С продолжение

СЛОИ сознания – человеческое сознание имеет три слоя: ощущение,  эмоции и разум. Статус серьёзного искусства приобретает только то произведение, которое воздействует на все эти слои человеческого сознания.
СЛОИ художественной информации – информация о фактах, событиях, процессах (содержательно-фактуальная), информация о причинно-следственных связях между фактами,  процессами (содержательно-концептуальная) и мир стоящий за фактами, явлениями и процессами (содержательно-подтекстовая)  И.Гальперин (1905-1984).
СЛУЖЕБНАЯ песня – военная лирика трубадуров – сервентас
СЛУХОВОЕ воспроизведение речи -- это способность улавливать и различать на слух
звуки и сочетания звуков различного характера.

СМЕШАННАЯ рифмовка – способ чередования и саморасположения рифм в сложных строфах. Самые известные из них: октава, сонет, рондо, триолет и др.
СМЕЩЕНИЕ – состоит в перемещении определителя от одного опорного слова к другому для сохранения ритма или для акцентирования.  Существует три типа С: с изменением частиречной принадлежности: «Месяц бледно луч наводит / На печальное лицо» (И.Козлов). Из позиции обстоятельства в позицию определения: «Главы их упадут под утренней секирой…» (А.Пушкин). Без изменения частиречной принадлежности, но с изменением грамматической формы: «зелёный сглаз» (А.Котов) – сглаз от зелёных глаз.
СМЕЩЕНИЕ эпитета – состоит в передвижении  определения к другому опорному имени существительному: запах белых нарциссов – белый запах нарциссов.

«СМОГ» («смелость, мысль, образ, глубина») – литературная группа основанная в 1964 г. В.Д Алейниковым вместе с Л.Г. Губановым и Ю.М.Кублановским. Единственный манифест: противостоял поэтическому безвременью и был ориентирован на поиски «потока бессознания», апеллирующего к подсознательному. Поэтому так важна была форма, облекающая художественное содержание. Лидеры «С.»  использовали «имитативную» поэтику как «способ самосохранения внутри упомянутого потока», но каждый самоопределялся в том, что именно он избрал предметом имитации. За период существования с 1964 по 1968 гг. публикаций не было. В группу «С.»  входили поэты А.Пахомов (1900-1973), В.Баташев (1937 г.), А.Басилова (1943 г.), прозаик Саша Соколов (1943 г.), художник  Николай Недбайло (1940 г.), историк и критик Вадим Делоне (1947-1983),  искусствовед Михаил Соколов (1946-2016).

СМЫСЛ-1 – 1) содержание, знание чего-нибудь; 2) цель, разумное основание чего-нибудь; 3)в некоторых сочетаниях – разум, разумность.
СМЫСЛ-2 – Фундаментальная категория бытия, значение, которое слово или словосочетание получает в конкретной речевой ситуации. 1. С. в литературе возникает на пересечении плоскостей «своего» и «чужого» сознания и слова. Это – Идеальное содержание – идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо – С. жизни, С. истории и т.д. 2. Целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значению его частей, элементов, но самоопределяющее эти значения, например, смысл художественного произведения. 3. В логике, в ряде случаев в языкознании, С. – то же, что значение: переносный смысл, прямой смысл. «Изучая отражение действительности в художественном произведении, мы не должны ограничиваться вопросом: «верно или неверно» – и восхищаться только верностью, точностью, вольностью. Внутренний мир художественного произведения имеет ещё свои собственные взаимосвязанные закономерности, собственные измерения и собственный смысл как система». (Д.С. Лихачёв).  «В стихотворении «Ночь» Б. Пастернак предлагает нам формулу, удивительную по художественной точности и смысловой ёмкости: поэт – это… «вечности заложник у времени в плену». Для полного раскрытия смысла этой формулы понадобились бы страницы и страницы» (Е. Эткинд).

СМЫСЛ и ЗНАЧЕНИЕ слова – «Человек, не понимающий смысла слов, находится в состоянии полной зависимости от них». (Н.Н. Вашкевич). Смысл слова представляет собой совокупность всех психических фактов, возникающих в нашем сознании благодаря слову. Значение слова непостоянно. Оно зависит от того, в каком контексте используется. 
СМЫСЛ искусства – настоящий смысл произведения искусства есть совокупность всех смыслов, которым оно даёт повод.

СМЫСЛОВАЯ сторона жанров –  художник слова должен научиться видеть действительность глазами жанра (М.Бахтин).
СМЫСЛОВОЕ значение слова – то, что автор хочет обозначить этим словом: явление, действие, предмет.
СМЫСЛОВОЕ поле (лакановсакая концепция) – создаётся силовым напряжением между понятиями символического, воображаемого и реальностью, т.е. между поиском устойчивых сущностей и связей этих регистров в психической организации субъекта. Это основные антропологические элементы любого лингвистического  формализованного знания и опыта, основные антропологические бытия всякого акта познания.
СМЫСЛОВОЕ чтение – чтение хороших книг с целью понять то, что хотел сказать автор.

СМЫСЛОВОЙ ряд –  это языковое выражение определённого содержания, речевая грань произведения, выделяемая в нём наряду  с предметно-образным аспектом (мир произведения) и идейно смысловой сферой (художественное содержание).
СМЫСЛОПОРОЖДЕНИЕ – способность как культуры в целом, так и отдельных её частей выдавать не тривиально новые тексты. Это такие тексты, которые возникают в результате необратимых процессов, непредсказуемые.
СМЫСЛОУТРАТА – бытование литературы в большом историческом времени отмечается не только появлением новых смыслов, но и утратой того смысла, который вкладывал в произведение сам автор.
СНИЖЕНИЕ стиля  –  введение в высокий или нейтральный стиль сниженных элементов или бытовизмов. Может быть специальным или случайным.

СНОТСА–у народа айну развлекательные песни.
СОАВТОРСТВО – совместное творчество, совместная принадлежность авторского права на произведения литературы.
СОБРАНИЕ 28 звёзд – литературное общество во Вьенаме XV в. Поэты способствовали утверждению вьетнамского языка в литературе. Они опирались на дальневосточную литературную традицию, в их стихах звучали героические мотивы.
СОБРАНИЕ сочинений – одна или несколько книг, в которых находятся все или избранное число сочинений одног0о автора.

