C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

14. Во поле березонька стояла

 Для земледельца не было ничего более священного, нежели поле, пашня со всходами, колосящаяся нива, а также пастбище. Поля отвоевывались у леса методом подсечного земледелия; необработанные поля тут же снова зарастали лесом. Они требовала защиты: с помощью магических обрядов и волшебных сил. У южных славян такими защитниками служили предшественницы русалок, вилы. Они вызывали дождь или обильную росу, полезную посевам, умели обращаться в птиц, змей, собак или волков. Название «русалка» происходит от «росы», первоначально эти волшебные существа назывались «росалками». Лишь позднее русалок стали отождествлять с душами утонувших девушек или дочерьми Водяного. Сами вилы рождались от росы или диких трав. Они были зооморфны лишь частично - имели козьи копытца; в отличие от русалок, живущих в воде и под водой, перемещались по полям, охраняя посевы от потравы оленями, кабанами, чужими конными воинами.
   Волки, или собаки, вплетенные хвостами в растительный орнамент, это – семарглы. По одной версии, семаргл - самостоятельное божество древнерусского пантеона, чьи идолы были установлены в Киеве; по другой – искаженное иранское «сэнмурв» (существо, напоминавшее европейского грифона), по третьей версии, одно из воплощений вилы. В этом значение он не враждебен человеку, а наоборот, считается защитником посевов как от реальных зверей (или чужих людей), так и от хтонических чудовищ, способных вылезти из-под земли.
    Возле полей земледельцы часто оставляли священные деревья – березы, сосны, дубы. Своя роль в мифах, легендах и обрядах отводилась не только журавлям, но и мелким полевым птахам, таким, как жаворонок.

  В мифах, легендах и истории
 
   Береза – священное дерево почти всех народов Северной Европы. В языческой Руси это дерево посвящено Яриле. Главный обряд праздника (4 июня по старому стилю) включал обязательный хоровод вокруг березы, поэтому строки из русской народной песни «Во поле березонька стояла…» служат напоминанием о давних временах. Хоровод водят девушки, кроме того, они вплетают березовые ветви в косы, а само деревце украшают своими лентами, венками из цветов и венками из теста («козулями»). Береза считается символом девичьей красоты и целомудренности. Рубить березу разрешается только после праздника, когда весна сменяется летом и активное движение сока внутри дерева кончается. У березы множество применений: березовыми вениками парятся в бане, березовым дегтем смазывают колеса телег, весенним березовым соком лечат болезни и очищают кровь, березовыми дровами отапливаются в зимнюю стужу. Славянам береста заменяла бумагу; до сих пор из нее плетут туески и короба. Некоторые племена, жившие на западе России, хоронили своих умерших, обернув их в бересту. Шаманы Сибири считают березу колдовским деревом: на березовом шесте делаются 6-9 зарубок, в зависимости от того, по скольким верхним мирам «путешествует» шаман. В верованиях тюркских народов береза считается воплощением земного естества.

   Если береза, стоящая возле дороги или поля, навевает светлую грусть, то раскидистая сосна, выросшая на открытом месте, является символом здоровья, долголетия, счастья, придает местности дополнительную гармонию.

     Мелкие птахи «приносят» на своих крыльях весну. Кроме того, возвращаясь для гнездования на свою родину, они учат человека любить свою землю. О значении мелких птиц как временного пристанища человеческой души говорилось выше.

   Жаворонок создает благоприятный контакт с землей, отмыкает весну, замыкает зиму.

   Журавли, опустившиеся кормится на зеленя, не подпускающие к себе человека ближе, чем на сотню метров, являются типичным воплощением росалок, как и гадюка обыкновенная, скользнувшая в траву на окраине поля.

    В природе

    Береза повислая (Betula pendula) – самый распространенный в России вид, образует чистые или смешанные леса в лесной, лесостепной и степной зоне Европейской части, на Урале и в Сибири. Цветки раздельнополые, собраны в сережки. Плод – крылатый орешек. Цветет береза в мае, плоды созревают в августе-сентябре. Человек использовал в своем хозяйстве не только древесину, но и березовый сок, а также добываемый из него березовый деготь, листья и сережки в лечебных целях. Мистическое значение берез объясняется, вероятно, белым цветом коры, грустно и нежно свисающими вниз ветвями.
 
