Гость с Чукотки
В один из дней сидел Байпак на лавке перед своим домом, молчаливо любуясь окружающим миром. Вдруг видит, идёт по улице незнакомый человек, а за спиной у него огромный рюкзак колышется. Заметил тот человек остроумца, остановился и спрашивает:
- Далеко ли отсюда до Москвы?
- Далеко! Ещё переходов сто двадцать сделать осталось! – отвечает Байпак.
- Не близко… - почёсываясь за ухом, проговорил незнакомец и затем попросил. - Не дашь ли ты мне, хозяин, попить воды? А то совсем в горле пересохло.
- Как не дать?! – всплеснул руками Байпак. – Заходи ко мне в дом, попей, поешь, отдохни, познай гостеприимство настоящего казаха!
Завёл остроумец гостя в дом, чайник на плите быстро вскипятил, еду на стол выставил. Угощает незнакомца, расспрашивает обо всём.
Оказалось, что человек этот издалека путь держит – с самой Чукотки. По имени представился - Вуквукаем зовут. Надоело, говорит, одну только тундру да оленей видеть, захотелось в столице побывать, по Красной площади перед Кремлём пройтись… Выехал чукча из дома на оленях, но по пути оленей пришлось продать и дальше продолжать путешествие то пешком, то на попутных машинах. Сев в одну из машин, Вуквукай и не заметил, как заехал в Казахстан. Здесь в первый же день пребывания произошло с ним одно небольшое происшествие.
Когда стал он, как обычно, расспрашивать у встречных людей о дороге на Москву, оказалось, что никто из них толком не может ответить на его вопрос.
Долго пришлось проплутать чукче по селению, пока не нашлась одна женщина, на вопрос «Москва? Москва?» ответившая:
- Мас Каби? Мас Каби анда жатыр, - сказала так, да ещё и рукой в нужную сторону показала.
Обрадовался Вуквукай, узнал, наконец, дорогу на Москву!.. Но для верности, ещё раз переспросил:
- Москва?
- Мас Каби, мас Каби, - утвердительно закивала головой женщина, ещё раз обозначив рукой направление пути.
В приподнятом настроении, бодро зашагал чукча в указанную сторону. Прошёл совсем немного и увидел впереди лежащего прямо поперёк его тропы мужчину. Сначала хотел Вуквукай обойти стороной препятствие, но потом подумал: «Нет, надо помочь больному человеку…» Опустился на колени, пощупал руками пульс – есть давление, значит, живой… Стал делать искусственное дыхание: массажирует, давит усердно на сердце - но мужчина в ответ лишь стонет, а в сознание не приходит. Тогда решил Вуквукай применить другой способ - принялся вдыхать ртом в рот больного. Но лучше бы он этого не делал: мужчина глаза открыл, да как вскочил, сбросив с себя спасителя! Хорошо, вовремя чукча присел, когда над ним пронёсся кулак, а следом мягко перевернулось и рухнуло на землю тело хозяина кулака… На прощание пнул Вуквукай в зад снова погрузившегося в сон пьяного мужчину, поправил на плече рюкзак и продолжил путь.
В тот же день чукча заночевал у Байпака. В доме спать не захотел, говорит, больно жарко. Одно прохладное место – холодильник, да и тот тесноват, захочешь - не уместишься! Осталось только выбрать для ночлега сеновал: там и прохладнее и лежать мягче.
Утром Байпак выехал с Вуквукаем на автобусе в город. Решил проводить гостя, а заодно помочь тому подыскать попутный транспорт.
После часовой тряски по ухабистой просёлочной дороге, въехали они в город, рассматривают сквозь стёкла мелькающие мимо дома, машины, людей, деревья, столбы, заборы, мусорные баки с выглядывающими оттуда кошачьими хвостами. Проезжая мимо одного места, чукча вдруг сильно заволновался, стал дёргать Байпака за плечо, показывать пальцем на стоявшие у ворот какого-то учреждения огромные грузовики – рефрижераторы.
- Байпак! Байпак! Видишь эти машины? Хочу ехать на такой машине, в белом вагончике! Там внутри прохладно, свежо, совсем как у нас на Чукотке! Брат, останови срочно автобус, давай сойдём здесь!
Байпак и рта раскрыть не успел: взволнованный чукча вытолкнул его со своего места и с рюкзаком на локте понёсся к передней двери. Шофёр, ехавший в это время на большой скорости, когда обернулся на крики и увидел перед собой обезумелое лицо Вуквукая, сам перепугался и нечаянно нажал на тормоз, отчего автобус резко закрутило и развернуло передом как раз в ту сторону, куда собирался идти чукча. Под глухое рычание пассажиров, они покинули автобус и прямиком направились к стоянке рефрижераторов. Оказалось, что место это находилось неподалёку. Как только впереди показались грузовики, чукча возбуждённо заговорил, сопровождая речь быстрыми движениями указательного пальца:
- В этом вагончике поеду! Нет, в этом! Нет, нет, в том, где рисунков и букв больше!