СОБРАНИЯ русских и французских писателей  –  проходили в Париже в 1929-30 гг. Организация С.р.и ф. п. было связано с попыткой установления контактов с французскими литераторами и преодоления изоляции русских писателей в эмиграции. С русской стороны организатором выступил В.Б.Фохт  (1875-1946) и Н.Д.Городецкая (1901-1985); с французской – Робер Себастьен (1911-2002) и редакции двух журналов. Среди участников были Г.Адамович (1892-1972),  М.Алданов (1886-1957), Н.Бердяев (1874-1946), И.Бунин (1870-1953) и др. Французскую сторону представляли: Александр Арну (1884-1973), Жорж Бернанос (1888-1948), Поль Валери (1871-1945),  Андре Бюклер (1860-1919) и др. Темы собеседований посвящались русским и французским писателям, а также современному состоянию литературы, влиянию русской и французской литератур.

СОБЫТИЕ1 –  перемещение персонажа, внешнее или внутреннее, через границу, разделяющую части или сферы изображённого мира в пространстве и времени, связанное с осуществлением его цели или отказом, отклонением от неё, а также столкновение персонажа с препятствием. Просто происходящим можно назвать уже внешнюю сторону и реальность всякого человеческого действия, что не требует ещё осуществления особенной цели, и вообще любое внешнее изменение в облике и явлении того, что существует. В отличие от ситуации С. – обозначение динамического начала сюжета, т.е. выражение конфликта, либо временного, как в эпике, либо постоянного, как в драме. Понятие  С.,  как и понятие ситуации лежит в основе определений не только сюжета, но и мотива.
СОБЫТИЕ2 (в нарратологии) – совершенно аморфная совокупность ситуаций, персонажей и действий, содержащихся в том или ином повествовании, поддающаяся  бесконечному пространственному расширению, бесконечному временному прослеживанию  в прошлое,  бесконечному расчленению внутрь и подвергающихся бесконечной конкретизации.
СОБЫТИЙНЫЙ ряд -- ряд событий в произведении, начиная с исходного, которое происходит вне рамок произведения.Основное событие --
это завязка. Центральное событие -- кульминация, наивысшее проявление идеи произведения и, наконец. кульминация -- разрешение конфликта.

СОВЕРШЕНСТВО – в художественно-эстетическом понимании – полнота всех возможных достоинств, высшая степень художественных качеств,  полное соответствие  явления и сущности, «доведённая до единства согласованность многообразного» (И.Кант).
СОВЕТСКАЯ литература – обозначение многонациональной литературы СССР. Понятие возникло в конце 1920-х в связи с подготовкой к празднованию десятилетия советской власти. В 1928 г. был издан первый том «Краткий курс советской литературы: Конспект-тезис» (М.Г.Майзель).
СОВМЕСТНОЕ письмо – отказ от субъекта в литературе выражается появлением коллективного творчества, когда последующий автор не знает, что написал предыдущий.

СОВРЕМЕННАЯ литература  – подвижный термин, который до недавнего времени означал всемирную литературу после второй мировой войны. В более узком смысле – литература последних десятилетий в России.
СОВРЕМЕННАЯ сказка  –  трансформированный в современной литературе традиционный жанр. Например, сказка Аркадия Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш». 
СОЗВУЧИЕ  – очень близкие по звучанию слова:   Блестели и пели капели  (А.Белый).
СОДЕРЖАНИЕ произведения -- это идеи и принципы, которые положены в основу произведения. Структура самого содержания зависит от вида произведения.
СОИЗМЕРИМОСТЬ – в стиховедении  свойство всех строк строго измеряться одной и той же мерой: числом стоп или числом ударных и безударных слогов. Всё зависит от того, какой системой стихосложения мы пользуемся.

СОЛАУ – жанр песен португальских трубадуров XII–XVI вв.
СОЛЕЦИЗМ – неправильный языковой оборот.
СООТВЕТСТВИЕ – литературный приём, родственный символу. Устанавливает внутреннюю связь между поэтически воспринимаемыми  звуками, красками, линиями, формами, запахами, осязательными и другими ощущениями:
Природа – это храм с живою колоннадой,
Откуда слышим звук неуловимых слов,
Где люди в символах, как в зарослях лесов,
Идут и видят их сочувственные взгляды.
Как эхо дальнее сливают колебанья,
Единство тайное, глубокое храня,
Обширное, как ночь и как сиянье дня,
Так соответствуют звук, цвет, благоуханья.
Бодлер намекает здесь  на  два пути  видоизменения: связь между отдельными явлениями природы и между природой и людьми, когда соответствия внешнего мира сочетаются с переживаниями автора.

СОРАИЗМ (СОРЕИЗМЫ)  –  1) смешение в речи различных иностранных или искажённых русских слов, чтобы передать речь иностранца или придать ей оттенок жеманства. 2) иноязычные вкрапления, нарушающие чистоту речи: скучать за кем-то, вместо по ком.
«41°» («Кампания 41°», «Университет 41°») — русское литературно-художественное содружество футуристов, созданное в Тифлисе в 1917 –20 гг. Участниками его были поэты и литераторы Илья Зданевич (1894-1975), Алексей Кручёных (1886-1968), Игорь Терентьев (1892-1937), Николай Чернявский (1867-1938), художник Кирилл Зданевич (1892-1969). Группа 41° проповедовала принципы футуризма (кубофутуризма), представляя одно из наиболее радикальных, «левых», художественно-эстетических проявлений. В литературной, поэтической практике это означало заумный язык, обращение к бессознательному, эксцентричность, абсурдизм, рисунок и игру словом и шрифтом.

СОРТСИКО – баскская (Испания) лирическая песня.
СОСЛОВНАЯ литература –  литература, предназначенная тем или иным слоям средневекового общества.
СОСОЛЬ СИДЖО – в корейской поэзии повествовательное сиджо.
СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ – серьёзное, глубокое, напряжённое внимание к одному вопросу, действию или предмету: сосредоточенное чтение.
СОСТАВ литературного произведения  –  зависит от вида и рода литературы (поэзия, проза,стихи, поэма; роман, повесть, рассказ). Поэзия имеет  лишь несколько видов произведений: лирика, жанр, публицистика. Поэма может подразделяться на части и главы.  Роман имеет виды: исторический, бытовой, публицистический, роман-эпопея. Повесть может иметь главы.  Роман может делиться на тома, части, главы.  Самое основное деление любого литературного произведения – это форма и содержание.

