29. Домашний любимец номер один

       Однажды в Москве я гуляла с собакой в Кузьминском парке, когда из травы выскочил яркий черно-рыжий зверек чуть крупнее крысы. Это был обыкновенный хомяк. Собака кинулась к нему, но он совершенно не испугался, а, наоборот, немедленно перешел в атаку: встал на задние лапки и с жутким скрежетом принялся наскакивать на противника, во много раз превосходящего его как по размерам, так и по силе. Он смешно сжимал передние лапки в кулачки, будто собирался боксировать. На самом деле, зверек хотел кусаться, но ему мешали до отказа набитые защечные мешки, а с их содержимым он никак не хотел расставаться. Я поспешила отозвать собаку. Хомяк опустился на четыре лапки и, продолжая  взвизгивать от негодования, удалился восвояси.
      Второй раз обыкновенного хомяка, причем, совершенно черного окраса, я увидела в Тверской области, где мы купили дом в деревне. Вел он себя столь же самоуверенно, как и его московский собрат: среди бела дня зашел на крыльцо, набил защечные мешки остатками еды из кошачьей миски и неторопливо скрылся под домом, будто мышь или крыса. Дом стоял на краю деревни, рядом с полями, засеянными в тот год овсом. И, тем не менее, хомяк предпочел поселиться прямо у нас во дворе, а не в поле, хотя пищи вокруг было предостаточно. Жившая в доме кошка исправно ловила мышей, но хомяка предпочитала не трогать. Он для нее был явно слишком серьезным противником. Его черная окраска объяснялась избытком красящего вещества – меланина. (Есть белые животные, альбиносы, а есть и черные, меланисты).
        Обыкновенный хомяк широко распространен по всей Средней полосе,  однако на юге он более обычен, а на севере – встречается лишь местами. Зимой он впадает в некрепкую спячку – может проснуться в оттепель, наведаться в свою кладовую, подкрепиться и заснуть обратно.
       Это солидный рачительный хозяин, который роет сложные норы глубиной до 2,5 м со множеством отдельных камер – спален, кладовых, уборных – и запасных выходов. Что же касается запасов гороха, зерна и прочей еды, которую он заготавливает на зиму, то они достигают фантастических размеров: сам зверек весит 300-400 г, а его запасы – 10-20 кг. В литературе упоминаются кладовые, вмещавшие 90 кг всякого корма, собранного на окрестных полях!
         Хотя человек встречался с обыкновенным хомяком ничуть не реже мышей или крыс, лабораторным животным он не стал. Однако, кто же не знает хомячка – непременного обитателя всех живых уголков (в тех местах, где они еще сохранились!), домашнего любимца, которого покупают на Птичьем рынке или в зоомагазине и дарят детям? Хомячки почти полностью вытеснили популярных в первой половине ХХ в морских свинок. Это – лабораторная форма сирийского, или золотистого хомячка, распространенного в естественных условиях в Передней Азии. Он меньше по размерам, чем обыкновенный хомяк, и окрашен в более светлые, палевые или золотистые тона. Селекционерами получены различные декоративные формы – с ангорской шерстью белого, бурого или кремового цветов.
        В природе сирийские хомячки живут по одиночке и занимают довольно большие индивидуальные участки. Они не любят соседей и предпочитают не общаться друг с другом, ограничиваясь изучением пахучих меток, оставленных специально для этого. Самец и самка встречаются на короткое время, и самка прогоняет самца сразу же после спаривания. Беременность длится 3-4 недели, в помете бывает от 2 до 12 детенышей, чаще 4-6. Самка приносит 3-4 помета в год. Когда хомячкам исполняется около 2-х месяцев, мать прогоняет их со своей территории. В 3 месяца они уже способны сами размножаться. Молодые хомячки, пока не станут взрослыми, много играют друг с другом и за ними очень интересно наблюдать.
         Сирийские хомячки роют простые, но такие же глубокие (до 2 м) норы, как и обыкновенные. Они тоже запасают пищу, принося ее в защечных мешках. Но запасы не такие внушительные – ведь добыть еду у них на родине можно и зимой. Поэтому в спячку они не впадают. Активны зверьки утром и вечером, иногда – ночью, если в светлое время слишком жарко. Обыкновенный хомяк -   тот, наоборот, часто бодрствует и днем (климат и длина светового дня у нас -другая).       