Никого возле рефрижераторов не было видно, но от зорких глаз Вуквукая не смогли ускользнуть выглядывающие из-под колёс одной из машин две ноги. Дёрнув руками за одну ногу, он спросил:
- Эй, брат, ты скоро едешь?
- Нет, не скоро, ремонта ещё много! – ответил голос снизу.
- Ремонта много? Жалко, как же жалко... - огорчённо проронил чукча.
- Ничего, этот не едет - других найдём! – похлопав по плечу, успокоил спутника Байпак. - Тут поблизости ещё шофёры должны быть...
Бегло оглядевшись по сторонам, он уверенным шагом направился к широко раскрытым воротам большого похожего на склад здания. Внутри действительно оказавшегося складом здания очень быстро обнаружились водители машин, но к огромному разочарованию, никто из них не захотел повезти с собой чукчу: едва заслышав о желании того ехать в кузове, они резко отворачивали головы и больше не говорили ничего другого, кроме слова "нет". После долгих безуспешных уговоров, расстроенные и злые Байпак с Вуквукаем покинули склад.
- Как же обидно. как же тяжело смириться с тем, что я не смогу поехать в белом вагончике... – водя опущенной головой, жалобно пролепетал чукча.
- Нет, ты обязательно поедешь! Не быть мне Байпаком, если не помогу тебе сейчас! – твёрдым голосом заверил остроумец и тут же поделился с чукчей созревшим в голове планом. После недолгого раздумья Вуквукай план одобрил...
Когда из склада в сторону машин направился шофёр, на его пути неожиданно возник кошелёк с волнительно выглядывающей изнутри крупной денежной купюрой. Завидев находку водитель резко встал на месте, потом быстро огляделся по сторонам и, не теряя более ни секунды, потянулся к добыче. Схватил кошелёк и, сгорая от радостного волнения, переправил его в широкий нагрудный карман. Затем, вновь выпрямившись, он как ни в чём не бывало пошёл дальше. Но не успел счастливчик пройти и нескольких шагов, как на его пути вырос человек.
- Постой-ка, брат, на минутку, послушай, что скажу! У меня только что украли кошелёк с деньгами, а вор, как я успел заметить, побежал сюда! Ты случайно не видел его? – выказывая взволнованный вид, выпалил чукча.
- Нет, никого я тут не видел, никто мимо не пробегал, – удивлённо пожимая плечами, ответил шофёр.
- Не может быть! Я точно видел, как он побежал именно к этому месту!.. Погоди-ка, погоди-ка... а может, ты и есть вор?! Да, конечно, очень похож… А ну-ка показывай живо, что это выглядывает у тебя из кармана?!
Не дожидаясь ответа, Вуквукай бесцеремонно полез в нагрудный карман опешившего от неожиданности водителя и вытянул оттуда кошелёк.
- Ах, вот он где, мой дорогой кошелёк! Я как будто знал, как будто чувствовал, что он там! Так значит, это ты его украл?!
В порыве негодования чукча замахнулся на шофёра кулаком, а тот, побледнев, лишь оправдывался:
- Да я его нашёл только что, вон на том месте… Лежит на земле, никого рядом нет, вот я и подобрал… Подумал, если найдётся хозяин, то сразу и верну…
- Привет, мужики! – раздался из-за спин чукчи и шофёра голос Байпака. -
Я тут случайно услышал ваш разговор и могу подтвердить: да именно этот человек украл у тебя кошелёк, я видел всё своими глазами, я – свидетель!
- Да как я мог украсть, ведь я же со склада никуда не выходил и, люди мои слова могут подтвердить. И ещё: а может быть этот кошелёк мой, ведь мало ли бывает на свете одинаковых вещей?
- Конечно, одинаковые вещи бывают, - вырвав из руки Вуквукая кошелёк, согласился Байпак и затем предложил: - Если вы оба считаете себя хозяевами этого кошелька, то обязательно должны знать, что в нём находится. Правильно?
- Правильно, – кивнули головами чукча с водителем.
- Раз согласны, давайте-ка это проверим: узнаем, кто из вас говорит правду, а кто обманывает. Первым я задам вопрос тебе.
Байпак повернулся лицом к водителю и спросил:
- Что находится в кошельке?
- Конечно, деньги! Сверху бумажные, а снизу мелочь, – ответил тот.
- А ты как думаешь, что находится в кошельке? – обратился остроумец к чукче.
- Деньги. Бумажные - в чулке, а мелочь в шёлковой тряпочке.