СОСТАВНАЯ литература – так в Малайзии с 1971 г. называется литература на разнородных языках.
СОФИЗМ – случайная или сознательная неправильность вывода (логическая ошибка): все металлы  простые вещества, бронза – металл, значит, она простое вещество.
СОЦАРТ  –  современное художественное течение, возникшее в конце 1880-х гг. в русле постмодернизма. Пародирует штампы современной массовой культуры.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – освоение автором знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной группе.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ реализм – принятое у нас и за рубежом название творческого метода, утвердившегося в советском литературоведении в качестве официальной доктрины, направление, возникшее на его основе в советской художественной культуре и культуре ряда социалистических стран. Если критический реализм только показывал уродства жизни в царское время, то С.р. показывает пути выхода из этой жизни, говорит о средствах борьбы за лучшее будущее.
СОЦИАЛЬНАЯ история  –  так братья Гонкуры (Эдмон, 1822-1896; Жорж, 1831-11870) назвали свои романы, которые понимались ими как история повседневной жизни, быта и нравов общества  изучаемой эпохи. Роман вообще понимался ими как «история современных нравов».
СОЦИАЛЬНАЯ культурология – изучает процессы и явления, порождённые людьми в процессе жизнедеятельности. Человек при этом изучается как условный функциональный субъект культурных процессов.

СОЦИАЛЬНАЯ литература – роман, повесть, очерк. Она возникла в России в 80-90 гг. XIX в. Писатели этого направления  скрупулёзно и детально описывали экономические, бытовые и прочие обстоятельства жизни в её «типовом» содержании. Эта литература не выдвигала широких социально-философских проблем, не всегда была художественной, но имела серьёзные заслуги перед русской литературой (Д.Мамин-Сибиряк (1852-1912), П. Боборыкин (1836-1921), А.Серафимович (1863-1949).
СОЦИАЛЬНАЯ направленность искусства – особый подход к отображению действительности, при котором художник выделяет и исследует основы, связи, мотивы поведения героев в аспекте их конкретного жизнеустройства, трудовой деятельности, идейно идеологического восприятия жизни, борьбы за достойное существование. Это показ жизни в её наиболее существенных проявлениях и связях – национальных, профессиональных, семейных и т.д.

СОЦИАЛЬНАЯ установка – отношение автора к людям, социальным событиям, фактам и многому другому, что для него значимо.
СОЦИАЛЬНО зрелый человек – такой человек, который соблюдает все правила общества и живёт в нём гармонично. Он может отвечать за свои поступки и слова.
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ контекст – изучение литературных произведений после их создания. Это количество и характер издания, тираж, наличие  переводов на другие языки, письменные отклики, мнение читателей и т.п.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ роман -- прозаический литературный жанр. Развёрнутое
повествование о жизни и развитии жизни главного героя в критический момент его жизни. Раскрывается его психологическая характеристика и психология в отношении с окружающими людьми, отражаются актуальные социальные проблемы и вопросы, интересные для автора и для читателя.
СОЦИАЛЬНО-РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ театр – в Испании ХХ в. так назвал свой театр драматург М. Ривас (1791-1865). В этом театре ставились пьесы, построенные на антибуржуазной сатире, затрагивающие злободневные вопросы, как, например, свобода развода.

СОЦИАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ стимул  –  потребность автора воплотить в произведении свой духовный (а иногда психический и житейско-биографический) опыт и тем самым воздействовать на поведение читателей.
СОЦИАЛЬНЫЙ реализм – общеюгославское направление в 30-х г. ХХ в. Оно опиралось на революционную идеологию (Целарец, Галотажа, Х.Кикич и др.).
СОЦИАЛЬНЫЙ  роман1 –  роман, рисующий широкую картину общества в определённую эпоху, где индивидуальности вступают  в самый тесный контакт с борющимися социальными группами.
СОЦИАЛЬНЫЙ реализм -- это международное движение в искусстве. С.р. выражает критику социальных структур, которые поддерживают эти условия. Примером может служить творчество Салтыкова-Щедрина, Успенского.
СОЦИАЛЬНЫЙ роман2 – в мексиканской литературе XX в. разновидность критического реализма.

СОЦИОЛОГИЯ – наука об обществе, как целостной системе и об отдельных социальных системах, отношении личности и общества.
СОЮЗ «АВРОРЫ» – литературное общество в Швеции XIXв. В него входили Аттербум, Хаммаршельд, Ливийон и др. Его участники стремились облагородить и развить свои силы для противоборства дурному вкусу,  стать лучом света в шведской литературе.
СОЮЗ взаимопомощи русских писателей – основан в 1897г. Целью его было объединение русских писателей на профессиональной основе, для установления добрых нравов среди деятелей печати, решения споров и т.д. Существовал четыре года
СОЮЗ готов –  создан в XVIII в. в Швеции партией, которая наряду с литературой преследовала общекультурные цели. Она стояла за развитие романтизма, но отличалась от фосфоритов национальным духом. Основателем её был Я.Адлерберг (? -1844). В союз входили поэты Э. Тегнер (1782-1846), Э. Гейер (1783-1847), А. Афцелиус  (1785-1871) и Э. Сталнелиус (1793-1827).

СОЮЗ молодых писателей и поэтов – создан в Париже в 1925 г.  Инициаторы и организаторы – Ю.К.Терапиано (1892-1980),  А.Б.Ладинский (1896-1961), Д.Кнут (1900-1955), В.А.Мамченко (1901-1982).Творческая деятельность союза не имела программы и оборвалась с началом второй мировой войны.
СОЮЗ писателей СССР – добровольная общественная творческая организация, объединяющая профессиональных литераторов Советского Союза. Создана 23 апреля 1932 г. В ведении С.п. находится  Литературный институт им. Горького, литературный фонд СССР и управление по охране авторских прав писателей.
СОЮЗ поэтов (Всероссийский союз поэтов) –  существовал в Москве в 1918-929. Осуществлял материальную помощь поэтам, помогал печатать  их стихи. Первым председателем был В. Каменский (1884-1961), а потом – В. Брюсов (1873-1924).  Постепенно такие союзы были созданы и в других городах. С.п. устраивал вечера поэзии, выпускал альманахи, антологии и сборники стихов.

СОЮЗ русских журналистов и литераторов в Германии — организован в 1920 г. в Берлине под председательством И.В.Гессена, Основные цели Союза: «а) объединение работников русской печати; б) охрана их профессиональных интересов; в) материальная помощь нуждающимся членам Союза». С.р.ж.и л. добивался разрешения на въезд русских писателей, эмигрировавших из России; занимался их трудоустройством. Союз работал до 1935 г.
СОЮЗ русских журналистов и литераторов в Париже  —   создан в 1920 г. в его состав входили А.Н. Толстой, М.Л. Гольдштейн (1868-1932), С.Л. Поляков(1875-1945) и др. Организовывал фонды, помогал в публикации произведений А. Куприна, И. Бунина, И. Шмелёва (1873-1950) и др. Средства на издания были выделены Югославским правительством. С началом второй мировой войны деятельность Союза была прекращена. Вновь возобновилась его деятельность после окончания войны.

