Село Ахмат Новоузенского у. - Новые материалы

Настоящий материал является продолжением исследования Маргариты Бирюковой "Церковь-школа в с. Ахмат Новоузенского уезда", опубликованного на сайте Проза.ру:  http://www.proza.ru/2012/04/14/362 .

(Внесены дополнения 14.01.2022 г.)
 

Благодаря помощи Саратовского краеведа Геннадия Кузнецова, стали известны некоторые новые факты из истории села Ахмат Новоузенского уезда (ныне Краснокутского района Саратовской области). Геннадий Кузнецов любезно предоставил некоторые архивные документы об Ахматской церкви во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, в т.ч. чертежи храма (3 листа), Разрешительная грамота на строительство храма и Церковные Ведомости за 1909 и 1912-1915 годы.
Выражаем ему искреннюю благодарность от всех Ахматских краеведов.

Здесь публикуем указанные материалы.
 
 
1. Чертеж Церкви С. Ахмат Нвоузенского уезда (3 листа)
 
На одном из листов чертежей -  «Разрез по А: Б:» - вверху есть надпись:
«Сооружение церкви-школы, с призванием благословения Божия, по сему проекту утверждается.
Гурий, епископ Самарский.
19 июня 1898 года».
А внизу указан автор проекта: «Архитектор В.Л. Владыкин. 97 г.».

(ГИАНП. Ф. 159. Оп. 1. Д. 23).

2.
РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТА НА СТРОИТЕЛЬСТВО ЦЕРКВИ В С. АХМАТ

Примерно через месяц после утверждения проекта строительства, Самарский Епископ Гурий (Буртасовский) выдал разрешительную грамоту на строительство церкви в нашем с. Ахмат:
Грамота эта гласит:
«Божией милостию.
Смиренный Гурий Епископ Самарский и Ставропольский
По благодати, дару и власти Всесвятаго и Животворящаго Духа, данной нам от Самаго Великаго Архиерея Господа нашего Иисуса Христа, чрез Святыя и Священныя Его Апостолы и их наместники и приемники, благословили мы, Епархии нашей, Самарской, Новоузенского уезда, в деревне Ахмате, построение церкви-школы, во имя Святителя Николая Чудотворца, по утвержденному строительным отделением Самарского Губернского Правления, плану с фасадом, на приличном, удобном и отдаленном от обывательских и прочих домов месте, в которой престол сделать, по подобию Святых Церквей, по силе Святых отец, правил и указов, в вышину не менее аршина шести вершков и со дскою, в длину аршина осьми, а в ширину аршина четырех вершков, Святыя иконы в иконостасах поставить по чину прочих Церквей, и те б иконы писаны были, по древнему Православныя, Греческаго исповедания, церкви обычаю, искусным мастерством, а не с иностранных кунштов, и по раскольническому суемудрию с двуперстным сложением, не искусно же писанных, также резных, кроме Распятия Господня,  и то искусной работы, каковыя писать запрещено, не допускать; отнюдь не были б в алтаре кладязи, а в церквах клиросы устроить в надлежащих местах порядочно; - книгами новой, а не старой печати всего церковного круга и на имя настоящей Церкви по листам подписанными, сосудами церковными серебряными, внутри же позлащенными, алтарными одеждами, Священно-церковно-служительскими облачениями шелковыми удовольствовать, и всеми принадлежащими к священно-служению вещами, по указам. Когда же оная Церковь строением кончена и к освящению приготовлена будет, тогда Благочинному освидетельствовать в оной как иконостас, так и церковную утварь, ризницу и книги всего церковного круга и, учинив всему тому надлежащую опись, об освящении оной Церкви предоставить просить нас особо. Дается сия грамота, рукою нашею подписанная  и печатию утвержденная, в Богоспасаемом граде Самаре, в Архиерейском доме, лета от воплощения Бога слова 1898 в 25 день Июля.
№ 8328».

(ГИАНП. Ф. 159. Оп. 1. Д. 24).

3.
В архиве хранятся "Ведомости о Церкви (Николаевская Церковь с. Ахмат)". Вот что там указано:


