18. Легко ли быть оборотнем?

   Легендами про оборотничество, трансформации человека в зверя и зверя в человека полны мифы, практически, всех народов мира. Так, герой легенд обских угров, Нуми-Торум, имел множество сыновей: они умели превращаться в гуся, лебедя, ястреба, щуку; сходные легенды имелись у хантов и манси; в зависимости от того, где обитало то или иное животное, эта территория отдавалась во владение одного из сыновей. Вероятно, на практике представления об оборотничестве возникли у людей в состоянии «измененного сознания» (транса, экстаза), вызванного ритуальными действиями, а иногда  - и галлюциногенными средствами. Со временем оборотничество стало восприниматься как болезнь или черная магия. Посвященные, чаще всего, «оборачивались» в волка, медведя, тигра, но иногда – и в более мелких животных, вплоть до насекомых.
   
   В мифах, легендах и истории

  Волк-оборотень имел свое название: вервольф (у германцев), волкодлак (у славян). Начиная с творчества А.С. Пушкина (XVIII век), волку-оборотню стали приписывать свойства упыря (вампира) – ожившего мертвеца, сосущего кровь или жизненную силу живых людей.
   В эпохи Средневековья и Возрождения европейские страны охватывали целые эпидемии ликантропии: психически неуравновешенным людям представлялось, что они превращаются в волков. Такие люди вели себя соответственно своим представлениям о волках, зачастую очень далеким от действительности. В магических ритуалах шаманы или охотники также имитировали поведение волков, будучи значительно лучше осведомлены о повадках этого зверя. Однако в любом случае люди остаются в пределах своих представлений о волке. Т.е.  оборотни в мифах разных народов ведут себя совершенно неестественно, если рассматривать их с позиций биологических особенностей и этологии (науки о поведении животных).
   Почему волк удосужился чести стать на один уровень с человеком?
Не последнюю роль сыграло то обстоятельство, что ближайший родственник волка и его потомок, домашняя собака, сопровождала своего покровителя, человека, в течение всей его истории, начиная с Каменного века. Кроме того, волки, как и люди, ведут социальный образ жизни.
   Если на минуту предположить, что оборотни существуют на самом деле, то возникает вопрос: как уживаются в одном теле два сознания, когда тела  трансформируются друг в друга? Как взаимодействуют волчьи и человеческие инстинкты (наследственные программы поведения) и мышление?
   Работа мышления, его развитие зависит от окружающих нас условий и того образа жизни, который мы ведем. И от той формы тела, в котором оно проявляет себя. Мышление, анатомические особенности, обуславливающие членораздельную речь (определенные структуры мозга), строение руки (противопоставленный большой палец, обеспечивающий хватательные движения) – в эволюционном плане появились у человека одновременно. До сих пор ученые спорят, не в силах отдать пальму первенства ни яйцу, ни курице: анатомические и физиологические предпосылки открыли дорогу мышлению, а мышление закрепляло и развивало то, на что опиралось.
    Оборотни - не люди и не звери. Что происходит с человеком, который внезапно обрел волчий облик? Сохраняет ли он свое, человеческое сознание, или волчий вид диктует волчье поведение? Возможно ли проявления совмещенного сознания – получеловеческого, полуволчьего?
   В первом случае, надо научиться «пользоваться» чужим анатомическим строением и непривычными физиологическими особенностям. Например, невозможно рассмотреть что-либо прямо перед собой, т.к. зрение у волков не бинокулярное, каждый глаз имеет сектор обзора сбоку и сзади; нельзя поднять руку, превратившуюся в лапу, и зажать в ней какой-либо предмет. Зато на человека обрушивается лавина запахов и звуков: скажем, запахи прелой земли и мокрой травы, по которой уходит вдаль свежий заячий след; со всех сторон слышаться шорохи, воспринимается даже попискивание мышей в ультразвуковом диапазоне. При встрече с другими зверями, оборотню надо мгновенно различить запах данной стаи, индивидуальные запахи каждого из зверей, их пола, возраста, физиологического состояния, рангового положения. Принятие в стаю чужого зверя затруднено: или волки испугаются чужака и убегут, или нападут на него. Для смягчения конфликта необходимо знать демонстративные позы (от угрозы до подчинения) волков и пользоваться ими в нужный момент.
    Мифологические представление о волке народов России и сопредельных территорий совершенно различны. В языческих верованиях тюркоязычных племен Поволжья, волк – почитаемое животное, он служит божеству, Вестнику судьбы. Народы Северной Евразии и Северной Америки сохранили образ Белого Волка – вожака стаи. Как поведет себя Белый волк, так поведет себя и вся стая: если он бросится на человека, остальные волки последуют его примеру; если человек поклонится Белому волку, заключит с ним соглашение, то остальные волки его не тронут. Более того, другие звери также не причинят ему вреда. В природе встречаются белые волки-альбиносы (у них не хватает красящего вещества, пигмента); кроме того, волки Крайнего Севера, обитающие в тундровой зоне, имеют естественный очень светлый, почти белый окрас.
   Славянские «волчьи праздники», были одновременно связаны с солярным культом (сменой дня и ночи, поглощением солнца хтоническим чудовищем) и с пришедшим на их земли христианством. Праздник справлялся в день Святого Георгия, 23 апреля. Первое время, Святого Георгия называли на Руси «волчьим пастырем». Сохранилась пословица: «Что у волка в зубах – то Георгий дал». То есть домашний скот, задранный волком, воспринимался как искупительная жертва. В заговорах осталось древнее название волка «хорт», «борзый» - быстрый, скорый. В русских волшебных сказках волк символизирует одну из природных стихий, связанных с лесом: он может и навредить, и помочь человеку. На западе европейской части России, вплоть до начала ХХ века, сохранялся обряд обращения к волку: если зверь показался вблизи крестьянского обоза, везущего, к примеру, сено с дальних покосов, старшие из мужиков сходили с телег, становились на колени и просили «Волчишку», или «Серого» пропустить их, дать людям дорогу. В русских сказках-баснях, волк - это жестокое, злобное, вечно голодное, да еще и глупое существо, которое частенько обманывает лиса.
    Каков же волк на самом деле?