СОЮЗ русских писателей и журналистов в Польше — организован в Варшаве в 1930 г. и существовал до 1939 г. Активно участвовали в работе Союза М.П.иАрцыбашев (1878-1927), А.А. Кондратьев (1871-1967), П.М. Пильский (1879-1941).  Союз устраивал литературные вечера и конкурсы, «устные газеты», собрания посвящённое годовщинам и юбилеям. Одной из наиболее значительных акций Союза стало издание стихотворений тридцати пяти участников русских литературных кружков и объединений, существовавших в Польше. Был издан Словарь русских зарубежных писателей.

СОЮЗ русских писателей и журналистов в Чехословакии  — был организован в 1921 г. в Праге. Его учредителями были З.Г.Ашкинази (1880-?), А.С.Гурович (?), К.П. Бельговский (1895- после 1945 г.), В.Л. Магеровский (?) и др. Некоторое время в нём существовала «правая» и «левая» фракция и группа нейтральных членов, но постепенно эти грани стирались, и Союз приобрёл характер профессиональной организации, которая сочетала свою деятельность с Комитетом по улучшению быта русских писателей и журналистов при МИД ЧСР. Деятельность Союза велась в трёх основных направлениях: 1) работа по сохранению и пропаганде русского культурного и литературного наследия и изучение современной литературы; 2) участие в современном литературном процессе; 3) международное сотрудничество с другими аналогичными организациями. Устраивались литературно-музыкальные вечера, дни русской культуры. Союз прекратил существование в 1941 г.

СОЮЗ русских писателей и журналистов в Югославии — образовался в 1925 г. в Белграде, в Королевстве сербов, хорватов и словенцев. Союз устраивал литературные конкурсы, вечера, издавал книги русских писателей-эмигрантов. Печатным органом был журнал «Призыв». Союз стал инициатором Первого съезда русских зарубежных писателей и журналистов в 1928 г.
СПАДАЮЩИЕ сравнения – сравнения, которые стоят после сравниваемого слова.
«– Это бревно никуда не годится, – сказал он плотнику, –  в нем сгнила сердцевина.
– Так-то и с нашей Русью, Петрович, – ответствовал плотник, вонзая топор носком  в дерево и присев на венец, – Москва, сердце её, испорчено, а мы терпим»   (А.Бестужев).

СПЕНСЕРА школа — группа английских религиозных поэтов начала XVII в., испытавших влияние поэзии Э. Спенсера (1552-1599).  Главными представителями С.ш. были Финеас Флетчер (1582-1650), его брат Джайлс, У. Браун (1591-1643), Дж.Уитер (1588-1667). Поэты С.ш. модифицировали спенсерову строфу, пользовались аллегориями и стилистическими оборотами, заимствованными из поэзии Спенсера. С.ш. повлияла на поэзию Дж. Мильтона и Дж. Китса.

СПИРАЛЕВИДНОСТЬ – развитие характера. Условный термин, показывающий развитие действия или характера в литературе (М.Левидов).
СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКИЙ натурализм –  одно из направлений в натурализме. В таких произведениях преобладают религиозные рассуждения, в них допускаются элементы потустороннего. С.н. основан на философском учении, признающем сущностью мира духовное первоначало.

СПИСОК1 — в древнерусской литературе – любой источник, содержащий текст конкретного произведения: автограф или копия. В новой русской литературе это рукописный источник, в самой цели изготовления которого нет цели точного воспроизведения оригинала, могут быть и разночтения (список Ундольского, список Пушкина и т.д.). Чаще всего это относится к записи фольклорных произведений.
СПИСОК2– справочный материал, чаще всего находящийся в конце текста(главы) или книги. В нём даётся перечень дополнительной литературы по той или иной теме статьи или всей книги, список рекомендуемой литературы.
СПЛОШНАЯ рифма – рифма типа ааа во всём стихотворении.

СПОР  –  один из жанров провансальской поэзии XI–XIIвв.
СПОР о «древних» и «новых» — многоступенчатая литературно-эстетическая дискуссия, развернувшаяся во Франции в конце XVII начале XVIII в. Истоки дискуссии следует искать во Франции (XVI в.), в «защите и прославлении французского языка» Ж.Дю Белле (1522-1560), а также в итальянской литературе начала Возрождения. Дискуссия началась со спора о «христианских чудесах», развернувшегося в 1653 – 74 гг., где резко критиковался Гомер и Вергилий. Приверженцы «новых» утверждали необходимости отказаться от приоритетной роли латинского языка, подшучивали над ренессансными гуманистами, утверждали приоритет светского знания. В защит «древних», т.е. непререкаемости античных авторитетов, а также с утверждением о кощунственности христианских чудес выступали Н. Буало (1636-1711) и Р. Рапен (1621-1687).  Речь шла о том, следует ли продолжать украшать памятники латинскими надписями или можно перейти на французский язык. Победили «новые». Наиболее громкий акт дискуссии открыл своим выступлением Ш.Перро (1622-1703), восхваливший современность и прогресс, особенно в науке. Продолжением дискуссий можно считать спор о Гомере, после кончины основных представителей предыдущего спора. Эллинистка Анн Дасье (1654-1720) осуществила новый, близкий к первоисточнику перевод «Илиады». Плохо знавший греческий язык поэт Удар де Ла Мот составил на его основе собственный сокращённый более чем на половину перевод, осовременив Гомера. В 1716 г. стараниями друзей состоялось примирение А. Дасье с У.де Ла Мотом и спор был закончен.

