Последняя гавань Белого флота ч. 1

Начальстующий состав Черноморского флота. Слева направо: Твердый, Ворожейкин, Герасимов, Беренс, Тихменев, Подушкин, Завалишин.

Великая русская революция (гос. переворот), начавшаяся в феврале 1917 г., продолжившаяся в октябре и, завершившаяся Гражданской войной, ввергла народы России в невиданный кровавый хаос. Трагедию раскола людских судеб разделил и Императорский флот. Целые эскадры и флотилии перестали существовать, а те корабли и суда, что пережили роковое лихолетье волей обстоятельств оказались в разных гаванях, в чужих портах у причалов по всему миру. Много десятилетий писать на эту тему было не принято. Лишь только с началом 90-х гг. прошлого века всеобщим достоянием стала история русской эскадры кораблей и судов Императорского Черноморского флота, оказавшаяся в Бизерте - тунисский город-порт. Ни один российский флот не пережил таких мрачных трагедий, как ЧФ. В годы Крымской войны он был затоплен, дабы преградить путь в Севастополь с моря. В 1918 г. добрая часть его была снова затоплена – под Новороссийском, другая – медленно сгинула в далёкой Бизерте. В память об этих кораблях, которым выпал столь печальный жребий, поставлены три прекрасных памятника: один в виде одинокой белой колонны-свечи украшает бухту Севастополя; другой поставлен на Дообском мысе, на траверзе которого уходили под воду линкор «Свободная Россия» и эсминцы с флажными сигналами «Погибаю, но не сдаюсь!»; третий воздвигнут в виде белокаменного храма в Бизерте. Словно чудо Божье светится голубыми куполами посреди мусульманской Бизерты и белого камня миниатюрная церковь Александра Невского. Идея её создания среди русских моряков родилась в 1935 г. С полного одобрения Французского морского командования образовался комитет по сооружению в Бизерте памятника-часовни.

В состав комитета вошли контр-адмирал Ворожейкин, капитаны первого ранга Гильдебрант и Гаршин, капитан артиллерии Янушевский и ст. лейтенант Манштейн. Комитет обратился с призывом ко всем русским людям общими усилиями помочь делу сооружения памятника родным кораблям на африканском берегу. В 1937 г. приступили к постройке, а в 1939 скромный и простой храм был закончен. На мраморной доске, установленной внутри храма, золотом выбиты названия кораблей Императорского флота, пришедших в Бизерту в далёком для нас 1920-1921 гг. Написано об этом уже немало, во многом моряками. Мне также стала близка эта тема, не потому, что я служил на флоте, а потому, что посчастливилось в составе Российской делегации из 90 чел., в начале октября 2012 г., побывать на греческом Лемносе и, поклонится могилам наших соотечественников. Как на острове оказался 16-ти тысячный корпус кубанских казаков ген.-л-нта М.А. Фостикова? Откуда взялось кладбище, названное русским казачьим и, что стало с кораблями и транспортами, доставившими беженцев и белогвардейские части в Турцию и Грецию? На большую часть вопросов ответил я в своих публикациях: «Остров смерти и доблести», «Русские дни на Лемносе», и "На полуострове Галлиполи" и др. Осталось только завершить повествование, касающееся «чёрного креста Бизерты». Осень 1920 г., у многих очевидцев событий вызывала ассоциации с кораблекрушением. Тонущим кораблем был белый Крым, экипажем и пассажирами – недавно грозные деникинские «Вооруженные силы Юга России...». Ген.-л-нт, барон Врангель – Главком Русской армией в закрытом режиме, заблаговременно вёл подготовку по предстоящей эвакуации большой массы людей (военных и гражданских) из портов Крыма.

Известно, что она прошла достаточно успешно и около 150 кораблей и судов различного назначения сосредоточились во второй половине ноября 1920 г. на рейде Мода г. Константинополя. В период стоянки ряд кораблей и судов эскадры привлекался для перевозки частей Русской армии в организуемые для них лагеря в Галлиполи и на Лемносе. Тогда же произошёл неприятный инцидент с английским командованием. Одними из первых русских кораблей к турецким берегам пришли подводные лодки: «Утка», «Буревестник», «АГ-22» и «Тюлень». После обычных карантинных формальностей они расположились в бухте Сиркеджи у пристани французской базы. После этого под давлением англичан, «не терпящих подлодок под иным флагом, кроме своего», с русских кораблей были сняты экипажи и отправлены на рейд, на транспорт «Трувор». На лодках остались лишь командиры, старшие офицеры и по два матроса. Кроме этого, с кораблей сняли ручное оружие, пулемёты и даже окуляры перископов, предохранители и ключи от радиостанций. Узнав о самовольных действиях британцев, командующий флотом, находившийся в море, связался по радио с адмиралом Дюменилем, и через 4 дня русские экипажи вернулись на борт своих кораблей. Вот так начинался один из самых драматических эпизодов истории Русского флота – пребывание его на чужбине. На одном из беженских пароходов увозили в изгнание восьмилетнюю девочку Настю. Впрочем, сначала её с мамой забрал к себе на эсминец «Жаркий» отец - ст. лейтенант Александр Сергеевич Манштейн. Он доставил свою семью вместе с десятками других беженцев в Константинополь.

