5. Мифы народов России, в кот. участ. раст. и жив

5. МИФЫ НАРОДОВ РОССИИ, В КОТОРЫХ УЧАСТВУЮТ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ   

        Территория России богата зоогеографическими зонами: тут и тундра, и таежные леса, и широколиственные леса, и горы, и степи; участки субтропиков или пустынь. На просторах нашей страны проживают самые разные народности: для одних – характерно земледелие, для других – отгонное скотоводство или охота, унаследованные от предков. И у каждой народности имеются свои мифологические представления, в которых, зачастую, можно выделить общие элементы. Скажем, обратите внимание, у скольких из них, живущих от кавказских гор до сибирской тайги, почитается бурый медведь. Хотя сами народности разделены пространством и ведут совершенно разный образ жизни.

Наименование народности Место проживания Мифы, сказки, поверья и обряды Священные животные или растения; излюбленные герои мифов
Абазины Кавказ Сказки о животных Различные животные – герои сказок
Абхазы Кавказ Охотничьи обрядовые песни Почитание промысловых животных
Аварцы Дагестан Вера в домового, являющегося в облике змеи Почитается белая змея Каж, обвивающая кувшин
Адыги Кавказ Мифы о некогда живших карликах. Они ездили верхом на зайцах, от чего зайцы до сих пор не бегают, а прыгают, будто стреноженные Герои мифов - зайцы
Адыгейцы Кавказ Основанное на мифах почитание деревьев, рощ, лесов; конные состязания в память умершего Священными считаются отдельные деревья и рощи; особой любовью пользуется лошадь
Айны Кунаширские острова Из ивы, при рождении ребенка, изготовлялся талисман– инау, который охранял его в течение всей жизни. Трясогузка, согласно космогоническим мифам, вытащила землю из первобытного хаоса, кроме того, она служит покровительницей влюбленных. Почитаются лосось, на котором держится земля, и ворон. Тотемами служат трясогузка, орел, медведь, ива. Герои космогонических мифов - лосось, ворон. К существам, причиняющим людям зло, относится змея, медведь-людоед и куница-оборотень, а также растения – ольха и вяз
Алеуты Командорские
о-ва Основанные на мифах охотничьи обряды, посвященные промыслу морского зверя, шаманизм с использованием зооморфных помощников Почитаются промысловые морские звери
Алтайцы Алтай Основанные на мифах календарные и охотничьи обряды, посвященные скотоводству, земледелию, собирательству и охоте; шаманизм с использованием зооморфных помощников Ряд домашних и диких промысловых животных
Алюторцы (ветвь коряков) Камчатка Шаманизм, почитание духов - хозяев природных объектов, животных и растений Помощниками шаманов часто выступают дикие животные
Арчинцы Дагестан Основанные  на мифах календарные праздники, посвященные скотоводству и земледелию; праздник улучшения пород скота Почитается домашний скот
Ассирийцы Разбросаны по России Богатый сказочный фольклор, в том числе – о животных Огонь и животные, помощники светлых верховных божеств, например, собака
Ахвахцы Дагестан Поклонение небесным светилам, рощам, деревьям, лесу и хозяину леса. Ночная мистерия, «опахивание моря»: совершается 12-ю вооруженными женщинами - они приносят в жертву черного кота Считаются священными отдельные деревья и целые рощи
Багулалы Дагестан Поклонение различным природным объектам Частый персонаж мифов – дракон-аждаха
Балкарцы Кавказ Совершение магических обрядов, связанных с домашним хозяйством и охотой.