СПОСОБ чтения – «Читается трояким образом: первое, читать и не понимать; второе, читать и понимать; третье, читать и понимать даже то, что не написано» (Я.Княжнин).
СПОСОБНОСТИ – заложенные в человеке от природы данные, позволяющие ему заниматься каким-либо делом, в частности, литературой.
СПРАВОЧНАЯ литература  –  книги вспомогательного содержания, используемые для получения какой-либо информации. К ним относятся словари, справочники и энциклопедии.
СПУНЕРИЗМ – случайная метатеза начальных или иных звуков в контактирующих словах, приводящая к абсурду:
Глубоко уважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый 
Глубоко- уважатый!      С.Маршак

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ метод – раздел истории литературы, изучение международных связей и отношений в их исторической обусловленности. Основной предпосылкой сравнительного изучения литературы разных народов является единство и закономерности общего процесса социально-исторического развития человечества, которыми обусловлены повторяемость явлений в разных странах  Сходство литературных фактов, рассматриваемых в их международных отношениях и связях,  может быть основано на сходстве общественного и литературного развития народа и литературных контактах между ними.
«СРЕДА» («Московская литературная среда», Телешовские среды) — литературный кружок в Москве в 1899-1916 гг., организованный Н.Д. Телешовым (1867-1957). Там собирались И.А.Бунин, А.И.Куприн, М.Горький, В.В.Вересаев (1867-1945),  С.Г. Скиталец (1869-1941), Л.Н.Андреев, А.С.Серафимович и др. Их произведения печатались в сборниках «Знание»..

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ — термин, обозначающий период в истории культуры и искусства, в том числе словесности, в отличие от термина «средние века». С. как культурная эпоха не совпадает со средними веками, которые в Западной Европе заканчиваются в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Начало эпох также различается по мнению историков – это падение Римской империи в V в. С точки зрения специалистов в области культуры – начало IV в., когда христианство становится официальной религией империи – факт, способствующий ускорению формирования средневекового сознания и картины мира, воспринимаемой современниками как пограничная веха. В качестве отличительной черты средневекового сознания и культуры отмечают приоритет жанрового канона над индивидуальным мастерством автора. Однако авторское самосознание в средневековье в определённой степени проявляется в куртуазной лирике и рыцарском романе, которые связаны с сознанием игрового, условного начала словесности и с её саморефлексией. На протяжении всего средневековья сосуществуют два типа культуры: официальный и карнавальный. Традиционалистское сознание способствует гораздо более медленной, чем в последующие эпохи, эволюции словесности. В зрелое средневековье происходит важнейший сдвиг в процессе последовательной дифференциации сознания, усиливаются светские тенденции в словесности, которые в позднем средневековье подготавливают почву для Возрождения.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ реализм – направление в схоластике, утверждающее, что общие  понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей.
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ стиль – в средневековой литературе на смену жанровому стилю приходит стиль глубоко индивидуальный, авторский.
СРЕДНИЙ герой  –   находящийся между партиями, открытый их влиянию и воздействию и отражающий своим драматизмом и переменчивостью судьбы конфликт эпохи.
СРЕДНИЙ стиль (жанр) –  в России к среднему стилю относили элегию (идиллию, эклогу), пастораль, песню элегического и идиллического содержания, слёзную  комедию, мещанскую трагедию,  эпистолу, сатиру.
СРЕДСТВА художественной выразительности -- это средство, с помощью которого высказыванию придаётся красочность, выразительность и образность. Таких средства много, но все они делятся на две группы: тропы и фигуры.

СТАДИАЛЬНОСТЬ литературного процесса –  особенно ярко проявила себя в западноевропейских странах. Выделяются литературы древние, средневековые и Нового времени (барокко, классицизм, Просвещение и реализм).
СТАДИИ развития литературы –  1. Архаичный период, где преобладает мифопоэтическое художественное сознание.  2.Художественная жизнь Древней Греции с середины I в. До н.э. до середины XVIII в. 3. начинается с эпохи Просвещения.
СТАДИИ развития таланта – 1.Первые попытки. 2.Накопление опыта. 3. Зрелость. 4.Спад  или некоторый упадок деятельности.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ массовой литературы --  стирание национальных черт и как следствие единообразие  мотивов, сюжетов, словесных приёмов в подобной литературе разных стран.
СТАНОВЛЕНИЕ автора – автор только тогда может считать себя состоявшимся писателем, когда в своём произведении раскрыл все свои внутренние  творческие возможности с наибольшей полнотой.
СТАНОВЛЕНИЕ жанра –  тип художественного произведения тогда становится жанром, когда появляется в произведениях нескольких различных авторов.

СТАНОВЛЕНИЕ реализма во второй половине XIX в.  –  определяется переходом от романтизма к критическому реализму. В 20-30 гг. было отмечено взаимопроникновение этого метода и романтизма, которое продолжалось и во 2-й пол. XIX в. Становление реализма в большинстве стран относится к 60-70 гг. Да и сам реализм как метод серьёзно изменяется. Исчезает масштабность литературы. Пошлая и однообразная буржуазная действительность не давала оснований для пафоса. Началось наступление  «среднего человека».  Но в этот период достигнут высокий уровень в анализе разнонаправленных тонких душевных движений не как признак отдельных личностей, а как признак обыденного человека.Отношение человека и среды становится главным в литературе.

СТАРОПЕЧАТНАЯ КНИГА  русская  — книга, набранная церковно-славянским кириллическим шрифтом. Первые церковно-славянские книги, содержащие религиозные тексты, –  Осмогласник и Часословец – выпустил издатель Швайпольт Фиоль (1460-1525) в Кракове (1491 г). В России печатание книг началось при Иване Грозном  первопечатниками Иваном Фёдоровым (1525-1583) и Петром Тимофеем Мстиславцем (? -1578).  Кроме богослужебных книг была выпущена азбука. С началом петровских преобразований по инициативе царя-реформатора появились светские книги научно-популярного, технического характера, по истории и мифологии.
СТАСИМ (песнь на месте) – в древнегреческом театре песня между эписодием. Состояла из нескольких строф (сизигий). Размер и содержание менялись.

STATIONDRAMA – экспрессионистская драма(XIX в.) развивается не постепенно, а кусками от одной сцены к другой, выражая одну и ту же важную для автора мысль. Персонажи безымянны:  отец, мать, сын и т.д.  и лишены индивидуальности.  Действие происходит либо в исторической, либо  в фантастической обстановке. Язык особенно патетичен.  Форма S. воспринята от Ф.Ведекинда (1864-1918) и А.Стриндберга. (1849-1912).

СТЕНИЧНОСТЬ – характеристика высокой работоспособности автора, устойчивой к различным помехам и независимой от длительности по времени.
СТЕПЕНИ таланта – все талантливые люди делятся на три степени: гении, великие и известные.
СТЕРЕОТИП – общепринятый образец, шаблон. Разновидностями С. являются штамп, клише.
СТЁРТАЯ метафора –   такая метафора, внутренняя форма которой почти утрачена и не всеми ощущается: тяжкие воспоминания – тяжкий крест воспоминаний.