     В природе

    Волк (Canis lupus) – распространен по всей России. Разные подвиды населяют тундру, тайгу, широколиственные леса, степи, заходят в пустыни; встречаются и на равнине, и в горах. Пластичность волка как вида определяется социальной организацией: все поведение зверей ориентировано на пользу группы сородичей. Если бы люди жили согласно пословице «Человек человеку - волк», то они жили бы совершенно иначе! Это не означает лучше или хуже, это означает именно «иначе».
     Гон у волков проходит в конце зимы или начале весны. Половозрелость наступает на 2-4-м году жизни. Пара зачастую складывается на всю жизнь. Самец и самка вместе копают логово, где, после 2-хмесячной беременности, самка приносит от 2-3 до 12, но чаще –5-6 волчат. Сначала мать кормит их молоком, потом оба родителя отрыгивают им полупереваренную пищу и начинают приносить добычу к гнезду. Шестимесячные волчата обучаются охоте.
   Волчья стая формируется из пары матерых зверей, переярков (прошлого года рождения) и прибылых (появившихся на свет в этом году). Переярки, так называемые «дядюшки» или «тетушки», помогают матерым выращивать прибылых. Родственные по крови волчицы принимают в свой выводок осиротевших щенят. Одновременно они могут и загрызть конкуренток, явившихся из других мест, и уничтожить их щенков.
    Стая волков  занимает определенную территорию, размеры которой зависят от количества зверей, наличия того или иного вида корма, расположения удобных мест для логова.
   Существует две основные формы волчьих популяций: дикого и антропогенного ландшафтов. Представители первой популяции – избегают человека и всех проявлений его деятельности, а представители второй – склонны к синантропизации: живут поблизости от человеческого жилья, охотятся на бродячих собак и кошек, посещают свалки, где едят отбросы и ловят крыс. Разница между ними определяется рядом факторов, в том числе и генетических. Они в меньшей степени бояться как самого человека, так и следов его присутствия, раз осмеливаются промышлять по окраинам городов и поселков. Кроме того, в волчьих семьях сильны традиции, которые передаются из поколения в поколение, от старших животных младшим, методом обучения. Скажем, в одном месте, много диких кабанов, на них звери и охотятся, а в другом – основой питания  служат полевки да мыши; или в сезон миграций копытных животных (северных оленей, сайгаков) выгодней не сидеть на месте, а следовать за проходящими мимо стадами. Что касается волка, повадившегося в овчарню, он обучит этому и своих волчат.
    Хотя в охотничьих рассказах, вплоть до ХХ века, волки частенько нападали на человека, в настоящее время, такие случаи, практически всегда, объясняются бешенством – тяжелым инфекционным заболеванием, поражающим мозг. Бешенство, как известно, передается человеку; эта инфекция, увы, неизлечима. Наряду с волками, для человека опасны бешеные собаки, лисицы, кошки, крысы и даже голуби. Единственный способ защиты – срочная вакцинация пострадавшего человека и периодическая (1-2 раза в год) – всех домашних животных.
   В человеческой истории вспышки размножения волков следовали за войнами и эпидемиями – звери начинали поедать неубранные трупы. Такие волки, привыкшие к человеческому мясу, могли оказаться потенциально опасными и для живых людей.
    В волчьей стае с нормальной структурой, где представлены матерые, переярки и прибылые, царит жесткая иерархия. Звери подразделяются на доминантов (вожаков), субдоминантов и низкоранговых (к которым до поры, до времени относится молодняк), поэтому любые драки внутри стаи, практически, исключаются. Конфликты разрешаются с помощью демонстративных поз: вожаку достаточно принять позу угрозы, чтобы навести порядок среди подчиненных. Стая сообща охотится на какой-либо привычный вид добычи. При этом коммуникации развиты столь сильно, что каждый зверь играет свою собственную роль во время охоты: одни -  караулят в засаде, а другие – выступают в роли загонщиков. Чаще в засаде сидят матерые, а загонщиками оказываются переярки.