- Всё? Ответили? – поочерёдно взглянув на каждого, удостоверился Байпак и, положив кошелёк на землю, принялся не спеша расстёгивать его. Выглядывавшие из кошелька купюры находились внутри какого-то прозрачного материала. Байпак осторожно стал приподнимать этот материал, одновременно заталкивая внутрь вылезавшие вверх купюры. Материал оказался длинным и очень эластичным. Лишь в самом конце стало понятно, что это не что иное, как капроновый женский чулок!
- Я же говорил, я же говорил, что деньги в чулке! – вовсю торжествовал чукча – А мелочь, там внизу, в тряпочке, можете проверить! А тебя, вора, давно пора сажать в тюрьму!
- Ты прав, надо вызывать полицию, - согласился Байпак и следом спросил: – А много ли у тебя денег в кошельке?
- Да-а-а… на машину накопил, купить собираюсь… – неохотно поделился своими планами чукча.
- Ай-ай-ай! – не замедлил пристыдить водителя остроумец. – Человек может быть, всю жизнь на машину копил, а ты… Это же воровство в крупном размере, лет на пять тянет! Давай-ка я сейчас помогу потерпевшему, позвоню в полицию…
Не отрывая глаз от испуганного водителя, Байпак достал из кармана сотовый телефон и стал медленно нажимать пальцами на клавиши.
- Нет!Нет! Не надо, не надо никому звонить! – подскочил к нему шофёр. – Быть может, решим это дело как-нибудь по нашему, по-свойски… ведь мне же прямо сейчас надо срочно отправляться в рейс! Ну давайте, давайте что-то придумаем, я чем-нибудь вам отплачу…
- Отплатить – дело хорошее… - с серьёзным видом произнёс Байпак. – Да что ты мне это говоришь, обращайся к тому, кто пострадал, узнай, чего он захочет.
- А я много не попрошу, - почувствовав себя хозяином положения, заговорил Вуквукай. – Повезёшь меня в своём белом вагончике туда, куда я захочу!
- В каком белом вагончике? В рефрижераторе что ли?.. Да там же холодно, лёд стоит, замёрзнешь ведь по пути!
- А это не твоё дело, замёрзну я или не замёрзну! Если не хочешь в тюрьму, то повезёшь!
- Да мне что… если хочешь – лезь в кузов, - нехотя согласился шофёр. Согласился-то нехотя, а сам в уме уже сообразил, какая отличная возможность отомстить обидчику перед ним открывается… Через час-другой начнёт проситься выйти из кузова – ни за что не выйдет, будет сидеть там до тех пор, пока слёзно не попросит прощения!..
У раскрытой, веющей прохладой двери рефрижератора состоялось прощание Байпака с Вуквукаем.
- Спасибо тебе брат за всё, – взволнованным голосом благодарил своего нового друга чукча. – Если сможешь, приезжай на Чукотку, встречу как самого дорогого гостя! Лучше приезжай в середине лета, когда у нас стоит жара: под северным солнцем загар примешь, на оленях по тундре с ветерком промчимся, рощицами карликовых берёз полюбуешься! Экзотика! Нигде такого не увидишь!.. Что, приедешь?
- Приеду, приеду, - ответил Байпак, хотя в душе не очень-то желал куда-то ехать, успел устать от посыпавшихся сегодня на него с новым знакомым приключений. Но отказать прямо и тем самым обидеть чукчу тоже очень не хотелось. – Следующим летом в июне приеду, когда на верхушку растущего в моём огороде конского щавеля сядет залётный воробей и выклюет на листьях знак в виде буквы «Ч». Тогда, увидев его, я сразу вспомню о своём обещании и немедленно отправлюсь на Чукотку!
- Ай, Байпак… - укоризненно закачал в ответ головой Вуквукай. – Трудно понять, говоришь ли на самом деле правду или шутишь.
- А ты что, не веришь мне? Если не веришь, поезжай со мной в Бармак, покажу тебе тот самый конский щавель!
- Нет, нет, верю! – немедленно отказался от своих сомнений чукча и, забросив в дверь рюкзак, полез в кузов.
Шофёр, едва дождавшись последнего прощального взмаха руки чукчи, словно верный прислужник прикрыл за ним дверь - на вид выглядевший спокойным, внутри водитель рефрижератора весь кипел: зубы его, будто железные, громко лязгали и скрипели от гнева и возмущения. Проезжавший мимо на телеге старик, заслышав эти звуки, свесил голову к ободьям удивлённо размышляя: «Вроде, только вчера смазал колёса, а они опять скрипят…»
Словарик.
Мас Каби - пьяный Каби.
Анда жатыр - там лежит.
Свидетельство о публикации №217092800923