СТИЛЕОБОРАЗУЮЩИЕ факторы –  наличие в каждой сфере общения своего базового комплекса стилеобразующих факторов, создающих тот или иной стиль. К ним относятся: название соответствующей формы общественного сознания; форма мыслей; тип содержания;  цели общения;  задачи общения.
СТИЛИЗАЦИЯ –  использование в творчестве уже встречавшихся в истории литературных форм, приёмов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения определённых идеологических и эстетических целей.


СТИЛИСТИКА античности – зависела во многом от жанра литературы. Высокий  жанр требовал высокую стилистику, которая формировалась в основном искусственно: отбор слов, их сочетание и стилистические фигуры. Низкому жанру соответствовала низкая стилистика, близкая к разговорной речи.
СТИЛИСТИКА ресурсов – изучает стилистические ресурсы языка, значения и окраску языковых единиц.

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ выразительность текста – создаётся либо самим содержанием текста, либо с помощью тропов и фигур.
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ окраска –  способность языка при определённых условиях придавать слову то или иное значение.  Жилище – нейтральное слово, дом – городское жилище, хата – деревенское жилище, парус (нейтральная окраска) – ветрило (возвышенная окраска).
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ приём – способ построения речи, усиливающий её выразительность. Совокупность всех С.п. и составляет суть науки стилистики. К С.п. относят: эффект уклончивых слов; интимизацию общения; усиление динамики действия; гиперболизацию событий, явлений (Т.Винокур). Повтор; плеоназм; градация;  контрастный параллелизм; образная экспрессивная лексика (Одинцов).
СТИМУЛИРУЮЩИЙ контекст художественной деятельности – совокупность явлений и факторов, воздействующих на автора извне.

СТИХИ покаянные – жанр в древнерусской литературе конца XV начала XVI вв.  С.п. использовались в церковных обрядах. В середине XVI в. отделились от обряда и стали называться «Покаянные стихи на семь гласов».

СТИХИ и ПОЭЗИЯ – стихотворная речь призвана обслуживать поэзию, поэтический смысл. Просто стихи – это ещё не поэзия. Поэзия появляется в стихах тогда, когда они содержат глубокую мысль или интересное содержание. И красивую, соответствующую содержанию форму. См.  Обыденное и поэтическое сознание. 

СТИХИ и ПРОЗА – это два разных типа организации речи. «Стихотворная речь устроена иначе, чем прозаическая, <…> Прозаическая художественная речь разделяется на абзацы, предложения и периоды. В письменном словесном творчестве стихи и проза не похожи и по особенностям своего графического оформления.   <…> Графическое оформление, выявляющее коренное свойство стиха (членение на строки) играет существенную роль в нашем восприятии стихотворных форм. Именно графическое оформление создаёт «некую установку на стих», сразу  регистрируемую нашим восприятием и позволяющую нам отнести произведение так оформленное к разряду стихотворных». (Э. Фесенко)

СТИХОЛОГИЯ – тоже самое, что и стиховедение.
СТИХОМАРКИРУЮЩИЕ средства – стихообразующие средства, отмечающие начало и конец стиха: 1) графические средства (графическая сегментация: абзац, прописная буква в начале стиха),   2) звуковые повторы, рифма.

СТИХООБРАЗУЮЩИЕ средства –   ритм и метр, а также стихомаркирующие средства. Может быть также рифма. Могут быть стихи в прозе, без деления на строфы.
СТИХОРАЗДЕЛ – граница стихотворных отрезков определяет основную систему пауз в тексте. Обычно  С. стремится совпасть с синтаксическим  разделом, концы  предложения и синтагм совпадают с концом строк, но не всегда. В русской поэзии С. всегда совпадает со словоразделом и ударной константой.
СТИХОТВОРНЫЕ штампы – результат полного срастания ритмической, синтаксической и семантической стороны стихотворной речи; образуются привычные словосочетания, которыми поэт мыслит (О.Брик).
СТИХОТВОРНАЯ интонация -- это те особенности, которые складываются прежде всего в строфе, в отдельном стихотворении. Они относятся прежде всего к расстановке , расположению слов в строке, к тому, что называется инверсией.

СТРАСТИ-мистерии – высшая форма египетского фольклора. Сюжеты для них брались из народной мифологии.
СТРАТЕГИЯ текста – результат выполнения определённых «указаний», получаемых автором от текста в ходе управляемого восприятия.
СТРАШИЛКА – современное детское повествовательное творчество, «страшная история», как называют их дети. С.сделались предметом изучения фольклористов, психологов и педагогов с 1960 г. К этому времени относится начало их массового бытования. В жанровом отношении С. – явление диффузное и неоднородное. В отличие от традиционной фольклорной прозы, в них существует не один, а два доминирующих центра: повествовательный и игровой. Наряду с литературными образами (Пиковая дама, Шерлок Холмс) встречаются заимствования целых сюжетов литературных произведений. Из традиционного фольклора в С. проникли ведьма, Баба Яга, встающий мертвец, а также некоторые сюжеты быличек. Хороший конец своеобразно проявляется в С. с выкрикиваемой последней фразой: «Отдай моё сердце!» (чёрный мертвец); «Мясо ела!» (женщина-вампир). Чем сильнее испуг, тем веселее можно над ним посмеяться. С 1970-х широкую популярность обрели «садистские стишки». В репертуар детей они включаются «в то время, когда происходит преодоление мифологического сознания детства» (Чередникова). «Садистские стишки» – это «взрослый, чёрный юмор».

СТРИГЭТУРЫ (выкрик) –  поэтический вид юмористики в молдавском фольклоре
СТРОКА1 – ряд слов, букв или иных знаков, написанных в одну линию.
СТРОКА2 – часть торжественного шествия в греческой трагедии, определённое соединение нескольких стихов, повторяющихся в стихотворении.
СТРОФИЧЕСКОЕ членение корейского стиха – корейское стихотворение делится на четыре части. Ки – первая часть, где ставится вопрос или намечается тема стиха. Сын – вторая часть, где подводится итог сказанному. Чон – третья часть, где развивается действие или образ.  Кёль – четвёртая часть, где подводится итог сказанному.

СТРУКТУРА – связь составных частей, строение. Взаиморасположение частей произведения как внутри, так и снаружи. Наличие такой С. придаёт целостность всему произведению. 

