Сила судьбы но прежде сила музыки Верди!

«Сила судьбы»: но прежде сила музыки Верди! Историческая сцена Мариинского театра, 24 сентября.
Особенная опера. Ее очарованием проникаешься не сразу. Но когда захватит музыкальная стихия, из нее уже не вырваться. Она завладевает душой и радует слух. Именно это и произошло со мной 24 сентября. Это была моя четвертая или пятая «Сила судьбы». Я впервые ощутила, насколько красива эта опера. Некоторые музыкальные номера, арии и хоры хочется слушать многократно. Прекрасную увертюру, а также вступления к действиям и картинам. Эту музыку я словно услышала вновь! И полюбила окончательно и бесповоротно. Такая в ней скрыта властная сила и проникновенная эмоциональность. Я сидела на спектакле так, что мне хорошо были видны оркестр и дирижер Михаил Синькевич. Временами я смотрела только на него. Так оказалось интересно наблюдать, как он энергично «поет» с артистами, выразительно «подаёт» сигналы музыкантам, словом, творит вокально-музыкальное действо. .Самая впечатляющая сцена «Силы судьбы» — знаменитый хор "Ратаплан", имитирующий барабанный бой. Мастерски спели его певцы бесподобного хора Мариинского театра. Хотя всегда хочется услышать и голосистую запевалу Прециозиллу в этом хоре. Но это случается редко. Наталья Евстафьева неплохо исполняла роль цыганки, но здесь нужен сильный крепкий подвижный голос, чего ей, порой, не хватало. И в этом смысле в театре мне пока ни разу не повезло. Только в записях.
Но прежде всего в спектакле 24 сентября меня привлекал Владислав Сулимский, чье пение меня всегда властно захватывает. Кто-то из театральных завсегдатаев недавно написал: «Пришла к выводу, что участие Владислава Сулимского в спектакле гарантирует его успех». Я тоже так считаю. Более того, иногда мне кажется, что нередко выход певца на сцену сопровождается выбросом какой-то таинственной энергии, которая передается всем, кто находится с ним рядом, и действо оживает, становится увлекающе динамичным, обретает волшебно- притягательную силу. А если спектакль хорош с самого начала, без раскачки, то он превращается в настоящий оперный праздник. Мне доводилось видеть и ощущать этот эффект не один раз. Не зря же говорят про артистов: «Вот зажигает!».
В опере Верди «Сила судьбы» 24 сентября зажигающих звезд на сцене было две – Мария Гулегина и Владислав Сулимский. Оба много поют, в том числе за рубежом. У обоих, похоже, железная внутренняя певческая дисциплина, огромный опыт и недюжинная выносливость. Ведь Мария Гулегина накануне пела Тоску на открытии новой сцены театра во Владикавказе, а Владислав Сулимский 22 сентября великолепно дебютировал в Мариинке в роли Риголетто. Но это не помешало им блистать в «Силе судьбы». Марии Гулегиной – в роли Донны Леоноры, Владиславу Сулимскому – в роли Дона Карлоса.
Нежная, растерянная, испуганная героиня Марии Гулегиной, решившая спрятаться от мира, звучала у нее очень напевно и выразительно. Умелые модуляции голоса от тишайшего до громоподобного, позволяли певице выражать всю гамму эмоций Донны Леоноры, потерявшей в одночасье отца, жениха и саму надежду на счастье. Сильный красивый голос, царственный нижний регистр, звучные верхние ноты, отменная плавность звучания – все это вызывало теплый прием публики. Несколько арий сорвали овацию.
Вершитель Судьбы и невольник мести – Дон Карлос (Владислав Сулимский) – фигура колоритная. Злоба из него просто сочится, когда он имеет дело с врагом, но с друзьями он мягок и благороден. Такая двойственность слышна в голосе певца, он часто переходит от тихих, почти задушевных фраз к гневу и ярости, которые вокально звучат мощными раскатами красивого баритона. Энергия пения, мощь и полетность голоса Владислава Сулимского, как всегда, ошеломляют и завораживают. Одержимый идеей мщения, жаждущий крови Дон Карлос являет все свои безудержные страсти в вокальных сценах, ариях, дуэтах. Реакция зала была вполне ожидаемой – овации, цветы, долгие аплодисменты на поклонах и крики «Браво!»
Ни разу не довелось мне услышать на театральной сцене Альваро, вокально равного двум «зажигающим» звездам, но Август Амонов в этот раз пел весьма достойно, голос звучал очень музыкально, он не переходил на скандирование, как нередко бывает с певцами, когда есть проблемы с голосом. Хотя были некоторые погрешности исполнения (в публику просочились сведения, что певец был не совсем здоров), но в общем ансамбле голосов особого диссонанса не возникало. В театральных оперных спектаклях всегда приходится с чем-то мириться, и не только в столичных российских театрах, но тут это была явно меньшая из зол. Тем более партия Альваро трудная, уникально российская, многие певцы не слишком стремятся осваивать именно эту версию, ведь за рубежом по-другому исполняют «Силу судьбы». И спасибо тем певцам, кто готов петь непростые партии, востребованные только у нас, тем самым давая возможность российской публике слушать великие  произведения, в том числе и «Силу судьбы».
И еще пара слов об одном колоритном персонаже  оперы – Фра Мелитоне (Андрей Спехов).  Этот проныра из монастырской братии,  ленивый и прагматичный донельзя. он очень оживляет сюжет и придает действию правдоподобие. Всегда большая удача, когда эту роль исполняет и хороший певец, и умелый актер. Зимой мне в этом смысле повезло, а  24 сентября у Фра Мелитоне чувствовалась некоторая скованность, в том числе и вокальная.
Но в целом спектакль радует, постановка не отвлекает ни от пения, ни от музыки, что уже большое ее достоинство. И главное, что воодушевляет, – прекрасная опера Верди есть в репертуаре Мариинки, и ее при желании, можно услышать!


Рецензии