«Ведомость о Церкви
Самарской Епархии, Новоузенского уезда, села Ахмата во Имя Святителя Николая Чудотворца за 1909 год.
1) Церковь-школа сооружена в 1902 году, иждивением прихожан и с пособием из сумм Св. Синода в количестве двух с половиною тысяч рублей.
2) Зданием каменная, с таковою же колокольнею, теплая, может вместить богомольцев до 1200 человек; церковь и колокольня зданием прочны, ограды вокруг церкви нет; церковной площади имеется 80 сажень в ширину и 80 в длину; при церкви имеется деревянная сторожка; церковь и сторожка не застрахованы ни в каком страховом обществе; вне села имеются особо-отведенные кладбища, окопанные канавою.
3) Престол в ней один во имя Святителя Николая Чудотворца освящен Преосвященнейшим Гурием Епископом Самарским и Ставропольским 25 сентября 1902 года, в то же время выдан и новый Антиминс, прочный и чистый.
4) Утварью и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.
5) Причта при сей церкви указом Св. Синода от 12-го Марта 1902 года за № 1900 положено быть одному Священнику и одному псаломщику, состав причта в настоящее время на лицо.
6) Причт получает на свое содержание: а) добровольных денежных пожертвований от прихожан за совершение треб до 300 руб. и хлебного сбору на 50 руб.; б) жалование от казны причт получает: Священник 500 руб. в год и псаломщик 175 руб. в год.
7) Земли церковной для причта пахотной и сенокосной не имеется, а взамен земли общество платит причту 180 руб.
8) Для Священника имеется деревянный дом со всеми необходимыми постройками; дом удобный, описи на него не имеется и ни в каком обществе не застрахован; псаломщику дома не имеется; для него общество снимает квартиру и платит 5 руб. в месяц.
9) Зданий и угодий при сей церкви нет никаких.
10) Расстоянием церковь от Духовной Консистории в 400 верстах, а от жительства местного О. Благочинного в селе Красный Кут 1 верста.
11) Ближайшие к ней церкви: Михаило-Архангельская в селе Красном-Куте 1 верста; Казанско-Богородицкая в селе Нижнем Еруслане в 9 верстах и Николаеквская в селе Владимировке в 15 верстах.
12) Прописной церкви в приходе нет.
13) Домовой церкви, часовни и молитвенных домов в приходе нет.
14) В церковной библиотеке следующие имеются старопечатные книги: 1) Стоглав, 2) Св. Ефрема Сирина, 3) Великий Катихизис, 4) Малый Катихизис, 5) Книга Кормчева, 6) Книга о вере, 7) Кормчая Патриарха Иосифа, 8) Толковый Апостол, 9) Книга Симеона Солунского, 10) Сын Церковный, 11) Беседы Св. Иоанна Златоустого на 14 посланий Св. Апостола Павла, 12) Сборник большой.
Кроме Старопечатанных и миссионерских книг еще имеется книг в библиотеке 10 томов с 12 названиями. Имеются периодические официальные издания «Церковные Ведомости» и «Епархиальные Ведомости» с 1903 года.
15) Описи церковному имуществу не имеется».