СТРУКТУРА стихотворения -=- состоит в следующем: художественные срелства ( слова и тропы), стихотворный размер (ямб, хорей, амфибрахий, дактиль,анапест), рифма,рифмовка(парная, перекрёстная), ст рофика.
СТРУКТУРА интенции –  локуция – построение речи по правилам грамматики; иллокуция – придание процессу речи целенаправленности; перлокуция – воздействие на мысли и чувства  собеседника.
СТРУКТУРА-ФАКТУРА – ключевая дихотомия (деление), определяющая онтологию поэтического произведения (основы бытия). Поэтическое произведение – открытая логическая структура – логически выстроенное рассуждение, лежащее в основе стихотворного произведения.
СТРУКТУРА художественного творчества -- представляет собой единство трёх компанентов: субъект творчества (автор), объект творчества, т.е. то, над чем работает автор, и предмет творчества, т.е. то, что увидел автор в жизни, как это увидел. Но нам важно знать, как совмещались у автора талант и способность передавать тему в слове, а также те цели, которые он преследовует в своей работе.
СТРУКТУРАЛИЗМ и ЛИТЕРАТУРА – художественную литературу структуралисты стремились рассматривать как универсально-конвенциональную методологическую систему, в которой традиционные эстетические понятия реальной действительности заменялись рядами таких категорий, как текст, структура, знак, письмо, коннотация. Писатель,  по концепции  Р.Барта (1915-1980),   занимается только созданием новых слов. Он должен старым словам придавать новый смысл. В его обязанность входит  создание текстов, где смысл возникает между словами, в самой системе их синтаксических связей. В результате рождается коннотативное письмо, появляются дополнительные смыслы.

СТРУКТУРАЛИСТСКОЕ литературоведение – раздел структурализма. В нём два направления: структурная лингвистика и структурная поэтика.
СТРУКТУРНАЯ лингвистика – изучает язык произведения с точки зрения формального строения образующих его компонентов в плане строения и содержания.
СТРУКТУРНАЯ поэтика – направление в литературоведении 60-70 гг. XX в., взявшее основные установки, с одной стороны, у классической структурной лингвистики, а, с другой стороны, у русской формальной школы 1920 гг. Основой С.п. является постулат о системности художественного текста. Текст рассматривался  как целое, которое больше, чем сумма его частей. Важнейшим свойством структурности считалась иерархичность уровней. Уровни были такие: строфика, лексика,, грамматика, фоника, метрика, синтаксис, семантика. В зависимости от вида текста уровни могли меняться.

СТРУКТУРНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ подход – направлен к тщательной общестилистической характеристике языковых средств, но описание их идёт по их роли в конструируемого стилистического приёма.
СТРУКТУРНЫЕ единицы текста  – любая часть текста, выделяемая из него и сопоставляемая в определённых целях с другими частями текста (В.Свинцов).
СТУПЕНИ погружения в книгу – первая ступень: понять сюжет, фабулу. Вторая ступень: умение читателя отождествить себя с персонажем. Третья ступень:  отождествление читателя с автором-художником.
СТУПЕНЧАТЫЙ роман – такой роман, в котором каждый эпизод вбирает в себя всё больше персонажей или каждое  приключение становится сложнее.

СТУТИ – в непальской средневековой литературе  жанр панегириков, традиционные гимны.
СТЯЖЕНИЕ – в дактило-хореических размерах гекзаметра некоторые различные группы в 3 слога как бы сокращены до 2 слогов – стяжены.
СУББОТНЯЯ БЕСЕДА – литературно-философский кружок в Хельсинки 1830 г. Занимался философией и эстетикой, осмысляя философию и эстетику Гегеля с точки зрения задач литературы и национального движения.

СУБКУЛЬТУРА – часть культуры общества, отличающаяся своим поведением,от большинства людей, а также группы носителей этой культуры; может отличаться своей системой ценностей, языком, одеждой и т.д.

СУБЛИМАЦИЯ1  – психологический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений (душевное волнение) на цели культурного творчества.
СУБЛИМАЦИЯ2 – изложение возвышенной темы таким же возвышенным слогом.

СУБЪЕКТ речи – лицо, которому принадлежит то или иное высказывание. Выделяется первичный С.р. и вторичный. Примером первичного С.р. служат местоимения: я, ты, вон, там,  а вторичного – неопределённое местоимение: какой-то. Им может быть как говорящий, так и другое лицо.
СУБЪЕКТИВНАЯ организация текста – соотнесённость всех отрывков текста, составляющих в совокупности данное произведение, с соответствующими субъектами речи и сознания.
СУБЪЕКТИВНАЯ поэзия – в Финляндии поэзия, в которой отражался индивидуалистический протест против общественного застоя, гнетущих условий жизни.

СУБЪЕКТИВНАЯ сторона литературы – новая сторона искусства, получившая название партийность. Первый этап нового содержания дало учение И.Тэна (1828-1893) о «расе», «среде», «моменте». В нём было дано определение истинных истоков художественного развития и определяющие звенья между социально –экономическими обстоятельствами и искусством. На высшем этапе развития учения о литературе и была определена важнейшая категория партийности. Ленин открыл новые возможности понимания сложных диалектических процессов, характеризующих мировоззрение художника, диалектики художественного отражения. Это помогло научно понять внутренние законы движения той системы, которая называется реализм.

СУБЪЕКТИВНЫЙ идеализм – форма идеализма, отрицающая объективное,  независимое  от субъекта существование материального мира,  признающая единственной реальностью индивидуальное сознание, ощущение и т.д.
СУБЪЕКТИВНЫЙ реализм – парадигма геотеизма – учения об абсолютной морали.
СУДАР – в монгольской литературе произведения канонического буддизма, но позднее стало обозначать книгу из узких не сшитых листов.
СУДЕБНЫЙ жанр – романы в Китае XIX в. Это произведения о «честных чиновниках», у которых чувство долга сочетается с проницательностью в решении судебных дел.

«СУДИЛИЩЕ любви» – обозначение, введённое в 1575 г. Жаном Нострадамом (1507-1577) и относящееся, как полагали исследователи XIX в., к распространённым во времена трубадуров салонным играм-забавам, в которых под председательством знатных дам, особенно сведущих в вопросах любви, рассматривались спорные вопросы любовных отношений и понятий. Литературным образцом С.л. сделался трактат XII в. «О любви» Андрея Капеллана (XII в.), к которому с полным доверием отнёсся Стендаль в своей книге «О любви».

СУДЬБА книги – книга захватывает читателя сразу и получает признание всех поколений читателей. Но она может долгое время оставаться незамеченной и лишь потом ею зачитываются. Книгу могут долгое время читать, но потом её забывают. Только один процент из всех написанных книг остаётся в качестве литературных памятников.

