38. Поющий воробей

           Весенний лес звенит от птичьих песен... Кто бы в этом сомневался! Когда речь заходит о пении птиц, сразу представляется соловей с его громким свистом и щелканьем. А я слышала, как поют вороны, грачи и воробьи!
          Однажды в марте, когда дни становятся длиннее, а стволы осин –  ярко зеленеют от текущих под корой соков, и деревья бросают на подтаивающий снег розовые и сиреневые тени, я заметила в старом парке пару обыкновенных ворон. Одна из них, явный самец, был занят ухаживанием: ходил вокруг своей подруги, распустив хвост, как павлин, чиркая по снегу приспущенными крыльями. При этом он издавал нежные звуки, совсем не похожие на обычное карканье – приглушенно-горловые: "круг-круг". Увы, "дама" осталась равнодушной. Она взяла, да и улетела. Тогда самец, каркнув на прощание хрипло и обиженно, улетел тоже. А неподалеко от этого места, сидя на березе, токовал грач: он тоже распушил хвост и полуопустил крылья, то приседая, то поднимался на лапах, и при этом каркал на высоких тонах что-то совершенно необыкновенное. Пролетающая мимо ворона решила сесть на ту же березу, которую грачи, вероятно, облюбовали для своей гнездовой колонии. Первый одинокий грач с воинственным криком взлетел в воздух и кинулся в бой. Птицы закружились друг вокруг друга, ворона улетела, а грач вернулся на дерево и продолжил прежние занятия. И через полчаса на этой березе появились два других грача, которые принялись с интересом наблюдать за ним. Может быть, это были самки, я не знаю.
         А в апреле я шла по подмосковному лесу и услышала совершенно незнакомое пение. Это были простые, но очень приятные трели. Перебрав в уме всех известных мне птиц и так и не придя ни к какому выводу, я стала подкрадываться к певцу. На молодой пушистой елочке сидел... городской воробей и пел. Его головка была запрокинута, глаза самозабвенно закрыты, а трепещущее горлышко могло сравниться с соловьиным. И лилась, лилась песенка, состоящая из мягкого жужжания, негромких свистов и шипящих звуков. Некоторые звуки были позаимстовованы, вероятно, у овсянки, хотя и переиначены на воробьиный лад. Вдруг птичка заметила меня, испугалась и улетела. В городе я никогда не встречала поющих воробьев.


Рецензии