А.А. Манштейн-Ширинской суждено было стать летописцем и хранителем русской культуры и памяти о трагической судьбе русского флота, который нашёл свой последний причал у берегов Туниса, и судьбах тех людей, которые пытались его спасти. «Мадам Русская эскадра» умерла 21 декабря 2009 г. на 98 году жизни, последняя из «белых» русских, которые пришли с флотом в Бизерту и единственная, кто увидел вновь поднятый Андреевский стяг на кораблях российского флота. Она дождалась и паспорт с державным орлом, никогда не приняв иностранного гражданства. Это произошло после того, как Президент РФ 5 мая 1997 г. подписал Указ о её гражданстве. Уже 17 июля в Посольстве России в Тунисе российский паспорт Анастасии Александровне был торжественно вручен. Анастасия Александровна написала книгу воспоминаний «Бизерта. Последняя стоянка». Она вышла на русском и французском языках и выдержала несколько изданий. Это – волнующий рассказ о трагической судьбе русских моряков и русских кораблей, что нашли свой последний причал у берегов Туниса. За эту книгу Анастасии Александровне в августе 2005 г. была вручена литературная премия «Александр Невский», учреждённая Союзом писателей России и «Центром гуманитарного и делового сотрудничества». «Нелегко истребить память народа. Придёт время, когда тысячи русских людей cтанут искать следы народной истории на тунисской земле. Усилия наших отцов по их сохранению не были тщетны». Эти слова Анастасия Александровна написала в 1999 г., готовя к печати первое издание своих воспоминаний на русском языке. Одну книгу она послала В.В. Путину.

Владимир Путин, в год 300-летия Российского флота наградил Ширинскую Анастасию юбилейной медалью и прислал ей в ответ свою книгу «От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным» с автографом: «Анастасии Александровне Манштейн-Ширинской в благодарность и на добрую память. В. Путин. 23 декабря 2000». Именно благодаря мадам Ширинской, в первую очередь, были сохранены Храмы, русские могилы и память о Русской эскадре. шекспировскую королеву, в которой присутствовало достоинство, мудрость и человеческое величие, погребли рядом с могилой отца. Земля на могиле приняла в себя множество свечей, горевших на панихиде. Вокруг невысокого холмика - цветы в горшочках и российские флажки... Надо отметить, что ещё до великого исхода Белой армии из Евпатории, Ялты, Севастополя, Феодосии и Керчи, вокруг флота началась «предпродажная» суета. Южнорусское правительство Крыма, полагало, что для ухода за рубеж нужно всего 10 кораблей, остальные можно продать. Необходимо отметить, что часть флота уже была продана, в т. ч. караван землечерпалок. Наибольший интерес к русским кораблям и судам проявляли французы, гарантировавшие барону Врангелю безопасность перехода из Крыма в Константинополь. Франция, потерявшая миллиард франков на поддержке ген. Врангеля, стремилась восстановить свои затраты. ЧФ продолжал командовать произведённый в вице-адмиралы М.А. Кедров, который своим приказом № 11 от 21 ноября 1920 г. реорганизовал его в Русскую эскадру, которая уже насчитывала чуть более 70 «вымпелов». Она, хотя и испытывала недостаток в личном составе, топливе и припасах, всё же представляла собой внушительную силу.

В её состав входили новейший линкор-дредноут «Генерал Алексеев» (бывший «Воля», а до того «Император Александр III»), крейсера «Генерал Корнилов» и «Алмаз», современные эсминцы: «Гневный», «Дерзкий», «Беспокойный», «Пылкий», «Поспешный» и «Цериго», эсминцы более старых типов, дивизион подводных лодок, посыльные суда, тральщики, транспорты, плавмастерские. Из них 43 единицы несли Андреевский флаг, остальные торговый, трехцветный. Известно, что объединенная эскадра союзников по Антанте захватила имущества севастопольского порта и ЧФ на сумму в 5 млрд. руб. После продолжительных переговоров с представителями Антанты П.Н. Врангель вынужден был дать письменное обязательство: «Отдавая себе отчёт в том, что Франция - единственная держава, признающая правительство Юга России и оказавшая ему материальную и моральную помощь, я отдаю мою армию и мой флот и всех, кто за мной последовал, под её (Франции) покровительство. Я рассматриваю также эти корабли как залог в уплату тех издержек, кои предстоят для оказания первой помощи, вызываемой текущими событиями». Сейчас это преподносится как некая романтическая история, однако в те годы всё выглядело совсем по-другому. Не умоляя достоинств экипажей, до конца оставшихся верными присяге, нужно сказать, что ряд предприимчивых людей из Белого движения использовали уход флота в целях личного обогащения. Причастен к этому и сам знаменитый «черный барон», Пётр Николаевич Врангель. Говоря о Великом исходе из Крыма, многие исследователи, да и не только они, примыкают к устоявшему мнению, что Врангель герой, а он прежде всего игрок, причём, азартнейший, который попросту делал ставку.

Продолжение следует в части  2                http://proza.ru/2017/10/02/1147


Рецензии