34. Друзья-тараканы

          Первый таракан, который жил у меня на положении "домашнего любимца", был тараканом-черепашкой из песков Средней Азии. Размером он был со спичечный коробок, а внешне походил на огромную мокрицу. Лучше всего на свете он умел мгновенно закапываться в песок. Он погружал в него со скоростью грузика, тонущего в воде. Собственно говоря, многие пустынные животные, населяющие рыхлые пески, обладают подобной техникой – змеи, ящерицы, грызуны. Мой таракан вел довольно скрытный образ жизни и вылезал на поверхность обыкновенно по ночам. Но он был ручным: стоило постучать по стеклу террариума, а потом положить на поверхность песка кусочек свежей морковки или капусты, как песок внезапно вспучивался и таракан вылезал на поверхность. К сожалению, я так и не нашла ему пары и не смогла размножить этих интересных насекомых.
      Потом я держала огромных – размером с мышь – мадагаскарских тараканов. Головы самцов украшало несколько небольших шишек в виде рожек, покрытое хитином туловище было лакированно-шоколадным, а еще тараканы умели шипеть, когда их брали в руки. Впрочем, шипели они, отпугивая врагов, поэтому став ручными, шипеть перестали. Этот вид размножался (хотя и не очень активно) и я дарила подросших тараканчиков своим друзьям.
      Еще один из распространенных у любителей вид тараканов – ширококрылый, родом из Центральной Америки. Личинки разных возрастов похожи на больших мокриц и большую часть времени проводят, спрятавшись в каком-нибудь укрытие или зарывшись в грунт. Растут они медленно – месяца по три, пока, перелиняв в последний раз, не окрыляются, становясь взрослыми. Имаго, взрослые насекомые, имеют широкие зеленовато-желтоватые надкрылья с черным пятном у вершины. Не знаю, умеют ли они по-настоящему летать, но легко планируют сверху вниз, распустив из-под надкрыльев прозрачные крылышки. Долгое время у меня жила одинокая самка, выросшая из совсем маленькой личинки. Потом я раздобыла ей самца. Встреча была на редкость трогательной. Самец, ощупав ее усиками, принялся перед ней вальсировать, приподняв заднюю часть надкрыльев и негромко жужжа ими. Она притворно отворачивалась, пока насекомые не спарились. Но, к сожалению, свою первую оотеку с яйцами она сбросила недоношенной. Вероятно, я все же не сумела подобрать "сладкой парочке" либо подходящий корм, либо нужных размеров террариум. (Позднее я узнала, что тараканы живут колониями, и для нормального размножения надо содержать несколько насекомых).
                Ну, а еще я выращиваю пепельных тараканов – обычную инсектарную культуру, так сказать, не для души, а на корм домовому сычу и иглистым мышам, которые их очень любят. Эти тараканы размножаются как...как... тараканы, лучшего определение не подберешь!
              Я вполне согласна, что бегающие по стенам грязной кухни тараканы наших привычных видов могут вызвать лишь досаду. И все-таки мои к ним чувства неоднозначны. Ведь они приспособились с сотням перепробованных на них ядохимикатов. Например, к запрещенному ныне ДДТ резистентны, т.е. невосприимчивы более 60 %  всех ныне живущих тараканьих популяций. Они могут размножаться в пакетах с ядовитыми веществами и приспосабливаться к различным условиям. Вот бы нам такую адаптивность!  А еще – у них замечательные усы. Эдакие антенны представителей негуманоидной цивилизации...
           Можно сколько угодно не любить тараканов, но нельзя не отдать дань уважения нашим "старшим братьям". Я не оговорилась: тараканы -  очень древняя группа насекомых. Они известны с середины каменноугольного периода – времени древовидных папоротников и летающих между ними гигантских двухметровых стрекоз. В то время тараканы составляли основу энтомофауны. А когда, спустя миллионы лет, появился человек, они пришли к нему. Первобытная семья, сидя в пещере, грелась у недавно освоенного огня. И тараканы тоже сидели и грелись – на стенах пещеры,  образуя живой шевелящийся ковер.