СУЖДЕНИЕ о прочитанном – первая ступень: умение судить о характере героя по поступкам, портрету и речевым характеристикам. Вторая ступень: целостное восприятие художественного произведения – сюжета, образов, пейзажа и художественных деталей. Третья ступень: постижение авторской позиции.

СУЙ или ИКИ – в Японии конца XIX в. литературный стиль, сочетание элегантности и лёгкой развязности.

СУЛУКИ – аллегорическо-философские поэмы на Яве.

«СУМЕРЕЧНИКИ» – группа итальянских поэтов начала ХХ в., которые противопоставили риторической патетике стихов Де;Анунцио (1863-1938)простую форму разговорной речи, избрав своим предметом тусклый мир повседневности. Термин придумал критик Дж.Борджезе (1882-1952) в отзыве на сборник стихов М.Моретти (1910-1961),  а также стихов Ф.М.Мартини (1841- ?)  и К.Кьяве, которые испытали воздействие французского символизма. «С.» придают обыденным частностям и деталям расширительное символическое значение, сквозь которое пробивается ирония и ощущение пустоты жизни. Поэзия  «С.» близка по настроению герметизму, избравшему путь ухода в мир собственных поэтических переживаний.

СУММА — жанр философской литературы, возникший в средневековой схоластике как систематическое изложение теологических или философских познаний. Отличается строгой композицией компендиум (соединение), объединяющий многообразные темы. Термин «С.» используется и как обозначение комментария к «сентенциям».
СУММИРУЮЩЕЕ понятие – понятие темы, объединяющей словесный материал произведения.
СУН— в китайской литературе культовая поэзия с зачатками драмы.
СУНГЕСПИЛЬ – арии, ансамбли в пьесах, речитативы в датской литературе.
СУПРЕМАТИЗМ – это авангардизм в живом взаимообогащающем контакте. Сюжетная беспредметность.

СУРА — 1. В арабской поэтике образ, страсть. 2. Главы Корана.
СУРАБЕ – исторические хроники на Мадагаскаре (XII в).
СУРГААЛЫ – в монгольской литературе XIX в. стихотворный  жанр поучений, афористическая поэзия. Особенно прославился в этом жанре поэт Рабджаа (1811-1856).
СУРИКОВСКИЙ литературно- музыкальный кружок – литературное объединение писателей-самоучек из народа, созданный в Москве. В кружок входили поэты Ф.Шкулёв(1868-1930),  М.Леонов (1872-2929),  С.Кошкарёв (1878-1919). Целью его было выявление и развитие творческих талантов. В 1910 г.  в кружок влились С.Дрожжин (1848-1939), П.Орешин (1887-1938), Е.Нечаев (1859-1925). С этим кружком связано начало пути С.

СУТЬ ТВОРЧЕСТВА –  самоотдача (Б.Пастернак), заключается в том, чтобы познанные писателем общие закономерности жизни воплотились в конкретных художественных образах.
СУФИЙСКАЯ литература – совокупность разноязыких произведений, проповедующих идеи мусульманского мистицизма – суфизма. Сюда входят произведения, тяготеющие к народной сказке, притче, волшебной сказке.
СУХФ (глупость) – новый жанр арабской поэзии Х - XI вв. Автором его был поэт Ибн Ходжжадж (941-1001). В стихах использовался  разговорный язык, описывались бытовые сцены.

СХЕДА – в византийской литературе XII в. импровизация. Например, «Схеда мыши»с её остроактуальным общественно-социальным содержанием.
СХЕЗИС-ономатон – перечисление существительных, иногда вместе с прилагательными, в параллельных отрезках речи.
Вижу сон. Дорога чёрная.
Белый конь. Стопа упорная.       С. Есенин

СХЕМА анализа литературного произведения –  1. Выделить новизну поднятой автором темы. 2.Отметить новизну формы и композиции произведения.  3. Выявить новые жизненные переживания, вызванные чтением произведения.
СЦЕНАРНЫЙ речевой жанр – сложный жанр, в основе которого лежит речевой сценарий: диспут, дискуссия, интервью и т.п.
СЦЕНИЧЕСКАЯ поэма – жанр, возникший  в рамках романтической драматургии. Сюда относятся  «Дон Карлос» Шиллера, «Манфред» Байрона.

СЦЕНЫ из жизни – книги, которые показывают жизнь людей определённого класса, слоя общества или государства. Так, есть «Сцены из жизни фермеров», «Сцены из жизни духовенства»,  «Сцены из жизни Америки».
СЦИЕНТИЗМ –  1) абсолютная роль науки в системе культуры, в духовной жизни общества; 2) социологическое течение XIX-ХХ вв. проводящее аналогию социальных наук с естественными по методам и по функциям в обществе.
«СЦИПИОНОВ кружок» (Сципион, 234-129 г. до н.э.) — группа римских политических деятелей и писателей, сложившаяся во II в. до н.э. К «С.к.» принадлежали греческий стоик Панэтий (185-109 г. до н.э.), историк Полибий (206-124 г.до н.э.), комедиограф Теренций (185-159 г. до н.э.)и поэт-сатирик Луцилий (180-102 г. до н.э.); члены кружка обратились к эллинской философии и литературе. Идеи «С.к.»  оказали воздействие на Цицерона.

СЪЕЗД писателей – высший орган союза писателей СССР.  С.п. проводился каждые тои года, но потом (1954 г.) срок удлинился на пять лет. На съезде присутствуют видные партийные деятели ЦК.КПСС. и  правления СП. СССР. Для ведения съезда избирается президиум, секретариат, мандатная и редакционная комиссии.
СЭМЭНЭТАРИЗМ – направление в румынской литературе, связанное с журналом «С» (Сеятель). Зачинателем его был буржуазный историк  Н.Йорга (1871-1940). Он полагал, что крестьяне – это основа нации и ратовал за их просвещение. Он хотел создать такую литературу, которая бы вызвала слёзы у помещика и крестьянина. С его деятельностью пробуждается интерес к фольклору, к историческому прошлому. Всё это привлекло внимание к журналу писателей.

СЭТЕРОН –  шведская пастушеская песня, близкая к йодлю. Жанр шведского фольклора.
СЭНЭН-НОРЭ (санвеста) –   в Корее песни Востока. Самый ранний (VII-VIII вв.) жанр поэзии.
СЯД – особый размер арабской рифмованной прозы.
СЯКАЙ сёсэцу – в японской литературе XX в. социальная проза.
СЯНШЭН – традиционный жанр китайского песенно-сказительного искусства. Юмористические диалоги.


Рецензии