«Ведомость о церкви
Николаевской церкви состоящей Новоузенского уезда Самарской епархии в селе Ахмате за 1912 – 1915 годы.
1) Церковь построена в 1902 году тщанием прихожан и с пособием из сумм Святейшего Синода
2) Зданием каменная с таковою же колокольнею в одной связи, крепка, покрыта железом. Теплая. Имеется ограда вокруг церкви деревянная, некрашеная. Церковь застрахована в Страховом Отд. Духовного Ведомства до 9000. Вмещает богомольцев 800 человек. (В 1913, 1914 гг.: «Вокруг церкви имеется деревянная, окрашенная масляною краскою ограда»).
3) Престол в ней один во имя Святителя Николая.
4) Утвари достаточно.
5) По штату при ней положены: быто одному Священнику и одному псаломщику.
6) Жалования положено из казны Священнику 500 руб., псаломщику 175 руб.
7) Кружечных доходов за истекший 1912 год получено 300 руб., за 1913 год – 300 руб.
8) Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: 1912 год - хлебного сбора на 60 руб., на отопление от общества 55 руб.; 1913 -  1915 годы - хлебного сбора на 80 руб., на отопление от общества 60 руб.;
9) Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным – 740 квадр. саж. Церковной земли нет. Вместо земли причт получает от общества 180 руб. в год.
10) Дома для священно и церковно-служителей на церковной усадебной земле деревянные, крыты тёсом, построены тщанием прихожан; дом священника в 1902 году, и составляют собственность сельского общества. Другие здания, принадлежащие церкви: сторожка деревянная, крыта тёсом, построена в 1902 году. Дом священника с надворной постройкой застрахован в страховом отделении Духовного Ведомства за 1430 руб. Дом псаломщика не застрахован. Сторожка застрахована в страховом отделении Духовного Ведомства за 200 руб.
11) О состоянии домов: удовлетворительные для священника и для псаломщика.
12) Расстоянием сия церковь от Консистории в 400 верстах, от местного Благочинного в селе Красном-Куте в 2 верстах, от уездного города Новоузенска в 100 верстах, от железно-дорожной станции Красный Кут в 2 ; верстах. Почтовый адрес церкви: чрез Краснокутскую почтово-телеграфную Контору, село Ахмат, Новоузенского уезда.
13) Ближайшие к сей церкви: Михаило-Архангельская в селе Красном-Куте в 2-х верстах, Казанско-Богородицкая в селе Нижнем-Еруслане в 9 верстах, Николаевская в селе Владимировка в 15 верстах и Свято-Троицкая в селе Усатове в 18 верстах.
14) Приписанных к сей церкви церквей – нет, часовен – нет, кладбищенских домов – нет, молитвенных домов – нет.
15) Описи церковному имуществу – нет.
16) Приходно-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Духовною Консисториею даны Июля 1 дня 1902 года, ведутся исправно и хранятся в целости.
17) Копии с метрических книг хранятся в целости с 1902 года.
18) В обыскной книге, выданной в 1910 году, Января 16 дня, за шнуром и печатью: 1912 год - 55 писанных листов и 47 не писанных; 1913 год - 68 писанных листов и 34 не писанных; 1914 год – 92 писанных листов и 10 не писанных. В обыскной книге, выданной в 1914 году за шнуром и печатью: 1915 год – 9 писанных листов и 142 не писанных.
19) Исповедные росписи находятся в целости с 1902 года.
20) Книги, до церковного круга подлежащие, все есть.
21) В церковной библиотеке находится книг, для чтения предназначенных, 90 томов 58 названий.
22) Имеющиеся в приходе школы: Церковно-приходская однокомплектная и две Земские; учреждены: Церковно-приходская в 1902 году, Ахматская Земская двухкомплектная в 1896 году, и в деревне Лавровке однокомплектная в 1909 году.
23) Церковная школа помещается в доме наемном (1912 – 1914 гг.), в собственном доме (1915 г.); на содержание ее отпускается из Ахматского сельского Общества (отопление, освещение и сторожа) 150 руб. (1912 – 1914 гг.), 95 руб. (1915 г.). В ней обучается: 1912 год - 34 мальчика и 17 девочек; 1913 год – 25 мальчиков, 9 девочек; 1914 год – 45 мальчиков и 19 девочек; 1915 год – 28 мальчиков и 9 девочек. Заведующий и законоучитель школы местный Священник Александр Соловьёв, а учительница дочь Священника Лидия Полиевктова Флорова; законоучитель и учительница получают жалованье из Государственного Казначейства в размере – законоучитель 30 руб. в год, а учительница 360 руб. в год и квартирных от общества 50 руб.
24) При церкви состоит старостою церковным кр[естьянин] с. Ахмата Михаил Николаев Угланов, который должность сию проходит с 1908 года.
25) Преосвященный в последний раз посетил приход в 1909 году 17 июня.
26) При сей церкви существует церковное попечительство, открыто в 1898 году. За 1912 год попечительством израсходовано: 1) на ремонт и отопление церкви 176 руб. 24 коп., 2) на ремонт причтовых домов 20 руб. и на ремонт церковной сторожки 8 руб. 60 коп. За 1913 год попечительством израсходовано: 1) на ремонт и отопление церкви 185 руб. 40 коп., 2) на ремонт причтовых домов 66 руб. 58 коп. и на ремонт церковной сторожки 5 руб. 22 коп. За 1914 год попечительством израсходовано: 1) на ремонт и отопление церкви 234 руб. 48 коп., 2) на ремонт причтовых домов 49 руб. 76 коп. и на ремонт церковной сторожки 25 руб. 20 коп. За 1915 год попечительством израсходовано: 1) на ремонт и отопление церкви 96 руб. 35 коп., 2) на ремонт причтовых домов 17 руб. 32 коп. и на достройку церковно-приходской школы 350 руб. 10 коп.
27) Детей школьного возраста в приходе в 1912 году: в селе Ахмате муж. п. 70, жен. п. 66, обоего пола 136; в деревне Лавровке м.п. 38, ж.п. 23, обоего пола 61; в деревне Александровке м.п. 5, ж.п. 5, обоего пола 10; в деревне Горецкой м.п. 4, ж.п. 2, обоего пола 6. Итого муж.п. 117, жен.п. 96, об.п. 213.
Детей школьного возраста в приходе в 1913 году: в селе Ахмате муж. п. 73, жен. п. 65, обоего пола 138; в деревне Лавровке м.п. 38, ж.п. 27, обоего пола 65; в деревне Александровке м.п. 6, ж.п. 4, обоего пола 10; в деревне Горецкой м.п. 3, ж.п. 2, обоего пола 5. Итого муж.п. 120, жен.п. 98, об.п. 218.
Детей школьного возраста в приходе в 1914 году: в селе Ахмате муж. п. 107, жен. п. 91, обоего пола 198; в деревне Лавровке м.п. 62, ж.п. 40, обоего пола 102; в деревне Александровке м.п. 8, ж.п. 2, обоего пола 10; в деревне Горецкой м.п. 2, ж.п. 3, обоего пола 5. Итого муж.п. 179, жен.п. 136, об.п. 315.
Детей школьного возраста в приходе в 1915 году: в селе Ахмате муж. п. 101, жен. п. 90, обоего пола 191; в деревне Лавровке м.п. 65, ж.п. 36, обоего пола 101; в деревне Александровке м.п. 8, ж.п. 2, обоего пола 10; в деревне Горецкой м.п. 2, ж.п. 3, обоего пола 5. Итого муж.п. 176, жен.п. 131, об.п. 307.
28) В Ахматской Земской школе обучается: 1912 год - 65 мальчиков, 27 девочек; 1913 год – 68 мальчиков, 26 девочек; 1914 год – 69 мальчиков, 33 девочки; 1915 год – 80 мальчиков, 35 девочек. В ней окончили курс с правом на льготу: в 1912 году - 7 мальчиков; 1913 год - 7 мальчиков, 1 девочка, 1914 год – 6 мальчиков, 1915 год – 8 мальчиков, 1 девочка.
В 1912-1914 гг. Заведующей учительницей школы состоит дочь нижнего чина Елена Алексеева Ковальская (1912 – 1914 гг.), а второй учительницей дочь крестьянина Мария Евфимьева Кузьмичева. Заведующая получает жалованье из Министерства 360 руб. и из Земства 222 руб. (в 1914 г. – 272 руб.), а всего 582 руб. (в 1914 г. – 632 руб.). Вторая из Министерства 360 руб. и из Земства 72 руб., а всего 432 руб.
В 1915 г. Заведующей школы состоит жена потомственного почетного гражданина Анна Иванова Сердобова, а второй учительницей дочь крестьянина Мария Евфимьева Кузьмичева. Заведующая получает жалованье из Министерства 540 руб. и из Земства 272 руб., а всего 812 руб. Вторая из Министерства 360 руб. и из Земства 72 руб., а всего 432 руб.

