Случайный взгляд - 14

     Пару дней назад я случайно выглянула в окно и увидела во дворе двух мальчиков, в руках которых были покупные луки. Вот только стрелы для них они добывали сами. Рядом с нашим двором пустырь, где всё заросло всякой дурниной, но туда нужно было идти, а пацаны ломали ветки из кустов посаженных на газонах добрыми людьми. Особенно страдала сирень. Я вышла на балкон и попробовала урезонить малолетних вояк, но мальчишки поглядывали на меня и продолжали ломать ветки. И всё ради одного выстрела счищали из веток листья… Мимо проходили люди и… ни слова. Дескать, это не мои кусты и дети тоже не мои.
     Во времена моего детства за плохой поступок крапивой отстегать могла любая бабушка-соседка. Теперь, соблюдая букву закона о неприкосновенности личности, никто не решается нарушить права ребёнка, а скорей всего – бояться потревожить свой, личный покой. А в итоге – растёт поколение обнаглевших «личностей». Нет, взрослыми людьми они, может быть, и не будут ломать во дворе сирень, они найдут себе занятие покруче…
     Сколько б они ещё безнаказанно сломали веток, мне даже трудно представить, но у одного из них сломался сам лук. Расстроенные они куда-то ушли, оставив после себя следы варварства и упрёка их родителям за плохое воспитание детей.
     Расстроенная, я ушла в комнату и прилегла на диван. Мне почему-то вспомнились семидесятые годы прошлого столетия. Тогда был организован, под руководством профсоюзных лидеров предприятия, коллективный выезд за город. Куда нас привёз автобус, я даже не спрашивала. Мужики тут же обособились. Разожгли костёр и стали колдовать над большим котлом. Я со своими малолетними сынами спустилась к речушке. Рвать цветы или ломать ветки деревьев или кустов, конечно же, в моём видении мира – это было недопустимо. Мы приехали любоваться Природой, а не наносить ей вред… Потом мы всё-таки сломали по веточке с берёзы и только для того, чтоб отгонять комаров, слепней и мошкару. Мои мальчишки всё удивлялись, как лягушки, с раздутыми щеками ещё и петь умудрялись?
     Когда нас позвали к костру, первое на что обратили внимание мои сыны, что на раздвижном столике стояла трёхлитровая банка, до половины наполненная  речной водой. А в той банке был кем-то поставлен просто огромного размера букетище луговых цветов. У моих мальчишек в глазах был написан большой знак вопроса: зачем было рвать цветы, если на них и так можно было любоваться?.. Через какое-то время мой старший сын прошептал. Смысл сказанного был примерно таков, что этот букет похож на клетки с птицами, которые вынесли в сад, а на деревьях поют свободные птицы…
     День был жаркий и, несмотря на то, что цветы стояли в воде, они стали вянуть. Одна из женщин разочарованно выхватила из банки тот букет и бросила его в речку. Букет рассыпался и стебли растений образовали по течению цветочную дорожку. Я смотрела на неё и мне почему-то она напоминала похоронную процессию. По спине пробежал холодок, я даже плечами передёрнула. Оглянулась на людей, которые всё это видели и не заметила ни тени огорчения на их лица. Грустными стояли только мои дети.
     В тот день меня мучил вопрос: «А правильно ли я воспитываю своих детей? Другим детям – хоть бы что… Но, как же я скажу своим сыновьям (6 и 10 лет), что всё происходило правильно, если их сердца полны печали?..»
     Я увела детей в тенёк, достала из сумки пакет с пирожками, другие съестные припасы и мои мальчишки заулыбались, но… не забыли. Теперь они взрослые мужики, со своими семьями, на своих машинах выезжают за город, а чаще всего в свои сады-огороды. Сердце радуется от того, с какой любовью они относятся к каждому растению, даже к гусенице на крапиве. И я подумала: «Ох, не зря в нашей жизни случаются разные события… Во всём есть свой смысл, если при этом включать думалку, согретую душевным теплом… И сегодняшнее приключение мальчишек с луком и стрелами тоже когда-то скажется в их жизни».

                ***


Рецензии