8. Вырий - дерево
Вариант Мирового дерева, Родовое дерево, охватывало три космические сферы и несло изображение животных и птиц, населяющих их, а также показывало их взаимосвязь с предками определенного человеческого рода.
Мировое дерево нанайцев представляло собой изображение двух сросшихся деревьев, над которыми висели 9 духов. У подножия – стояли два человека и были привязаны жертвенные лошади.
Эвенки видели Мировое дерево как лестницу, увенчанную солярным кругом, окруженным оленями и птицами.
Для жителей Дальнего Востока Мировым деревом была, конечно, могучая кедровая сосна, уходящая вершиной в небо, а корнями – в подземный мир. Из зверей самое почетное место на этом дереве занимал тигр.
У кавказско-иберийских народов Дерево жизни, растущее на краю земли, соединяло своими ветвями все народы. Поэтому священный статус приобретали настоящие деревья: как отдельно растущие, так и целые рощи. Иногда дерево заменялось оленем с ветвистыми рогами. Роль посредников между мирами брали на себя животные (кони, орлы, белые и черные бараны), а также духи.
Древние славяне верили в существование райского дерева, Ирия, Вырия, или Урая. Это дерево пронизывало три мира (правь, явь, навь). На его ветвях висели золотые яблочки. В его вершине обитали птицы, ворковали голуби, помещались души умерших предков и души младенцев, готовых явиться на свет. В середине дерева селились белки; по дереву взбегали куницы или соболи. На ствол иногда садились бабочки, по ветвям ползали жуки. У подножия дерева весной расцветали цветы, к осени – появлялись грибы. В корнях прятались хтонические животные, дети земли или подземного царства.
Жизнь и Смерть образовывали единую пару, поэтому иногда изображались два дерева: зеленое - живое, и черное - сухое, мертвое.
Как говорилось выше, каким-то чудесным образом (должно быть, вне Евклидова пространства) дерево было связано с волшебным островом Буяном, а его функции совпадали с функциями плодородной пашни или символизирующей ее женщины. Поэтому на старинных вышивках
вместо дерева можно было увидеть Красну-девицу между двумя всадниками или птицами.
В весенних обрядовых песнях долго сохранялся мотив отмыкания ключом Дерева жизни, чтобы распускались почки на обычных деревьях, расцветали цветы, животные просыпались от зимней спячки, а перелетные птицы возвращались на родину. Осенью славяне выполняли магический обряд «замыкания» жизни, ухода природы в состояние зимнего покоя: вместо ключей, зарывали в землю крыло птицы.
Свидетельство о публикации №217093001106