Философский подход к вере и неверию

"Верите ли вы в бога?"
"Да."
"Так вы верующий?"
"Нет.Атеист."
"То есть?"
"Объясняю.Можно отталкиваться от терминов - "верующий", "атеист","Бог".А есть ещё существо дела. Важен смысл терминов, что подразумеваем под ними лично мы.Если перевести термин "Бог" с религиозного языка на философский, мы получим понятие "Абсолют". Вряд ли найдётся философ, не верящий в реальность Абсолюта. Абсолют - общее основание всякой реальности,в том числе и человеческой. Бог - это лишь "человекоподобный - с чем я не могу согласиться - Абсолют или образ Абсолюта. В отличие от "Бога" (приоритет Идеального начала или Космическая Душа),"Абсолют" совмещает в себе мёртвое и живое, идеальное и материальное начало, все возможные в реальности синтезы и противоречия. Существует некая "Реальность". У неё должно быть общее основание, - то, благодаря чему она существует, единство, порождающее и сохраняющее Многое.Коечный эмпирический человек не может быть таким основанием.Но он то разумное (условно) существо, которое имеет картину мира, а она-то может быть как атеистической, так и религиозной. В основных доводах и выводах эти картины мира несовместимы, в чём-то они истинны, в чём-то ложны (с позиции человеческих представлений о истине).
И религия и атеизм - неоднозначны.Они включают в себя как "зло",так и "добро", имеют свои ошибки и истины, недостатки и достоинства. Важно не то, атеист человек или верующий, а то, какой именно он атеист, какой именно верующий. Порою мы не понимаем самих себя, тяготеем к однозначности и становимся рабами терминов.Требуется не просто компромат на религию и атеизм, но их диалектическое исследование, выявление особенностей, тёмных и светлых сторон,всей противоречивости явлений, степень их вреда или пользы для жизни,души,сознания человека. Приходится исследовать и связи явлений - "мир" - "сознание" и пр. Важен этический аспект.
У человека есть психология,которую он и проводит в своей деятельности. Эта психология может быть мирской , атеистической или религиозной. Существует ряд аналогий атеистических и религиозных представлений. Об одном можно говорить по разному, - на языке бытовом, атеистическом или религиозном.Между религией и атеизмом есть точки сближения и точки абсолютного конфликта идеологий. И у атеизма и у религии есть свои мифы, идеалы, ценности-"святыни".То же относительно самих психических явлений. Возьмём "экстаз". Он может быть религиозным и атеистическим. Атеистический экстаз - подъём чувств, прилив вдохновения и т.п. Качество того и другого типов экстаза одно, направление, контекст, смысл разные. Определять нечто можно поверхностно и ли осмыслять с большей глубиной, вскрывая сложность, многозначность даже казалось бы простых явлений.Например,можно ли считать истинно верующим инквизитора, пытающего людей? А фанатичный атеист не является ли по сущности человеком веры? И вообще разве атеист не может иметь "бога в душе" (главные его ценности и идеалы) и не веря в Бога?
Что же касается конкретных богов конкретных религий.Для меня это образы фантазии, особой логики, специфической картины мира.С догматами Церкви атеисту можно и должно не согласиться.Но ошибочно полагать, что все религиозные идеи и явления есть продукт чистого произвола,глупости и злонамеренности.Религиозные явления могут быть всем этим. Но чаще всего они имеют свою основу, логику, историческую необходимость, степень истинности. Нельзя путать познавательную истинность и историческую необходимость.
Верить,не верить...Главное - понимать.Серьёзный атеист не просто отмахивается от религии, попытается исследовать все её аспекты и особенности, параллельно исследуя и особенности атеизма. Нужна именно разумная критика религии.


Рецензии
Здравствуйте, Николай.

«Истинный атеист лишь тот, для кого предикаты божественной сущности, как например любовь, мудрость, справедливость — ничто, но не тот, для кого только субъект этих предикатов ничто.» -Маркс и Энгельс.

Итак, истинный атеист – человек не признающий нравственность.

Получается - Вы - не истинный атеист?
Т.е. не атеист - придумайте себе другое название. :)

Все мы - верующие:
Атеист - верит, что есть только его иллюзии.
Безбожник - верит, что его понты и кураж кому-то интересны.
Материалист– верит, что познание мира возможно лишь рациональным разумом.
Неопределившийся – верит, что зарыв голову в песок, он спрячется от вопросов.
//
Нужно определиться с верой, чтобы не ходить вслепую и не упасть в яму...
- Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. -Мф.9:29

//
Спасибо.