29) В Лавровской Земской школе обучается: 1912 год - 30 мальчиков, 9 девочек; 1913 год – 41 мальчик, 16 девочек; 1914 год – 44 мальчика и 23 девочки; 1915 год – 32 мальчика и 18 девочек; в ней окончили курс с правом на льготу: в 1912 году - 1 девочка; в 1913 году – 2 мальчика; в 1914 году – 2 мальчика; в 1915 году – 4 мальчика. Заведующей учительницей школы состоит жена мещанина Антонина Николаева Померанцева; жалованье получает из Министерства 360 руб. и из Земства 132 руб., а всего 492 руб. (1912 год); всего 582 руб. (1913, 1914 гг., из Земства – 222 руб.), в 1915 г. всего получает из Министерства 540 руб. и из Земства 222 руб., а всего 762 руб.
30) Законоучителем означенных школ состоит местный Священник Александр Иоаннов Соловьев; вознаграждение получает за Ахматскую школу из Министерства 60 руб. и 30 руб. из Земства, а всего 90 руб., а за Лавровскую школу получает 30 руб. из Министерства и 30 руб. из Земства, а всего 60 руб.

Послужные списки священно-церковно-служителей

Священник Александр Иоаннович Соловьев, рожден в 1873 году Июня 16 дня. Сын Саратовского мещанина. Окончил курс в Саратовском Городском Училище 15 мая 1887 года. Поступил в Московскую Миссионерскую школу (15 Августа 1892 года) при Николаевском Единоверческом монастыре, которой заведовал Архимандрит Павел (Прусский) и вышел оттуда ввиду смерти Архимандрита Павла 1 Августа 1895 года. По прошению определен Преосвященным Гурием, епископом Самарским, в деревню Озерки, Николаевского уезда, 4 Февраля 1896 года, учителем церковно-приходской школы и помощником Епархиального Миссионера. В ту же деревню тем же Преосвященным определен 16 Июля 1897 года псаломщиком с обязательством быть миссионером и учителем школы. Тем же преосвященным по прошению рукоположен во священники в село Озерки, Николаевского уезда, 21 Сентября 1898 года, с обязательством быть учителем и миссионером. Тем же Преосвященным по прошению переведен в село Троицкое, Самарского уезда, 2 Мая 1900 года, с обязательством быть учителем и миссионером. Преосвященным Константином, епископом Самарским, по прошению переведен в село Ахмат Новоузенского уезда, 1 Декабря 1907 года. Состоит Заведующим-Законоучителем Церковно-приходской школы и Законоучителем 2-х Земских школ в селе Ахмат (с 15 Января 1908 года) и в деревне Лавровке (с 18 Ноября 1909 года), по утверждению Преосвященного Константина.
В 1908 году 31 Марта награжден набедренником. В 1914 году 27 Октября награжден фиолетовою скуфьею. Содержание от казны получает 500 руб., от прихожан добровольных пожертвований 225 руб., хлебного сбора на 45 руб. (1912 г.), 55 руб. (1913 г., 1914 г.), земельных от общества 135 руб., за Законоучительство в церковной школе 30 руб. в год, за Ахматскую Земскую школу 90 руб. в год, за Лавровскую Земскую 60 руб. в год, и на отопление от общества 40 руб.
Недвижимого имения ни он сам, ни жена его не имеют. В походах против неприятеля и в сражениях не был. Поведения отличного.
В семействе у него жена Мария Феодоровна, рождена в 1873 году Января 23 дня; мать его Наталия Димитриевна Соловьева, рождена в 1847 году Августа 26 дня; дети: Серафима, рождена в 1901 году Мая 6 дня, Вера, рождена в 1904 году Февраля 22 дня; обе обучаются в Красно-Кутской гимназии на средства отца.

Псаломщик Андрей Карпов Батаев, рожден в 1868 году Октября 2 дня, сын крестьянина села Дьяковки Новоузенского уезда. Окончил курс в Дьяковской начальной Земской школе 10 Мая 1883 года. Преосвященным Константином, епископом Самарским, по прошению без экзамена определен на должность псаломщика в село Ахмат, Новоузенского уезда, 2 Мая 1902 года. Преосвященным Тихоном, епископом Уральским и Николаевским посвящен в стихарь 5 Июня 1911 года. В 1914 году 8 Января преподано Архипастырское благословение, Преосвященного Тихона, епископа Уральского, за усердную и плодотворную деятельность по пению в церковной школе. В 1914 году 4 Мая за особенно-аккуратное ведение церковных документов выражено одобрение Епархиальным Начальством со внесением в формулярный список. Указом Самарской Духовной Консистории от 11 Февраля 1915 года за № 2415 объявлена Благодарность Епархиального Начальства за хорошее ведение церковных документов. Содержание от Казны получает 175 руб., от прихожан добровольных пожертвований 75 руб., хлебного сбора на 25 руб., на отопление от общества 20 руб. и земельных от общества 45 руб. В походах против неприятеля и в сражениях не был.
В семействе жена Евдокия Феодорова, рождена в 1869 году Августа 10 дня.  Недвижимого имуществ ни он, ни жена его не имеют.