    Сокращая численность волков, человек стремится, в первую очередь, выбить пару матерых. Это-то и неправильно! В стаях молодых волков все время вспыхивают иерархические конфликты, переярки ранжируются между собой, а охотиться по-настоящему они не умеют. Тогда звери используют самый легкий способ добывания пищи и нападают на домашний скот. Стая превращается в разбойничью банду.
    В 60-70-е годы ХХ века в некоторых местах России сохранялись лишь отдельные волки, неспособные образовать стаю. Здесь было зарегистрировано появление волко-собачьих гибридов, ведущих дикий образ жизни. Такие гибриды, как правило, обладали неустойчивой нервной системой и отсутствием настоящих охотничьих навыков: они распугивали, убивали дичи больше, чем могли съесть или оставляли много подранков. Согласно литературным данным, волко-собачьи гибриды приносили значительно больший ущерб природе и домашним животным, чем настоящая волчья стая.
   Взаимоотношения человека с волками обычно носили двойственный характер. Древний страх перед хищниками долгое время мешал человеку оценить важнейшую функцию «санитаров», которую выполняют волки, уничтожая, в первую очередь, слабых или больных животных. Волки, получившие названия «пастухов», следуют за стадами копытных. Потенциальные жертвы спокойно пасутся в их присутствии, пока волки не начинают охоту. Голодные хищники вспугивают животных и когда копытные пускаются в бегство, мгновенно оценивают их физиологическое состояние, определяя слабейшего и стараясь отбить его от общего стада. Только тогда волки начинают настоящее преследование.
     Практика показала, что в тех местах, где природные хищники были истреблены, дичи не становилось больше. Так, после уничтожения, практически, всех волков с вертолетов на Таймыре (середина ХХ века), среди оленей вспыхнули эпизоотии, в результате чего значительная часть оленей погибла. Когда волки вернулись на полуостров, перебравшись из соседней тундры, гибель оленей от болезней уменьшилась. Подобный опыт с волками имеют европейцы и американцы. Например, в Европе чудом уцелевшие к 70-м годам ХХ века волки были взяты под охрану, а в Англию – даже завезены из др. стран.
    Человек, взявшийся регулировать численность тех или иных животных, как правило, не понимает свою задачу. Охотники-спортсмены гонятся за престижными трофеями – самыми крупными, самыми представительными животными, являющимися одновременно и хорошими производителями, обедняя, тем самым, генофонд популяции. Главное для четвероногих хищников – быстро, с наименьшей затратой сил, поймать свою жертву, чтобы насытиться. Именно поэтому они и охотятся на тех, кто слабее – старых или больных животных, или, наоборот, молодняк, не достигший половой зрелости. Сокращая численность животных, они одновременно оздоровляют популяцию.
    Человек является виновником многих экологических проблем, в т.ч. и проблем, связанных с волками. «Пристрастие» хищников к домашнему скоту  провоцируется бесхозяйственностью: легче всего добывать домашних животных, которые пасутся, где попало, а на ночь загоняются в полуразвалившиеся постройки. Нападения волков на огороженные пастбища, охраняемые пастухами с собаками или защищенные «электропастухом», практически, исключаются. В настоящее время рекомендуется не уничтожать всех волков подряд, особенно в местах, где еще сохранилась дикая природа, а сокращать их численность за счет молодых животных, оставляя матерых. Вблизи человеческого жилья советуют отстреливать только те волчьи семьи, традицией которых стало нападение на домашний скот. Кроме того, рекомендуется убирать свалки и уничтожать беспризорных собак.


Рецензии