Саша Человекиз   29.09.2017 16:51     Заявить о нарушении
Спасибо за критику.Но не считаю её правильной. Маркс и Энгельс не отрицали нравственности,хотя действительно сопрягали её с атеизмом, что с моей точки зрения неправильно. И религиозная вера и атеизм имеют разные формы - Есть атеизм и религия вульгарные,духовные, рассудочно-догматические, с фанатизмом и нетерпимостью и без этого. Характер (степень разумности и нравственности человека) определяет качество его веры или атеизма.Высшая степень развитиия сознания с моей точки зрения сопряжена с развитою нравственностью, с моралью достаточно духовной и истинной) - и это может проявляться как в религии, так и в атеизме.Стало быть,нужно быть духовным, разумным, нравственным человеком, чтобы твоё дело осуществлялось на таком уровне - это и будет "настоящий атеизм" или "настоящая религиозность". А это настоящее означает,что ни вера, ни атеизм не должны бороться за власть и верховодство,Навязывать другому мировоззрению свои ценности, идеи, правила и чувства, считать себя истиной в последней инстанции или ненавидеть оппонентов только за то,что они думают и хотят жить иначе.Гуманизм и разум - без этого и атеизм и религия мертвы, формальны,зло и ханжество,компромат на себя.Я настолько атеист,насколько мой атеизм не противоречит духовности (=высшей нраввственности) как таковой. Согласен с тем, что все мы верующие, но ведь вера-то может быть и религиозной и психологической,там и тут возможны и истины и иллюзии.Атеист верит в свою картину, верующий в свою - доказать же и опровергнуть всё абсолютным образом в принципе невозможно.Также неверно и то, что материализм верит лишь в рациональное и что верующий чужд этому рациональному началу. Материализм не отрицает духовное, идеальное, сознание, диалектику материального и идеального. Вопрос в том, что первично,а ответить на этот вопрос абсолютно невозможно как атеизму,так и религии.И тот и другая начинают и кончают верой, там и тут иррационализм смешан с рационализмом, а вера имеет свою специфику.Я должен, обязан признавать нравственность,если хочу быть "истинным атеистом". Тогда как в религии Бог с его произволом нравственность заменяет, но совершенно отказаться от нравственности не могут ни религия,ни атеизм.С одной стороны для атеиста предикаты божественной сущности ничто, так как он отвергает само бытие Бога. Но эти предикаты как нечто обязательное переносятся в мирскую жизнь. Их нарушение аморально. Сами атеисты в практике жизни могут быть аморальны и моральны,но в теории мораль - утверждение этих предикатов.С другой стороны атеист обязывает и Бога быть моральным. Он потому и отрицает Бога, что с его точки зрения Бог должен быть моральным, но он допустил и сохраняет зло в мире людей,значит,сам аморален, но аморальный Бог не Бог, а фикция.

Николай Островский 2   02.10.2017 21:25   Заявить о нарушении
Спасибо за подробный ответ.
/

Я хотел просто поблагодарить Вас, но не удержался от продолжения.
//
"Он потому и отрицает Бога, что с его точки зрения Бог должен быть моральным, но он допустил и сохраняет зло в мире людей,значит,сам аморален, но аморальный Бог не Бог, а фикция."
В Вашем представлении Бог - это надзиратель за человечеством?
Свобода "встроена" в нас при нашем творении «…по образу Божию…». Никто не может нарушить Свободу, и даже Давший её. Кроме Свободы мы получили Природу - в гармонии и совершенстве. Нарушая Закон Творца мы боремся с самосозданными проблемами.
В в этой борьбе разрушаем, от века в век, сотворенную для нас любимых, сынов Божиих - чудесную Гармонию и Совершенство…
И неся потери в этой «борьбе» - вдруг вспоминаем о Его существовании… чтобы свалить свою вину на Него?
Свобода наша, а вина не наша?
Или готовы уже отказаться от Свободы?
Но Свобода "встроена" в нас при нашем Творении. Невозможно отказаться от неё без переТворения. К чему весь мир и движется - к саморазрушению и переТворению.

Спасибо.

Саша Человекиз   02.10.2017 22:29   Заявить о нарушении