    Сосна лесная (Pinus silvestris)  - одна из лесообразующих пород России. Она растет в тайге и хвойном поясе гор, образует высокоствольные боры в зоне смешанных и лиственных лесов на песчаных почвах или чахлые рощи на болотах.
     Мистические свойства этого дерева легко объясняются тем, как легко дышится в сосновом лесу. Хвоя выделяет летучие вещества (эфирные масла), фитонциды, обладающие бактерицидными свойствами, смолистая древесина не гниет в воде. Использование этого растения в хозяйстве человека – огромно. Прямые высокие стволы обрабатывались для изготовления мачт парусников, бревна – служили строительным материалом для изб, смолой – смолили все (от бочек до лодок); из смолы добывали деготь для смазки колес и прочих хозяйственных нужд, а также скипидар и канифоль; почки собирали для грудных сборов, а из хвои – готовили витаминный напиток; древесным углем лечились от отравления. Главное сырье (свежая смола, вытекающая из надрезов коры) недаром носило название «живица»: из него изготавливали и терпены для лечения легочных заболеваний, и бальзам для заживления ран, и камфару, поддерживающую работу сердца.
 
    Жаворонок полевой (Alauda arvensis) известен в России почти повсеместно. Это первая птица, которая, вернувшись с зимовки (в марте), начинает петь над только что появившимися проталинами. Самец поет на лету, поднимаясь вверх кругами на высоту до 100 м. При этом кажется, что поет само небо. Потом камушком падает вниз – таков его брачный полет. Держатся жаворонки на участках с невысокой травой. Питаются насекомыми. Гнездятся на земле, под кустиками травы. В кладке 4-5 яиц. Вылупившиеся птенцы через 10 дней покидают гнездо. Они еще не умеют летать, зато быстро бегают среди злаков, затаиваясь при опасности. За лето одна пара может вывести 2-3 выводка. Молодые птицы собираются в стайки, осенью к ним присоединяются взрослые.  На юге Европейской части, в степной зоне, жаворонок ведет оседлый образ жизни, на севере – улетает зимовать в Западную Европу, в Азию и Африку.

   Гадюка обыкновенная (Vipera berus) – самая обычная змея России. Она распространена по срединным и северным областям европейской части России, в Сибири, на Дальнем Востоке. Земледельцы встречались с ней в зоне выкорчеванных пней по окраинам полей, в черничниках по опушкам леса или брусничниках вокруг болот. Гадюки встречаются там, где достаточно убежищ и мест для зимовок. Питаются эти змеи насекомыми, лягушками, ящерицами, мышевидными грызунами.
   Гадюки ядовиты, но миролюбивы: никогда не кусают человека первыми. Чтобы получить укус, человеку надо неосторожно наступить на змею или сесть на нее, попытаться ее схватить; да и то сначала змея постарается уползти. Однако в последние годы конфликты между обыкновенными гадюками и людьми резко обострились. Огромное количество дачных участков и современных коттеджей построено по окраинам болот – исконных мест обитания гадюк. Встревоженные и раздраженные змеи ползают по дорожкам и грядкам, а не менее встревоженные и раздраженные владельцы участков звонят в милицию, службу спасения или Московский зоопарк. Более того, имеются сообщения, что гадюки стали более ядовитыми: смертельных случаев после их укуса регистрируется больше, несмотря на своевременно оказанную помощь. Хотя, скорее всего, жизнедеятельность самого человека оказалась сильно ослабленной загрязнением окружающей среды и хроническими стрессами. Противозмеиная сыворотка в последнее годы имеется далеко не на каждой подстанции скорой помощи. Обычно ее днем с огнем не сыщешь! Да и вводить ее опасно: почти каждый второй пострадавший от змеиных укусов человек реагирует на нее аллергической реакцией, вплоть до анафилактического шока. В общем, природа, как всегда, мстит нам за бездумное отношение к ней.


Рецензии