Обязательна подкова «на счастье» над входом в жилище и конские черепа на кольях забора в качестве оберегов; амулеты на рогах коров Почитание хозяев-покровителей охотников, охотничьих зверей и птиц
Башкиры Республика Башкортостан Почитание природных объектов (озер, рек, лесов), а также – различных животных и птиц; вера в хозяина леса Почитание хозяина леса – албасты, а также животных - медведя, волка, лошади, собаки, змеи, лебедя, журавля, беркута и сокола
Бежтинцы Дагестан Обряды вызывания дождя, прекращения града, падежа скота; поклонение небесным светилам, горным вершинам, водоемам и рощам Священными считаются отдельные  деревья и рощи
Буряты Забайкалье Шаманизм, тотемизм (некоторые роды произошли от брака шамана с девицей-лебедем) Поклонение орлу-могильнику
Гагаузы Тюменская область, Хабаровский край Культ волка Священное животное - волк
Генухцы Дагестан Земледельческие и скотоводческие праздники, тотемизм, поклонение хозяевам гор, лесов и рек; а также покровителям дома и семьи, способным воплощаться в мышь, паука или сверчка Почитается домашний скот и всякая мелкая живность, живущая в человеческих домах
Годоберинцы, даргинцы, дидойцы  и др. Дагестан Земледельческие и скотоводческие праздники, культ деревьев, поклонение священным деревьям и рощам Священными считаются деревья
Даргинцы Дагестан Почитание покровителя туров и диких коз, а также оленей. Этот покровитель является в виде белого животного (альбиноса) или человека, чтобы наказать браконьера; охотники приносят ему в жертву сердце, печень и кости убитых зверей и тогда божество воскрешает животных. Священными считаются
промысловые копытные-альбиносы
Долганы Республика Саха Шаманизм. Покровителями охотников и рыбаков служат не только силы природы, но и необыкновенного вида предметы – камни, деревья Особое отношение к северным оленям и собакам
Ижорцы Северо-запад Ленинградской области Поклонение рощам, деревьям, поверье в домового, роль которого исполняли змеи (ужи). В жертву водяному приносили голову и внутренности барана. Для сбережения домашнего скота ему скармливали особый хлеб с яйцом посередине Почитаются змеи
Ингуши Кавказ Остатки тотемизма в семейно-родовом культе В качестве тотема выступают животные
Ительмене
Камчатка Обрядовые танцы по случаю добычи медведя и морского зверя. Во время танца имитировались движения животных и птиц, их крики. Центральная фигура фольклора – ворон Ворон является и тотемом, и первопредком, от которого произошло все сущее, а также культурным героем
Кабардинцы Северный Кавказ В изобразительном искусстве  преобладали стилизованные животные и растения Особое отношение к лошади
Каратинцы Дагестан Тотемизм, преклонение перед силами природы В качестве тотемов выступали различные животные
Кеты Между Обью и Енисеем Главный зверь – медведь, с ним связаны «медвежьи праздники». В качестве вестника весны, тепла выступает лебедь Основное почитаемое животное – бурый медведь
Коми Север европейской части России Культы лешего, деревьев и промысловых животных. В мифологии упоминаются гагара, лебедь, голубь и лягушка Почитание хозяина леса. Героями  космогонических мифов служат гагара, лебедь, голубь,
лягушка
Коряки Камчатка Шаманизм; главный герой мифов – ворон. Он мог выступать и в роли демиурга, и в роли трикстера. Духам приносят в жертву собак и оленей. В обрядовых танцах преобладает подражание животным: тюленям, медведям, оленям, воронам Священная птица - ворон
Лезгины Дагестан В мифах фигурируют домашние животные (собака, конь, козел, баран): из диких – орел Собака и конь – герои эпоса; к почитаемым животным относятся козёл, баран, орел
Манси Согласно космогоническим мифам, гагара построила землю, вытаскивая из воды кусочки ила. Справлялись «медвежьи праздники». В шаманизме и быту присутствовали магические ритуалы, связанные с рыболовством, охотой, оленеводством Священные животные - гагара, бурый медведь. В жертву богам и духам приносили северных оленей
Марийцы Республика Марий Эл Запрет на охоту на лебедей, гусей, голубей, журавлей. Вера в знахарей и колдунов Почитаемые животные – лебедь, гусь, голубь, журавль
