Новое в Род. Гл. 7 Константин Ч. 4 Сам. Семинария

ПАВЕЛ  АЛЕКСАНДРОВИЧ  ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ  В  КРУГУ  СЕМЬИ

Tags: П.А Преображенский, краеведы
Kraeham.livejournal.com


ИСТОКИ
НОВОЕ В  РОДОСЛОВНОЙ
ГЛАВА 7  КОНСТАНТИН
ЧАСТЬ 4  САМАРСКАЯ  СЕМИНАРИЯ


Об истории  Самарской Семинарии мы  уже писали раньше и приводили фотографию здания, в котором размещалась семинария.

Теперь нам захотелось рассказать о преподавателях Самарской семинарии.

Все преподаватели были не просто знатоками своего дела.

Во время своего существования с 1858 по 1918 г.г. Самарская Семинария сделала более 40 выпусков.

Среди выпускников – целый ряд архиереев (в частности, епископ Андрей Комаров, управлявший нашей епархией в годы Великой Отечественной войны), известные богословы (такие, как профессора П.А.Юнгеров, П.А.Милославский, Г.Н. Глинский), ученые (например – академик Николай Кирьянович Пиксанов).

И не мудрено, что выпускники семинарии становились такими известными и заслуженными людьми.

Это заслуга всего  преподавательского состава Самарской Духовной Семинарии.

Здесь рассказать конкретно о многих преподавателях Семинарии нам не удастся.
Поэтому изо всех многих мы выбрали одного, о ком нам очень хочется рассказать вам. Это - преподаватель Самарской Духовной семинарии, известный учёный и краевед – Павле Александровиче Преображенский. Он преподавал в семинарии с 1883 по 1909 годы.
Следовательно, все три старшие сына  Анания Ионновича учились  в семинарии  бытность П. А. Преображенского.


Фигура П.А. Преображенского известна всем. Дадим лишь краткую справку.

Павел Александрович Преображенский (1858 - 1942) общественный деятель, педагог, краевед.

Родился в Нижегородской губернии. Окончил Казанскую духовную академию.

Кандидат богословия. Преподавал историю, логику, психологию в Самарской духовной семинарии (1883-1909 гг.), коммерческом училище Глазова (с 1908 г.), гимназии Хардиной (с 1907 г.).

Один из основателей Самарского общества народных университетов.
Был активным членом партии кадетов.
В 1917 г. входил в Самарский комитет народной власти.

Осенью 1918 г. арестован большевиками, освобожден после вмешательства В.И. Ленина.

С 1919 г. преподавал в Самарском университете, с 1922 г. в сельскохозяйственном институте.

Павел Александрович являлся членом Самарского археологического общества, первым товарищем (заместитель) председателя Общества археологии, истории, этнографии и естествознания при университете, возглавлял археологическую комиссию и Высшие этнолого-археологические курсы общества.

Участник археологических экспедиций в 1920-х годах по реке Самаре до истока, полевых работ по Красносамарской крепости.

Автор краеведческих статей в периодических изданиях.
Известные всем работы: «Очерк истории Самарского края» (1919 г.), «Колонизация Самарского края» (1923 г.), «Пушкин в самарских краях» (1925 г.), «Окраины Самары» (1925 г.) и прочие. Умер в 1942 г.

В личном 673 фонде Преображенского в ЦГАСО помимо рукописей, различного рода документов и прочего, имеются и несколько личных фотоальбомов. Как и альбомы Аннаевых, Головкина, Струкова, Щербачевых, альбомы Преображенского крайне интересны.

Здесь, в верху нами приведена фотография из личного альбома П. А. Преображенского, на которой он снят вместе со своей семьёй.



На чём мы остановились в публикациях о Константине Ананьевиче Покровском?

Константин был принят в первый класс Самарской Духовной Семинарии.

1890. По списку учеников духовных училищ, принятых в первый класс Самарской духовной семинарии в августе месяце 1890 года. Выпускник Бугурусланского духовного училища, разряд второй Константин Покровский. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 20, 15 октября 1890 года, стр. 618.

В Семинарии в это время обучались два старших брата Константина.

