8. Вырий - дерево

   Дерево жизни, или Мировое дерево служило символом жизни, а заодно  дополнительно подчеркивало «правильное» устройство мироздания,  у подавляющего большинства народов Земли. На его ветвях «вырастали» времена года и время суток, цифры и счет, всевозможные животные и птицы, а также помещались тени умерших предков и души еще не рожденных младенцев. Для народов, разбросанных по просторам России, роль Дерева жизни играли дуб, береза, сосна, ель, кедровая сосна, яблоня.
   Вариант Мирового дерева, Родовое дерево, охватывало три космические сферы и несло изображение животных и птиц, населяющих их, а также показывало их взаимосвязь с предками определенного человеческого рода.
    Мировое дерево нанайцев представляло собой изображение двух сросшихся деревьев, над которыми висели 9 духов. У подножия – стояли два человека и были привязаны жертвенные лошади.
   Эвенки видели Мировое дерево как лестницу, увенчанную солярным кругом, окруженным оленями и птицами.
    Для жителей Дальнего Востока Мировым деревом была, конечно, могучая кедровая сосна, уходящая вершиной в небо, а корнями – в подземный мир. Из зверей самое почетное место на этом дереве занимал тигр.
     У кавказско-иберийских народов Дерево жизни, растущее на краю земли, соединяло своими ветвями все народы. Поэтому священный статус приобретали настоящие деревья: как отдельно растущие, так и целые рощи. Иногда дерево заменялось оленем с ветвистыми рогами. Роль посредников между мирами брали на себя животные (кони, орлы, белые и черные бараны), а также духи.
    Древние славяне верили в существование райского дерева, Ирия, Вырия, или Урая. Это дерево пронизывало три мира (правь, явь, навь). На его ветвях висели золотые яблочки. В его вершине обитали птицы, ворковали голуби, помещались души умерших предков и души младенцев, готовых явиться на свет. В середине дерева селились белки; по дереву взбегали куницы или соболи. На ствол иногда садились бабочки, по ветвям ползали жуки. У подножия дерева весной расцветали цветы, к осени – появлялись грибы. В корнях прятались хтонические животные, дети земли или подземного царства.
    Жизнь и Смерть образовывали единую пару, поэтому иногда изображались два дерева: зеленое - живое, и черное - сухое, мертвое.
    Как говорилось выше, каким-то чудесным образом (должно быть, вне Евклидова пространства) дерево было связано с волшебным островом Буяном, а его функции совпадали с функциями плодородной пашни или символизирующей ее женщины. Поэтому на старинных вышивках
вместо дерева можно было увидеть Красну-девицу между двумя всадниками или птицами.
   В весенних обрядовых песнях долго сохранялся мотив отмыкания ключом Дерева жизни, чтобы распускались почки на обычных деревьях, расцветали цветы, животные просыпались от зимней спячки, а перелетные птицы возвращались на родину. Осенью славяне выполняли магический обряд «замыкания» жизни, ухода природы в состояние зимнего покоя: вместо ключей, зарывали в землю крыло птицы.


Рецензии