Церковным Старостой Михаил Николаев Угланов, рожден в 1851 году Ноября 8 дня. Из крестьян села Ахмата Новоузенского уезда. Имеет дом и 50 десятин земли. Образование домашнее. В походах против неприятеля и в сражениях не был. Женат.

Просфорней временно состоит Евфимия Иоаннова Бочкарева, рождена в 1860 году. Из крестьян села Ахмата Новоузенского уезда. Имеет дом. Замужняя.

ВЕДОМОСТЬ О ПРИХОДЕ 1912 года

В селе Ахмат, при церкви – 229 домов, 570 муж., 553 жен.
В деревне Лавровке, в 2-х верстах от церкви – 119 домов, 313 муж., 271 жен.
В деревне Александровке, в 12 верстах от церкви – 12 домов, 38 муж., 33 жен.
В деревне Горецкой – 4 дома, 13 муж., 16 жен. (Во время разлива препятствует речка Гашон).
Инородцев нет.
Итого в приходе: 364 дома, 934 муж., 873 жен.
В том числе:
- духовных – 2 дома, 2 муж., 4 жен.
- военных – 12 домов, 38 муж., 33 жен.
- мещан – 3 дома, 6 муж., 5 жен.
- крестьян – 347 домов, 888 муж., 831 жен.

Кроме того, в пределах прихода имеют жительство раскольники:
- Австрийского толка – 16 домов, 41 муж., 52 жен.
-  Спасова согласия – 20 домов, 57 муж., 57 жен.
- Поморского толка – 37 домов, 109 муж., 116 жен.
- Страннического толка – 19 домов, 42 муж., 66 жен.
Всего раскольников: 92 дома, 249 муж., 291 жен.

Итого: 456 домов, 1183 муж., 1164 жен.

Подписались: Священник Александр Соловьев,
Псаломщик Андрей Батаев.



ВЕДОМОСТЬ О ПРИХОДЕ 1913 года

В селе Ахмат, при церкви – 229 домов, 580 муж., 563 жен.
В деревне Лавровке, в 2-х верстах от церкви – 122 домов, 330 муж., 298 жен.
В деревне Александровке, в 12 верстах от церкви – 11 домов, 30 муж., 30 жен.
В деревне Горецкой – 4 дома, 13 муж., 16 жен. (Во время разлива препятствует речка Гашон).
Инородцев нет.
Итого в приходе: 366 дома, 953 муж., 907 жен.
В том числе:
- духовных – 2 дома, 2 муж., 5 жен.
- военных – 11 домов, 30 муж., 30 жен.
- мещан – 3 дома, 9 муж., 7 жен.
- крестьян – 350 домов, 912 муж., 865 жен.

Кроме того, в пределах прихода имеют жительство раскольники:
- Австрийского толка – 16 домов, 41 муж., 52 жен.
-  Спасова согласия – 20 домов, 57 муж., 57 жен.
- Поморского толка – 37 домов, 109 муж., 116 жен.
- Страннического толка – 19 домов, 42 муж., 66 жен.
Всего раскольников: 92 дома, 249 муж., 291 жен.

Итого: 458 домов, 1202 муж., 1198 жен.

Подписались: Священник Александр Соловьев,
Псаломщик Андрей Батаев.


ВЕДОМОСТЬ О ПРИХОДЕ 1914 года

В селе Ахмат, при церкви – 231 домов, 587 муж., 570 жен.
В деревне Лавровке, в 2-х верстах от церкви – 124 домов, 344 муж., 309 жен.
В деревне Александровке, в 12 верстах от церкви – 9 домов, 28 муж., 24 жен.
В деревне Горецкой – 3 дома, 10 муж., 13 жен. (Во время разлива препятствует речка Гашон).
Инородцев нет.
Итого в приходе: 367 дома, 969 муж., 916 жен.
В том числе:
- духовных – 2 дома, 2 муж., 4 жен.
- военных – 9 домов, 28 муж., 24 жен.
- мещан – 4 дома, 9 муж., 7 жен.
- крестьян – 352 домов, 930 муж., 881 жен.

Кроме того, в пределах прихода имеют жительство раскольники:
- Австрийского толка – 16 домов, 41 муж., 52 жен.
-  Спасова согласия – 20 домов, 57 муж., 57 жен.
- Поморского толка – 37 домов, 109 муж., 116 жен.
- Страннического толка – 19 домов, 42 муж., 66 жен.
Всего раскольников: 92 дома, 249 муж., 291 жен.

Итого: 459 домов, 1218 муж., 1207 жен.

Подписались: Священник Александр Соловьев,
Псаломщик Андрей Батаев.


