Смысл кинофильма Да здравствует Цезарь! Коэнов

Сценарий фильма можно разделить на несколько сюжетных линий по основным персонажам.

Первый сюжет – это повествование одного дня жизни главного героя – управляющего киностудии (Джош Бролин). Проблему перед героем ставит представитель Локхид (американская военная госкорпорация), который ему предлагает переходить на спокойную, серьезную работу, где много денег, показывает фотки взрыва водородной бомбы и зовет вместе строить первую галактическую империю, а не нянчится с этим цирком. В финале Бролин исповедуется и задает вопрос падре «Моя работа сложная, но она правильная», а тот ему отвечает, что «Надо делать, что считаешь правильным, потому что правильное идет от Бога». Бролин отказывается от легкой работы, больших денег и выбирает своё призвание, а зритель понимает, что без него тут всё в киностудии в разнос пойдет и одобряет его выбор.

Другие сюжеты комбинируют в себе персонажей фильма Коэнов и съемки на киностудии. Это зачастую создает у нас, как зрителей, ложное впечатление, что персонажи фильма Коэнов – актеры играют во внутренних фильмах каких-то других персонажей. На самом деле надо рассматривать каждого персонажа фильма Коэнов, как единое целое, совмещающее и его действия в основном сюжете и во внутренних съемках.

Второй сюжет – это съемки фильма про Цезаря и Иисуса. Что характерно свой фильм Коэны озаглавили названием снимаемого внутреннего фильма. Главный персонаж - Клуни – простачек, но гениальный актер. Его похищают, рассказывают про коммунизм, он проникается и сам начинает рассказывать про Капитал Маркса Бролину (Клуни даже явно говорит о созвучии с названием студии - Capitol), а в конце выдает пламенную речь про идеи учения Христа. В этом сюжете также есть сцена разговора Бролина с представителями трех направлений христианской церкви и ребе. Бролин спрашивает, что церкви думают про сюжет фильма. Отцы начинают сыпать догмами и спорить о формальных различиях учения, но все соглашаются, что суть передана верно. Ребе говорит, что у них запрещено показывать бога, но Иисус не бог для иудеев, а вообще мнения у него нет. На самом деле, это было обсуждение сюжета фильма Коэнов, а не внутреннего фильма про Цезаря. В финальных титрах фильма Коэнов есть еще одна отсылка на это - надпись, что «Изображение Бога не демонстрировалось».

Третий сюжет – это история ковбоя Хоби Дойла. Он символизирует обычного американца. Простой парень, которого из вестернов отправляют сниматься в серьезных фильмах. Он говорит Бролину, что похищать людей неправильно, ругает коммунистов, когда приезжает за Клуни. Одна из ключевых сцен в этом сюжете, где ковбой не может произнести фразу «Все не так прозаично», которая заканчивается просмотром в монтажной Бролиным. Ковбой там в камеру говорит - «Всё не так просто». Эта фраза адресована напрямую нам – зрителям и намекает, что мы за фильм смотрим. Эта мысль дополняется сценой, когда режиссер – Файнс – врывается к Бролину и говорит, что Хоби Дойл – ковбой, а я тут драму снимаю. Это тоже прямое обращение к зрителю, фильм то у него называется – «Веселые танцы». Как раз фильм Коэнов по форме – легкая комедия с танцами, а на самом деле серьезный фильм с глубоким смыслом.

Четвертый сюжет можно объединить историями персонажа Татума и Йоханссон. Сначала Татум исполняет танец про моряков, которые уходят в дальнее плавание, а потом за ним приплывает советская подлодка и он отправляется через океан в СССР. Само всплытие лодки перекликается со съемками Йоханссон, когда она выныривает из воды русалкой. Йоханссон говорит Бролину, что, если бы был нормальный надежный мужик, она без промедления вышла бы за него замуж и тут появляется нотариус Сильверман – самый надежный человек на земле, за которого она немедленно выскакивает замуж и уезжает. В этом сюжете Татум – Джона Хилл, а Йоханссон – СССР. Еще раз показан выбор между деньгами и близкими, когда пёс Энгельс прыгает в руки Татума, а тот роняет чемодан с деньгами, но ничуть не переживает из-за этого.

В итоге: главная мысль Коэнов – это, что идеи в основе христианства и коммунизма одни и те же. И то, и другое это правильное и естественное развитие в будущее, что Римской империи, что нынешней капиталистической на базе США. Не в вере (слово которое забыл Клуни в конце) дело, а в правильных знаниях, которые Коэны и пытались донести до зрителя.

Преемственность идей еще отражается в музыкальных композициях: церковная на начальных титрах и хор Красной Армии на финальных. Двойственность также показана персонажем Суинтон. В самом начале, когда Бролин врывается забирать фотографирующуюся актрису, она восклицает «Jesus Crist on a scooter», что в русском дубляже перевели «Боже мой, второе пришествие». Наверняка в фильме есть еще знаки, раскрывающие главную мысль.

PS: В «самой свободной стране» со свободой настолько плохо, Коэнам пришлось так зашифровать фильм, что зрители какой только смысл не находят. Сам же выбор места и времени действия фильма определен не простым желанием авторов снять про Голливуд 50-х, а для создания гармоничной картины, где можно современность и времена Римской Империи объединить во едино и рассказать про взаимоотношения капитализма и коммунизма – 50-ые, чтобы не вызвать истерию в современном американском обществе. Фильм то не про прошлое, а про будущее (название кружка коммунистических сценаристов).


Рецензии