьки неприхотливы и в отличие от обычных мышей, совершенно не пахнут, а значит, и чистить клетку с ними можно пореже.
          Но у акомисов есть два недостатка, что мешает им сделаться самыми популярными из домашних любимцев: они плохо приручаются и очень агрессивны друг к другу. Иглистые мыши привыкают брать пищу из рук, даже дают себя погладить, но взять себя в руки не позволяют. При попытках их схватить, мышей охватывает паника и они начинают коллективно  распрыгиваться в разные стороны; к тому же, у них легко срабатывает защитный механизм – сбрасывание с хвоста футлярчика кожи. Сам оголенный хвостик потом, увы, отсыхает и отваливается. Здоровью акомиса это не вредит, но "недоежик" без хвоста не так выигрышно смотрится, как "недоежик" с хвостом. Поэтому ими лучше любоваться со стороны, а держать в руках можно крыс и хомячков, которые совершенно не возражают против такого обращения. Взрослый самец акомис на своей территории не потерпит другого самца. Он начнет гонять и может убить подросшего сына. Да и вообще семья акомисов нападет на чужака любого пола. А чужаком для них станет даже их собрат, если его хотя бы ненадолго отсадить в другую клетку.
        Впрочем, у меня жила  ручная самка. Звали ее весьма традиционно – Муськой. Брать ее надо было осторожно, ладонями, сложенными "лодочкой". Но за награду в виде тараканов она соглашалась позировать перед фотокамерой в любом месте, помимо клетки, не впадая в панику и никуда не прыгая.
            ...Когда я смотрю на  компанию "недоежиков", увлеченно крутящих свое колесо, в этот вертеж как бы переводится вся бесполезная суета, все огорчения и заботы дня и приходило чувство успокоения, будто я провела несколько часов на природе...


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.