Причём, Венедикт окончил семинарию уже в 1891 году…

1891. По разрядным спискам учеников Самарской духовной семинарии, составленных по результатам годичных испытаний, происходивших в конце 1890/91 учебного года, класс шестой, окончил полный курс и выпущен из семинарии с установленными свидетельствами Венедикт Покровский по второму разряду. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1891 года, стр. 403.

А Николай окончил семинарию – в 1892 году…

1892. По разрядным спискам учеников Самарской духовной семинарии, составленных по результатам годичных испытаний, происходивших в конце 1891/92 учебного года, класс шестой, окончил полный курс и выпущен из семинарии с установленными свидетельствами Николай Покровский по второму разряд. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1892 года, стр. 555.

Вроде бы – первые два года учёбы Константина в семинарии, он находился под присмотром старших братьев.

Тем не менее  с первого же курса у Константина повторяются истории с переэкзаменовками по отдельным предметам.

Если  раньше в училище был – русский язык, то теперь – математика и церковное пение.
Переэкзаменовку Константин не выдержал, а посему был оставлен на второй год в первом классе.

1891. По разрядным спискам учеников Самарской духовной семинарии, составленных по результатам годичных испытаний, происходивших в конце 1890/91 учебного года, класс первый, нормальный, разряд второй, Константин Покровский допущен к переэкзаменовке по математике и церковному пению. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1890 года, стр. 403.

 1891. По результатам переэкзаменовки учеников Самарской духовной семинарии перед началом 1891/92 учебного года Константин Покровский оставлен в первом классе на повторительный курс. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 18, 15 сентября 1891 года, стр. 552.

Проучившись повторно в первом классе, Константин опять на выпускных экзаменах не сдал греческий язык и церковное пение.
На этот раз переэкзаменовки Константин выдержал и был переведён во второй класс.

1892. Из списка учеников Самарской духовной семинарии, несвоевременно явившихся на занятия после рождественских вакансий. Первый класс, первое отделение: Константин Покровский;
По разрядным спискам учеников Самарской духовной семинарии, составленных по результатам годичных испытаний, происходивших в конце 1891/92 учебного года. Класс первый, нормальный, разряд второй, Константин Покровский допущен к переэкзаменовке по греческому языку и церковному пению. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1892 года, стр. 555.

1892. По результатам переэкзаменовки учеников Самарской духовной семинарии перед началом 1892/93 учебного года Константин Покровский переведён во второй класс. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 20, 15 октября 1892 года, стр. 864.

Учёба во втором классе семинарии тоже давалась Константину с трудом.
Весной опять была переэкзаменовка по математике.
И опять Константин остаётся на второй год, теперь уже во втором классе.

 1893. По разрядным спискам воспитанников Самарской духовной семинарии, составленных по результатам годичных испытаний, происходивших в конце 1892/93 учебного года. Класс второй, штатный, разряд второй, Константин Покровский допускается до переэкзаменовки по математике. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1893 года, стр. 555.

1893. По результатам переэкзаменовки учеников Самарской духовной семинарии перед началом 1893/94 учебного года Константин Покровский оставлен во втором классе на повторительный курс. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 21, 1 ноября 1893 года, стр. 411.

И вот, наконец, по окончании второго класса Константин был переведён в третий класс без переэкзаменовок.

1894. По разрядным спискам воспитанников Самарской духовной семинарии, составленных по результатам годичных испытаний, происходивших в конце 1893/94 учебного года. Класс второй, штатный, разряд второй, Константин Покровский переводится в третий класс. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1894 года, стр. 203.

Трудно сказать, почему с таким трудом давалась учёба Константину и в училище и в семинарии.

Вероятно, здесь срослось всё вместе в один букет: способности и, может быть, лень, а потому, как это бывает у многих – со временем возникает не желание учиться далее.

Вполне возможно, по взрвращению домой, в Ибряйкино, у Константина с родителями произошел серьёзный разговор по поводу дальнейшего обучения Константина в семинарии.
Константин был уже взрослым юношей. Он родился 1 марта 1873 году. Значит, в 1894  ему был уже  21 год.

Предполагаем, что на третий курс семинарии Константина могли перевести при условии, что он перейдёт на  содержание отца.