ВЕДОМОСТЬ О ПРИХОДЕ 1915 года

В селе Ахмат, при церкви – 217 домов, 572 муж., 565 жен.
В деревне Лавровке, в 2-х верстах от церкви – 121 домов, 346 муж., 321 жен.
В деревне Александровке, в 12 верстах от церкви – 7 домов, 23 муж., 24 жен.
В деревне Горецкой – 3 дома, 10 муж., 12 жен. (Во время разлива препятствует речка Гашон).
Инородцев нет.
Итого в приходе: 348 дома, 951 муж., 922 жен.
В том числе:
- духовных – 2 дома, 2 муж., 4 жен.
- военных – 7 домов, 24 муж., 24 жен.
- мещан – 4 дома, 10 муж., 7 жен.
- крестьян – 335 домов, 915 муж., 887 жен.

Кроме того, в пределах прихода имеют жительство раскольники:
- Австрийского толка – 16 домов, 41 муж., 52 жен.
-  Спасова согласия – 20 домов, 57 муж., 57 жен.
- Поморского толка – 37 домов, 109 муж., 116 жен.
- Страннического толка – 19 домов, 42 муж., 66 жен.
Всего раскольников: 92 дома, 249 муж., 291 жен.

Итого: 440 домов, 1200 муж., 1213 жен.

Подписались: Священник Александр Соловьев,
Псаломщик Андрей Батаев.

*
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ЦЕРКВИ-ШКОЛЫ В С. АХМАТ

Пояснительная записка к проекту церковь-школы в селе Ахмат Новоузенского уезда Самарской губернии

Церковь-школа проектирована каменною с деревянными потолками, так как общество села Ахмат не имеет средств для сделания каменных перекрытий даже в главной части храма, т.е. в настоящей части с пристроями и алтаре, в чем свидетельствуют местный земский начальник и причт села Красного Кута.
Тем же обстоятельством вызвана необходимость сделания стен настоящей части храма только наружных каменными, внутренних же в среднем четыреугольнике, над которым возвышается купол, сверх перекрытия пролетов, деревянными, что видно из продольного разреза. Каменные стены среднего четыреугольника вызвали бы необходимость перекрытия пролетов шириною в 2 ; саж. каменными арками и связанных с ними исполнения других работ, что опять таки повлияло на стоимость здания, увелича ее.
Эти деревянные стены среднего четыреугольника должны быть сделаны из 4 1/2 вершк. соснов. пластин, уложенных на шины и забранных в пазы стоек из 6(?)-ти вершк. соснов. бревен, заделанных в каменные наружные стены и прикрепленных к ним железными скобами. Где эти деревянные стены выйдут из-под крыши наружу (в соединениях крыш), там они должны быть обшиты железом в связи с общим покрытием всех крыш.
Подобное устройство церкви-школы, ввиду незначительных средств у общества, все-таки выгоднее в технических отношениях постройки только деревянной церкви.
Грунт, где предположена постройка церкви-школы, - твердый суглинок на большую глубину.
Подробности проекта видны из проекта и сметы.
Архитектор В.Л. Владыкин.
Г. Саратов
18-го Апреля
1898 г.

*

Подписка.
Наблюдение за работами церковь-школы в селе Ахмат Новоузенского уезда Самарской губернии беру на себя и тою подпискою ручаюсь за ее прочность.
Архитектор В.Л. Владыкин.
Г. Саратов
3-е октября 1898 г.
(ЦГАСО. Ф. 1. Оп. 12. Д. 3671. Л. 4 - 5, 8. «Дело по отношению Самарской Духовной Консистории об утверждении проекта на постройку церкви-школы в дер. Ахмат, Новоузенского уезда» 1898 г.).

*

«СВЕДЕНИЯ КАНТИСПОЛКОМОВ О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ, молитвенных зданиях и служителях религиозных культов.

Сведения о служителях культов по Кр.-Кутскому кантону:
ЛЕБЕДЕВ Алексей Михайлов.
Год и место рождения: 1873. С. Осиновка Владимирской губ.
Национальность: русский.
Район деятельности: С. Ахмат.
С какого времени работает в данной местности, где работал раньше: с 12/ XI 1931, раньше - с. Красный Яр Ст.Полтавского кантона.
Образование (какое учебное заведение окончил, где и когда): сельскую школу с. Абашово Владимирск. губ.
Местожительство: Ахмат».

ГИАНП. Ф. Р849. Оп. 1лс. Д. 64. «Центральный Исполнительный Комитет АССРНП, г. Энгельс. Списки служителей культа по кантонам. 1932 г.»