Нанайцы Нижний Амур Шаманизм с использованием зооморфных помощников, культ тигра и медведя, а также почитание мифической птицы кори Почитаемые животные – тигр, бурый медведь
Нганасаны Таймыр Почитание в качестве матерей-прародительниц земли, солнца, луны, огня, воды, деревьев, а также промысловых и домашних животных (оленя, собаки) и птиц. Шаманизм с использованием зооморфных помощников Почитаемые животные – северный олень, собака
Негидальцы Хабаровский край Почитание духов – покровителей природных объектов, хозяина леса и всех зверей, хозяина вод и всех рыб, хозяина медведей. Справлялись праздники, посвященные медведю или тигру, после которых останки этих зверей хоронят в специальных срубах, наряженных в богатые одежды Особое отношение к бурому медведю и тигру

Ненцы Европейский Север Ненцы подразделяются на тундровых и лесных. Почитание духов-хозяев природных объектов и явлений, а также животных (оленей). Имеется поверье, что пользоваться огнем люди научились у белого медведя. Отправляясь на промысел, охотники приносили жертвы хозяевам леса. Для них был характерен шаманизм с использованием зооморфных помощников Почитаемые животные – северные олени, в качестве культурного героя выступает белый медведь
Нивхи Остров Сахалин Главные ритуалы относились к «медвежьим праздникам». Нивхи сохраняли веру в единство человека и природы, равенства людей. В устном творчестве большое место занимают сказки с зооморфными персонажами. Окружающая нивхов среда была наполнена разумным началом. Камланием и лечением с помощью трав занималась каждая семья Почитание бурого медведя
Ногайцы Дагестан, Северный Кавказ, Ставропольский край Сохранился культ природных объектов Священные деревья и рощи
Ороки Остров Сахалин, берега Амура Почитание духов-хозяев природных объектов; запрет употреблять в пищу некоторых животных (нерпы, медведя). Медвежье мясо разрешалось есть только во время «медвежьих праздников» Священные животные – бурый медведь, нерпа
Орочи Хабаровский край Охоте на морского зверя предшествовали соответствующие ритуалы. Орочи почитали духов природы и промысловых животных, устраивали «медвежьи праздники» Священное животное – бурый медведь
Осетины Северный Кавказ Охотничьи обряды, вера в повелителей зверей и птиц. Наличие легенды о том, что однажды эти повелители обменялись дарами: повелитель зверей подарил повелителю птиц зайца, а тот, в ответ – горного улара. Поэтому об удаче при охоте на зверей надо просить повелителя птиц, а при охоте на пернатую дичь – повелителя зверей Почитание повелителей охоты, диких зверей и птиц
Рутульцы Дагестан Весенний праздник украшения дерева, поставленного посередине села Почитание определенных деревьев
Саамы Кольский полуостров Поклонение хозяйкам оленьих стад и травам, а также камням причудливой формы (сейдам). Особое отношение к северным оленям
Табасараны Дагестан Почитание природных объектов, животных и птиц Особое отношение к ряду животных и птиц
Татары (западносибирские, казанские) Западная Сибирь,
Республика Татарстан Вера в низших духов, домовых, которые принимают облик зайца или белой собаки
Телеуты Кемеровская область Особое значение имело коневодство и охота. Почитание духов-«управителей» птиц и волков. Духи были одновременно и добрые, и злые, им задабривали, принося в жертву лошадей. Сохранялся шаманизм Особое отношение к лошади: от почитания к принесению в жертву лошадей светлой масти
Тофалары Горно-таежная часть Иркутской области В устном творчестве охотников-оленеводов сохранилось много сказок о животных; в быту практиковался лечебный шаманизм. Вместилищем духов являлись онгоны – ленты, с изображением людей и животных, а также сделанные из сукна, дерева, кости с изображениями соболя и филина Основные помощники шамана – соболь и филин
Тувинцы Республика Тыва К доламаистским традициям относится медвежий культ, почитание гор и  источников, шаманизм с использованием зооморфных духов-помощников Особое отношение к бурому медведю
Угро-финская группа народов Север России Многие мифы связаны с лососем и змеей: из рыбы добывают огонь, божество в рыбьем облике обучило людей рыболовству; с помощью лосося путешествуют в загробный мир, но, чтобы ускользнуть от тамошних стражей, приходится принять облик змеи Священные животные лосось и змея