             В настоящее время больше всего видов тараканов встречается в тропиках. Они тепло- и влаголюбивы и живут в дождевых лесах. В странах умеренного климата самые распространенные виды, это, увы, приживалы человека. Самый известный из них –  рыжий таракан, или пруссак. Именно он разбегается со стен, если ночью в кухне включить свет. Впрочем, голодные тараканы ползают и при свете. Родина рыжих тараканов – Южная Азия, откуда они и прибыли в Европу в XVIII в., а потом расселились по всему свету. Тараканы живут в тех домах, где тепло, много щелей и отбросов.
          Черный таракан – второй вид, соседствующий с человеком в одном жилище – крупнее рыжего и еще больше боится света. Поэтому он ведет только ночной образ жизни; увидеть его трудно. На юге он более обычен и иногда попадается не в доме, а, скажем, перебегая дорожку где-нибудь в саду.
           Тараканы – насекомые с неполным превращением, т.е. у них отсутствует стадия неподвижной куколки, которая есть, например, у бабочек. Время, за которое проходит цикл развития от яйца до взрослого насекомого, зависит от температуры: оптимальная температура – около 30 градусов Цельсия. При ней рыжие тараканы вырастают за 75 дней. Ну, а личинки черных растут очень медленно и их развитие растягивается до 4 лет.
          Однажды мне позвонили мои знакомые и взволнованно сообщили, что поймали у себя в квартире... таракана –мутанта – белого и мягкого. Что же это делается, если тараканы в Москве запросто мутируют?! Пришлось их успокоить (или разочаровать): хотя тараканы действительно мутируют, в частности, приспосабливаются к ядохимикатам, но эти мутации не заметны человеческим глазом. А то, что им попалось – только что перелинявшая нимфа. Дело в том, что тараканчики в своем развитии проходят несколько личиночных стадий, их личинки – нимфы – очень похожи на взрослых, только маленькие, без жестких, полностью сформировавшихся, хитиновых надкрыльев. После каждой линьки они становятся старше, а, сбросив очередную шкурку, некоторое время остаются мягкими и белыми, пока их покровы не затвердеют.
         Самки тараканов не бросают свое потомство, куда попало. Напротив, они заботливо носят оотеки – кладки с яйцами – на конце брюшка до тех пор, пока из яиц не вылупятся юные тараканчики. Правда, сразу после вылупления им приходится вести самостоятельную жизнь.
          Тропические виды – с широкими, причудливой формы надрыльями и яркой окраской – вдохновляли старых мастеров на создание произведений искусства. В музее искусства народов Востока имеются нефритовые заколки для женских волос в виде тропических тараканов.
            Пепельные тараканы, о которых я уже упоминала, основная инсектарная форма, которую давно разводят в лабораториях наряду с белыми мышами или крысами как для различных опытов, так и на корм другим животным (птицам, зверькам или ящерицам). Для них пригодны широкие и невысокие стеклянные аквариумы или пластиковые кюветы, верхние края которых смазываются вазелином: тараканьи лапки скользят по жирной поверхности и насекомые не выбираются наружу, даже если сверху отсутствует крышка. На дно насыпаются опилки и  размещаются свернутые гармошкой полоски картона, образующие щели. Чем больше щелей, тем тараканы чувствуют себя уверенней. Кормят их овсяными хлопьями, хлебом, морковью, капустой, зеленой травкой. Чтобы они лучше размножались, им дают белковую подкормку – творог, яйцо, сухое молоко и сухой корм для рыбок – дафнию или гаммаруса. Обязательно кладут пробирку с водой, заткнутую ватным тампоном – через него тараканы сосут влагу.
             В неволе любые виды тараканов  быстро становятся ручными: не боятся ни света, ни человека, охотно берут из рук угощение в виде кусочков яблока и ползают по рукам. А в некоторых странах  они до сих пор служат объектом азартных игр – тараканьих бегов. На них ставят крупные суммы денег. Уж чего-чего, а бегать тараканы умеют!         
   


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.