Ускользающая красота энтомологические страсти

Будни и праздники недофилолога.

Любите ли вы бабочек?
Не тем модным увлечением, заставляющим гибких красавиц украшать силуэтами прекраснокрылых воздушных созданий смуглые спины, плечи и поясницы, а столь же нежным и трепетным чувством, какое, к примеру, испытывал Владимир Набоков, пронесший свое тишайшее светлое обожание сквозь эмиграцию, войну и лишения, и посвятивший лучшие образцы и рисунки любимой жене Верочке?
Имея громкое имя и коммерческую успешность, на склоне лет из всей Европы для постоянного жительства Набоков выбирает Швейцарию с ее свежими альпийскими лугами.  На вопрос, почему он живет именно здесь, Набоков неизменно отвечал, что главная причина – бабочки.

В чем заключается их очарование? Не в той ли символичной недолговечной красоте, что заставляет человека думать о коротком времени, отпущенном ему Богом в этом мире?
Прочитала однажды у Харуки Мураками в "1Q84": "Бабочки - самые эфемерные и самые прекрасные существа на Земле. Откуда-то появляются, тихонько проживают свои крохотные жизни, не требуя почти ничего, а потом исчезают, наверное, в какой-то другой мир... Совсем не такой, как наш".

Увлечение энтомологией как некая разновидность маниакального умопомешательства, социопсихопатического расстройства личности - нередкая тема в современной литературе.

Послесловие к американскому изданию 1958 года проливает свет не только на историю создания романа "Лолита", но позволяет глубже исследовать природу и характер зацикленности Гумберта Гумберта на юной девочке и понять всю нервную систему книги, ее основу. Путешествуя по США вместе с женой, днем Набоков ловит бабочек, а вечерами пишет "Лолиту", принесшую ему и скандальную известность, и оглушительный успех. Глупо считать, что это смачная история престарелого педофила и скороспелой нимфетки. Это история тоски и грусти по ускользающей красоте, ведь невозможно взять бабочку за крылышко, не смазав изумительный пудровый узор.
Так, у Виктора Пелевина в "Empire V" совершенно случайно наткнулась: "Пока бабочка может летать, совершенно неважно, насколько изношены ее крылья. А если бабочка не может летать, бабочки больше нет".

Эта мысль обыгрывается в "Коллекционере" Джона Фаулза. Скромный клерк Клегг (кстати, увлекающийся энтомологией) заточает в тайной комнате похищенную художницу Миранду, предмет поклонения и восхищения, надеясь влюбить ее в себя. Наблюдая угасание ее красоты и жизни, похититель испытывает сильное разочарование, усугубившее распад личности, погружая его в мрак безумия. Одноименная экранизация романа 1965 года Уильямом Уайлером принесла картине три номинации на Оскар и укрепила позиции Фаулза как мастера психологической интеллектуальной прозы.

В 2016 году был издан роман Дот Хатчисон "Сад бабочек", взорвавший рейтинги "Амазона", взяв первое место среди бестселлеров крупнейшего книжного рынка, и позволивший автору занять одну строчку с такими признанными мастерами, как Томас Харрис, Джон Фаулз и Дэвид Балдаччи. Загадочный безымянный Садовник собирает свою одновременно страшную и прекрасную коллекцию, похищая и поселяя в таинственном саду под стеклянным куполом с тенистыми деревьями и цветами, ручьем и водопадом свои лучшие экспонаты, век которых короток, как век бабочек, вытатуированных на их спинах, и может оборваться в любой момент.

Ну а про "Молчание ягнят" Т.Харриса не стоит и упоминать, аллюзии сами просятся в контекст. Не помните сюжет? Пересмотрите триллер, он ничуть не уступает книге, благодаря блестящему актерскому составу и режиссуре.

В общем, вот такие интриги.
Читайте хорошие книги, друзья мои, и наслаждайтесь последними днями уходящего лета.

И напоследок хокку:

Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.
(с) Ёса Бусон

p.s.
Вот здесь можно почитать интересное исследование про романы о маньяках как популярную жанровую разновидность литературы постмодернизма:
http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_6_133

Вот здесь упомянутое послесловие к роману "Лолита", написанное Набоковым:
http://gibrid.ru/lolita/posl-en.htm

А вот здесь пелевинские умозаключения, тоже, кстати, достойные внимания:
http://pelevin.nov.ru/rass/pe-jon/1.html


Омск, VIII/2017


Рецензии