         У меня в детстве тоже был хомячок. Звали его Симкой. Сначала он боялся людей и кусался, но очень быстро привык и стал совсем ручным. Ел все, что ему давали, но сначала уносил еду в домик. Он так набивал защечные мешки, что частенько застревал во входе. Тогда он скрежетал, выплевывал часть припасов, пролезал внутрь и, выложив остальные, тут же возвращался за утерянными. Летом я выпускала его погулять по траве, он деловито набивал защечные мешки листьями одуванчиков и спешил вернуться в клетку, в привычную обстановку, к привычным запахам. Через какое-то время ему приобрели молоденькую подругу, хомячиху розоватого цвета, за что она и получила кличку Роза. Я тогда не знала, что их нельзя держать вместе и запустив Розу к Симке. Разумеется, самка задала самцу хорошую трепку и зверьков пришлось срочно рассадить. В конце-концов от этой пары все же удалось получить потомство, но мать съела детенышей на следующий день после рождения. Знакомые подарили нам самку-альбиноса по имени Альбина. Интересно, что она явилась полной противоположностью первой самки во всем – не только ужилась с самцом в одной клетке, но и исправно приносила и выкармливала большие пометы. Подросших хомячат мы, в свою очередь, раздаривали знакомым.
        К тому времени на Птичьем рынке появились новые хомячки – джунгарские. Правда, завести их и подержать дома мне не довелось. Но зато я некоторое время имела с ними дело в виварии.
        Собственно говоря, имеется два похожих вида хомячков – джунгарские, или сунгорусы и сибирские, или хомячки Кэмбелла. Их родина – Казахстан, Тува, Алтай, Забайкалье и Сибирь. Они отличаются от сирийских мелкими размерами и другим окрасом – серым с черно-белым рисунком, а друг от друга – деталями рисунка, формой глаз и размерами.
          В естественных условиях "джунгарики" занимают небольшие участки, перекрывающиеся с участками соседей. Поэтому зверьки знают друг друга не только по запаху. Норки состоят из вертикального входа, гнездовой камеры и слепых отнорков. Самец регулярно навещает самку. После трехнедельной беременности она рожает 3-12 детенышей и приносит за лето 3-4 помета. Самка несколько раз меняет гнездо, перетаскивая хомячат на новое место. Это делается для того, чтобы избавиться от паразитов – блох и клещей. Дорастив малышей до определенного возраста, самка бросает их и уходит, чтобы родить новый помет. Маленькие хомячки, чья мать не вернулась, выходят из норок и прячутся где-нибудь неподалеку. Они еще долго держатся вместе – одним выводком. Самец проявляет заботу о потомстве – находит детенышей по запаху и приносит им еду в защечных мешках. Они стараются не перемещаться попусту, чтобы не привлечь своим запахом внимание хищников. А повзрослев, ищут незанятую территорию, чтобы поселиться на ней. Взрослые хомячки позволяют молодняку беспрепятственно проходить через свои участки, хотя агрессивно атакуют половозрелых чужаков. Зверьки ведут сумеречный и ночной образ жизни и в спячку не впадают. Запасы делают, но не такие огромные, как у других видов хомяков.
         Естественными врагами "джунгариков" являются хорьки, лисы и хищные птицы. Человек таковым, вероятно, не считается – даже пойманные в природе зверьки дают взять себя в руки и не кусаются, а только пищат, опрокидываются на бок, принимая пассивно-оборонительную позу. Такую же позу принимают детеныши перед взрослым хомячком.
         В лаборатории, занимавшейся хемокоммуникацией животных, возник вопрос: насколько хорошо хомячки различают запахи особей своего вида и других животных, и какие из них им наиболее интересны? Методика была весьма проста: сидящему в отдельной клетке самцу предлагали пипетку с меткой другого зверька и засекали по секундомеру время обнюхивания.
      ... В помещении царила искусственная ночь, освещаемая лишь лампой красного цвета, свет которой не раздражает ночных животных. При появлении в клетке нового объекта – пипетки – из –под травы показался нос и глаз-бусинка. Помедлив (а стоит ли?), зверек подошел поближе. Запах соседа, такого же самца, вызвал его искреннее возмущение – он не только нюхал пипетку долго и тщательно, но даже выпил содержимое, чтобы попробовать, какой он, соперник, на вкус. Хомячок несколько раз возбужденно отбегал в сторону, чесал бока, потом возвращался, снова нюхал и грыз пипетку зубами. Не меньший интерес вызвал запах самки, особенно, готовой к спариванию. А вот запахи кошки и собаки (разных особей, к тому же разного пола)  – животных совсем незнакомых, а заодно и человека, оставили зверька равнодушным. Нюхнув один раз, он тут же отходил от пипетки и больше не возвращался к ней, предпочитая делать гимнастику – висеть на прутиках решетки или грызть ее. Немножко больше внимания он уделил знакомому запаху мышей и крыс – тоже соседей по виварию. Другие хомячки вели себя примерно одинаково. Честно говоря, результаты получились столь неопределенными, что не давали возможности  сделать какие-либо однозначные выводы...      
         Все виды хомяков, живущие в естественных условиях, питаются сходной пищей, состоящей из зерен, семян, зеленых частей растений и насекомых. Обыкновенные хомяки убивают и едят мышей. Сирийским - в неволе нужна белковая подкормка. Джунгарские – обходятся  вегетарианской диетой. Воду они не пьют, довольствуются влагой, содержащейся в пище.   


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.