*

ПРОТОКОЛ № 107 Президиума Центрального Исполнительного Комитета Автономной Социалистической Советской Республики Немцев Поволжья от 4 - 10-го декабря 1934 г.
Пункт 5:
«СЛУШАЛИ: Ходатайство Красно-Кутского кантисполкома о закрытии церкви в с. Ахмат.
ПОСТАНОВИЛИ:
1) Учитывая, что о закрытии церкви в с. Ахмат ходатайствует преобладающее большинство населения в количестве 282 челов. из 320 граждан, имеющих право голоса на основании п. «б» ст. 65 инструкции постоянной комиссии по культам при Президиуме ВЦИК’а от 15-го января 1931 г. (бюллетень № 2) - ходатайство населения с. Ахмат о закрытии церкви удовлетворить и церковь в с. Ахмат закрыть.
2) Предложить Красно-Кутскому кантисполкому здание церкви после надлежащего переоборудования использовать под дом культуры.
3) Передачу здания церкви и распределение культового имущества произвести в порядке ст.ст. 40 - 41 закона о религиозных объединениях от 8-го апреля 1929 г.».
ГИАНП. Ф. Р849. Оп. 1. Д. 1020. «Центральный Исполнительный Комитет АССРНП, г. Энгельс. Протоколы заседаний президиума ЦИК АССРНП. 23 августа - 16 декабря 1934 г.».

*

СВЯЩЕННО-ЦЕРКОВНОСУЖИТЕЛИ С. АХМАТ

Батаев Андрей Карпович, 1868, псаломщик с.Ахмат
Родился в семье крестьянина с.Дьяковки Новоузенского уезда 2 октября 1868 г.
Окончил курс в Дьяковской начальной земской школе 10 мая 1883 г.
Преосвященным Константином, епископом Самарским, по прошению без экзамена определен на должность псаломщика в с.Ахмат Новоузенского уезда 2 мая 1908 г.
Преосвященным Тихоном, епископом Уральским и Николаевским, посвящен в стихарь 5 июня 1911 г.
Преподано Архипастырское благословение Преосвященного Тихона, епископа Уральского, за усердную и плодотворную деятельность по пению в церковной школе 8 января 1914 г.
Выражено одобрение Епархиального начальства за особенно аккуратное ведение церковных документов с внесением в формулярный список 4 мая 1914 г.
Объявлена благодарность Епархиального начальства  за хорошее ведение церковных документов указом Самарской духовной консистории №2415 от 11 февраля 1915 г.
Поведения отличного.
В семействе [у него в 1915 году] жена Евдокия Федоровна, рождена 10 августа 1869 г.
(ЦГАСО Клировые ведомости церквей 5 округа Новоузенского уезда за 1915 год, л.6об-7)

Зорин Иван Прокопьевич, 1888, псаломщик с.Ахмат
Родился в с.Воскресенке Новоузенского уезда в семье священника 18 апреля 1888 г.
По прошению родителей уволен из 1 класса Самарской духовной семинарии 11 апреля 1906 г.
Преосвященным Константином, епископом Самарским и Ставропольским, отправлен на штатную псаломщическую должность в село Ахмат Новоузенского уезда 27 мая 1907 г.
Тем же Преосвященным по собственному прошению  перемещен в село Алексашкино Новоузенского уезда на эту же должность 1 мая 1908 г.
По резолюции Его Преосвященства, Высокопреосвященнейшего Питирима, епископа Самарского и Ставропольского, держал экзамен на получение сана дьякона и выдержал 17 апреля 1914 г.
Тем же Высокопреосвященнейшим Архиепископом Питиримом рукоположен во дьякона с оставлением на псаломщической вакансии, за неимением штатных, в селе Алексашкино 27 апреля 1914 г.
Преосвященнейшим Михаилом, епископом Самарским и Ставропольским, определен на штатную дьяконскую должность к церкви села Митрофановки, где находится и доныне.
Казенного жалования не получает. Общественного жалования получает 133 руб. 33 коп. Кружечного дохода за 1914 год не получал, так как в приход назначен 1 октября с/г, но по подсчету на долю дьякона приходится 157 руб. 48 коп. Дохода от земли не было за 1914 год, так как назначен в приход 1 октября с/г, так что ни в аренду сдавать, ни самому обрабатывать не пришлось. На отопление от общества получает 20 рублей. Хлебного сбора по приходу на сумму 10 руб.
В семействе у него [в 1914 году]: жена Александра Федоровна (рождена 7 марта 1887); дети: Евгения (рождена 2 января 1910); Николай (рожден 2 декабря 1911); Вера (рождена 2 октября 1914).
(ГИАНП 225-1-28 Клировая ведомость церкви с.Митрофановки Новоузенского уезда 1914, л.5об-6об)

Макаров Петр Иванович, 1885, исп.должность псаломщика с.Ахмат
Родился в семье крестьянина с.Новотулки Новоузенского уезда 28 июня 1885 г.
Имеет свидетельство на званиеучителя начальных училищ
Состоял учителем школы грамоты хутора Усатова Новоузенского уезда.
Преосвященным Гурием, епископом Самарским, по прошению допущен к исполнению должности псаломщика с обязательством усердно заниматься обучением детей в церковной школе в настоящее с.Ахмат Новоузенского уезда 25 сентября 1902 г.
Читает и поет удовлетворительно. Поведения очень хорошего, в должности исправен.
(ЦГАСО 32-19-188 Клировые ведомости церквей 5 округа Новоузенского уезда 1902, л.4об-5)