Заметьте - мы не были тому свидетелями, но предполагаем, что, на семейном совете, Константин, вопреки мнению отца, твёрдо заявил, что:

- больше не хочет быть на иждивении отца, который оплачивает периодически его учёбу;
- в конце концов, учёба действительно даётся ему с трудом;
- и вообще, он хочет жениться;
- а потому ему нужно будет содержать семью,
- а для этого нужно работать…

После такого откровения, отцу с матушкой оставалось только развести руками.

Пошли расспросы – кто она, эта девушка, откуда.

Оказалось – она из станицы Сламихинской.


Отец Ананий в свою очередь объявил своё решение сыну – возвращаться в семинарию и продолжать учёбу…

Но Константин на этот раз настоял на своём…

1895. По разрядным спискам воспитанников Самарской духовной семинарии, составленных по результатам годичных испытаний, происходивших в конце 1894/95 учебного года. Класс третий, нет сведений о Константине Покровском. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13-14, 1 и 15 июля 1895 года, стр. 176.

В этом месте у нас мелькнула мысль, о том, что наши предположения – на верном пути. Почему?

Вспомним то, что мы узнали и написали в конце предыдущей части…

«На последнем курсе обычно будущих священников посвящали в стихарь, так что они могли поступить на должность псаломщика. Только женившись, выпускник семинарии мог стать священником, но его рукополагали обычно уже на определенное место. Часто это было место священника "за невестой".

Т.е. девушки духовного звания наследовали место своего заштатного или уже почившего отца, а выходя замуж, оставались в том же приходе, в том же доме, на той же земле.

 Поэтому поиск будущего места священника обычно совмещался с поиском невесты. Если будущие родственники устраивали друг друга, то составлялось прошение на имя архиерея, и в его власти было утвердить или отказать.

Отцу Константина не составляло труда узнать, что в это время в станице Сламихинской есть вакансия места диакона.

1895. Праздно место диакона в ст. Сламихинскую, Уральской области. Оренбургские епархиальнае ведомости, часть официальная, № 10, 15 мая 1895 года, стр. 171.

Ананий Иоаннович обратился согласно приведённого  выше положения с прошением  на имя архирея о предоставления этого места Константину.

Учитывая авторитет и заслуги Анания Ионовича, трудно представить, что он получит отказ своему прошению.

Решение было положительным, что в распоряжении означалось словами – «МЕСТО  ЗАЧИСЛЕНО».

А дальше всё уже «по накатанной»…

1895 года, стр. 176. 1895. Определён псалмщиком воспитанник 3 класса Оренбургской Духовной Семинарии Константин Покровский штатным диаконом в ст. Саломихинскую, Уральской области (место зачислено) – 3 июня. Оренбургские епархиальнае ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1895 года, стр. 214.

1895. Рукоположен во диакона псалмщик бывший воспитаник 3 класса Оренбургской Духовной Семинарии Константин Покровский на штатное диаконовское место в ст. Саломихинскую, Уральской области – 10 сентября. Оренбургские епархиальнае ведомости, часть официальная, № 20, 15 октября 1895 года, стр. 280.
 
Кроме основной службы в церкви Диакон Константин Покровский состоял законоучителем в мужской и женской войсковых народных школах ст. Сламихинской с 1895 года по 1899.

1897. В семействе у него (Константина Покровского) жена его: Анастасия Яковлевна – 22 года (из клировой ведомости Церкови Покрова Пресвятыя Богородицы в Сламихинской станице).


Владимир Николаевич Покровский - внук Константина Ананьевича сообщил своё мнение по поводу...

 Я не могу ни подтвердить,  ни опровергнуть обстоятельства
ухода Константинова из семинарии (думаю, что его отчислили по возрасту),
но могу опровергнуть утверждение, что невеста Константина была  из
станицы Сламихинской и принадлежала к духовному сословию.

Анастасия Яковлевна проживала в селе Сосновка и отец у неё был “торговец”
(по словам Николая Константиновича). Осталось описание села Сосновка тех
времён, которое я прилагаю. Что я помнил и знаю, я зафиксировал в своих
записках...
 Далее Владимир Николаевич приложил перечень сайтов с текстами следующих Глав.
Нам остаётся их только опубликовать здесь...



Рецензии