Удмурты Север Европейской части России Сохранились аграрные и семейно-родовые культы с наличием зооморфных божеств. Священное животное – собака, которую доброе божество дало людям, дабы охранять их от происков злой силы
Удэгейцы Приморский край Почитание духа воды – косатки, хозяйки лососевых рыб, хозяина тайги, а также тигра – удэгейцы молились на его след. С деятельностью шаманов были связаны многочисленные зооморфные изображения зооморфных помощников, украшавшие одежду и магические предметы при камлании Священные животные – косатка, тигр, лосось
Ульчи Хабаровский край Этнические корни уходят в глубокую древность; по местам расселения этого народа в неолите жили рыбаки и охотники. Ульчи поклонялись, в частности, хозяину тайги в виде огромного медведя, которому подчинялись другие медведи. Проводили «медвежьи праздники» Священное животное – бурый медведь
Хакасы Республика Хакасия Мужчина, подстреливший фламинго, совершающего сезонный пролет над Хакасией, мог сватать любую девушку. Если родители не отдавали девушку, то птица могла «проклясть» этот дом и привести к смерти несостоявшейся невесты. Шаманизм, поклонение природным объектам, в частности, горным вершинам Особое отношение к фламинго
Ханты Западная Сибирь Культ медведя, который, по преданию, является ближайшим родственником человека. Отмечались «медвежьи праздники» или «медвежьи игры» Священное животное – бурый медведь
Хваршины Дагестан Сохранились остатки тотемических верований и обожествление сил природы Различные животные, бывшие тотемами
Цунтинцы Дагестан Тотемом являлся медведь. Медвежья лапа служила талисманом, медвежий жир – лекарством Священное и тотемическое животное – бурый медведь
Чуванцы Анадырь Праздники, связанные с оленеводством, жертвоприношение оленей; шаманами использовались зооморфные фигурки из дерева, кожи, кости Священные животные – северный олень, собака
Чукчи Полуостров Чукотка Чукчи делились на оленных и береговых. Для первых важнейшую роль играли олени; вторые – жили промыслом морского зверя, использовали ездовое собаководство. В верованиях сохранился тотемизм, культ ворона и шаманизм. Личными покровителями женщин являлись, как правило, духи в виде изображения птиц; для мужчин – в виде зайцев. Календарь включал 13 месяцев и был основан на явлениях природы: месяцы худой рыбы, горячей икры, береговых запоров для ловли рыбы, белой рыбы, орла, ворона, кукушки, гона лис, бури, большого мороза, длинной ночи, осенней светлой луны, красных листьев Священная птица - ворон
Шорцы Кемеровская область Обряды, связанные с охотой на медведя; шаманизм. Священное животное – бурый медведь
Эвенки От побережья Северного и Охотского морей до Прибайкалья и Амура Сохранялся тотемизм (культ медведя и лося) и шаманизм, который сочетался с родовыми представлениями (шаман защищал представителей своего рода). Его одежда была украшена зооморфными символами, а к шапке – прикреплялись рога оленя Священные и тотемические животные – бурый медведь и лосось
Эвены Побережье Охотского моря, Чукотский АО Традиционные верования – культ хозяев природы и природных стихий, а также медведя; шаманизм Почитание хозяев леса; священное животное – бурый медведь
Энцы Таймыр Вера в духов природы, часть из которых имеет зооморфный облик. Фольклор включает сказки о животных Почитание духов природы
Эскимосы Восток Чукотки, остров Врангеля Почитание покровительницы морской охоты; косатки; герой космогонических мифов – ворон. Кроме того, имелась великая морская богиня Седна, связанная с тюленями; или Торгарсоака – с белыми медведями. Шаманские ритуалы были посвящены, в основном, промыслу морского зверя. Священные животные – косатка и ворон
Юкагиры Республика Саха и Магаданская область Культ духов-хозяев природных явлений и промысловых животных, особенно лося Почитание хозяев леса; основное священное животное - ворон
Якуты Республика Саха Сохранился тотемизм – культ животного, покровителя рода, в частности, лебедя Священная птица - лебедь.


Рецензии