Соловьев Александр Иванович, 1873, священник с.Ахмат
Родился в г.Саратове в семье мещанина 16 июня 1873 г.
Окончил курс в Саратовском городском училище 15 мая 1887 г.
Поступил в Московскую миссионерскую школу при Николаевском единоверческом монастыре, которой заведовал архимандрит Павел (Прусский), и вышел оттуда ввиду смерти архимандрита Павла 1 августа 1895 г.
По прошению определен Преосвященным Гурием, епископом Самарским, в деревню Озерки Николаевского уезда учителем церковно-приходской школы и помощником епархиального миссионера 4 февраля 1896 г.
В ту же деревню по назначению того же Преосвященного определен псаломщиком с обязательством быть миссионером и учителем школы 16 июля 1897 г.
Тем же Преосвященным по прошению рукоположен во священника в село Озерки Николаевского уезда с обязательством быть учителем и миссионером 21 сентября 1898 г.
Тем же Преосвященным по прошению переведен в с.Троицкое Самарского уезда с обязательством быть учителем и миссионером 2 мая 1900 г.
Преосвященным Константином, епископом Самарским, по прошению переведен в с.Ахмат 1 декабря 1907 г.
Состоит по утверждению Преосвященного Константина заведующим и законоучителем церковно-приходской школы и законоучителем двух земских школ: в с.Ахмат (с 15 января 1908 г.) и в д.Лавровке (с 18 ноября 1909 г.)
Награжден набедренником 31 марта 1908 г.
Награжден фиолетовой скуфьей 27 октября 1914 г.
Содержания от казны получает 500 руб, от прихожан добровольных пожертвований 225 руб.,хлебного сбора на 55 руб., земельных от общества 135 руб., за законоучительство в церковной школе 30руб. в год, за Ахматскую земскую школу 90 руб. в год, за Лавровскую земскую школу 60 руб. в год и на отопление от общества 40 руб.
Поведения отличного.
В семействе [у него в 1915 году] жена Мария Федоровна, рождена 23 января 1873 г., мать его Наталья Дмитриевна Соловьева, рождена 26 августа 1847 г., дети: Серафима рождена 6 мая 1901 г., Вера рождена 22 февраля 1904 г., обе обучаются в Краснокутской гимназии на средства отца.
(ЦГАСО 32-19-235 Клировые ведомости церквей 5 округа Новоузенского уезда за 1915 год, л.4об-5об) 

Царев Василий Иудович, 1874, священник с.Ахмат
Родился в с.Елшанке Хвалынского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина 7 апреля 1874 г.
Окончил курс в Саратовской миссионерской противораскольнической Кирилло-Мефодиевской школе в 1896 г.
Преосвященнейшим Гурием, епископом Самарским, допущен к исправлению должности штатного псаломщика в с.Кошки Самарского уезда с обязательством принимать участие в собеседованиях с раскольниками в поездках по округу местного священника второго штата 20 ноября 1896 г.
Тем же Преосвященным утвержден в должности псаломщика в том же селе 28 апреля 1899 г.
Тем же Преосвященным посвящен в стихарь 2 мая 1899 г.
Тем же Преосвященным рукоположен в штатного священника к Космо-Дамиановской церкви с.Нижней Быковки Самарского уезда 21 января 1900 г.
Состоял заведующим и законоучителем Нижне-Быковской церковно-приходской школы и Шабаловской школы грамоты с 21 января 1900 г.
Проходил должность окружного миссионера по V благочинническому округу Самарского уезда с 21 января 1900 г.
Тем же Преосвященным Гурием, епископом Самарским по собственному прошению переведен на настоящее штатное место в с.Ахмат 27 апреля 1902 г.
Состоит заведующим и законоучителем Ахматской церковной школы грамоты с 15 октября 1902 г.
Состоит законоучителем Ахматского земско-общественного училища с 22 ноября 1902 г.
Недвижимого имения не имеет. Печатных поучений произведено за Богослужением 112. Поведения весьма хорошего.
Ставленную грамоту и переходящие указы имеет.
В семействе у него в 1904 году жена Агния Дмитриевна (род.21 января 1879), дети Владимир (род.14 марта 1902), Александр (род.10 октября 1903), мать его вдова Евдокия Григорьевна 72 года.
(ЦГАСО 32-19-198 Клировые ведомости церквей 5 округа Новоузенского уезда за 1904 год, л.4об-5об)

Чернышев Александр Григорьевич, 1884, псаломщик с.Ахмат
Родился в семье крестьянина с.Старой Полтавки Новоузенского уезда 16 августа 1884 г.
Окончил курс в Дьяковской второклассной церковно-приходской школе в 1901 г.
Допущен к исправлению должности штатного псаломщика в с.Ахмат Новоузенского уезда впредь до усмотрения, с обязательством обучать детей церковной школы церковному пению, резолюцией Его Преосвященства, Преосвященнейшего Гурия, епископа Самарского, от 2 ноября 1903 г.
Его Преосвященством, Преосвященнейшим Константином, епископом Самарским, утвержден в должности псаломщика 16 сентября 1904 г.
Тем же Преосвященным посвящен в стихарь 19 сентября 1904 г.
Грамоту имеет. Указа не имеет.
В семействе у него в 1904 году жена Анна Петровна (род.23 июля 1886), дочь Александра (род. 11 декабря 1903).
(ЦГАСО 32-19-198 Клировые ведомости церквей 5 округа Новоузенского уезда за 1904 год, л.5об-6об)


Рецензии