Этимология. Путь к слову. От кромешной тьмы до жгу

Достояние  неоспоримое – язык наш, словесность.
Есть даже мнение, что славянами, а еще словенцами, словаками народ стал называться от понятия слова, словесности.
Конечно, любой народ, любого наречия может гордиться своим языком. И понимая, какой огромный, с «перекатами» извилистый  долгий путь прошел наш язык через тысячелетия хочется понять его исторические и смысловые  истоки.

Есть компетентное мнение, что вначале было Слово.
 
Великий хореограф утверждал – вначале был жест – информация передаваемая пластикой тела, из которой впоследствии родился танец.

Но все же, не отвергая справедливости сказанного, полагаю – изначален звук. Ибо именно звуками наполнен мир, звуки жили и живут независимо от нас, а человек только дополнил мир звуков, внеся в этот хор Природы звучание своей деятельности и свою осмысленную речь.

И именно звук, пройдя долгий путь, стал и словом, и музыкой….
Прежде всего, это  -  слова звукоподражания –  жужжит, тарахтит, стучит… и др.

Есть такой звук «кр», за которым целый строй слов и определений, история языка и культуры, имея в виду, что и этот слого-корень частица звукового ряда, наполняющего мир.

Звук «кр» возникает при плотном взаимодействии двух достаточно твердых предметов, издающих обычный скрип или скрежет. Прежде всего этот звук мог появиться и в деятельности древнего человека, который что-то мог скоблить, царапать или крутить один предмет вокруг своей оси прижимая его к другому предмету (ковырять, сверлить отверстия). 
В данном случае известна связь данного звука с процессом добывания огня трением твердых, как правило, деревянных брусков – в этом случае имеем древнее название огня – «крес» (предполагаю, что слово возникло из звукоподражания – кр и определения – есть сие). Добывался огонь чаще всего в результате процесса кручения деревянных палочек или даже бревен. Если же происходило трение проскальзыванием брусков, то этот процесс был связан вероятно с появлением слов со слого-корнем тр – трение, тереть, трут, труд и др.

Другим важным, можно считать процесс нанесения изображений и первых символов путем скобления, царапания на камне, глиняных дощечках и др. – в результате слова «манускрипт» – дословно «написанное рукой»,  «санскрит» – дословно «высокий – сановитый язык», «скрижали» и др.
 
Само слово «скрип» несет в себе звук «кр».  На английском скрип: creak, scratch, crunch; на немецком: Kratzen; на  французском: craquement, cri, grincement; на итальянском: scricchiolio; на испанском: chirrido, crujido; на славянских языках скрип – скрип.  Очевидно «родство» слов, в которых присутствует слого-корень «кр», что указывает на древнейшее появление выше приведенных слов, которые появились в результате звука, сопровождающего скрип.

А трансформация скрипа в звуки музыки возможна таким инструментом как скрипка.

Слово «крес», которое теперь хоть и не используется активно в языке, определило целое направление в формировании ряда слов, понятий и иных смыслов. Огонь – крес и в настоящее время является неотъемлемой часть ритуалов, таких как церковные, – например, таинство Благодатного огня, богослужение или торжество огня олимпийского.
 
К слову «крес» можно отнести появление таких слов как «кресало» – простейшее устройство добывания огня, «кремень», а по-гречески «кремний» – камень-минерал, который и использовался в кресало для добывания огня.

 
Неким репером, приметой верного анализа может служить замечательное слово «ИСКРА» – иначе говоря «из огня – из кра» или иначе «искра» –  предшествие, начало огня, подобно слову «исток» – предшествие, начало течения (тока) реки. Слово «искра» на различных славянских наречиях звучит похоже: по-украински, болгарски –  скра, по-старославянски, польски, словацки – искра, чешки jiskra.

Таким образом, впервые показано происхождение красивого слова ИСКРА и вспоминается " Из искры возгорится пламя...", а получается из-из-кра получится огонь-крес.

Так же слова воскреснуть и воскрешение (воскресение), крестьяне связаны со словом крес или кресение (горение).
Видимо первоначальный смысл этих слов был связан с угасанием и возгоранием огня – креса и использованием огня-креса в быту и иной деятельности.

Да! Сила этих звуков такова, что они присутствуют во многих языках, поскольку являются первоосновой, тканью человеческой Речи.

Безусловно, огонь, энергия в жизни  человека значит очень много, определяя не только качество жизни и благосостояние, но и основные возможности для развития и распространения по Земле прогресса.

И ВОТ ЗДЕСЬ ПРОЛЕГАЕТ РАЗДЕЛЕНИЕ МЕЖДУ ОСОБЯМИ ДИКИМИ - ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫМИ ОБЕЗЬЯНАМИ И ЧЕЛОВЕКОМ РАЗУМНЫМ.

ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКУ СВОЙСТВЕННО ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ. ОБЕЗЬЯНЫ ЭТОГО НИКОГДА НЕ ДЕЛАЛИ.
ТО ЕСТЬ - ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ - ПОВОРОТНЫЙ МОМЕНТ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА, КОГДА ЗАКОНЧИЛСЯ ВИД АБСОЛЮТНО ДИКИЙ И СТАЛ РАЗВИВАТЬСЯ ВИД РАЗУМНЫЙ, СКЛОННЫЙ К КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
 
Без огня  в ранние времена цивилизации нельзя было приготовить пищу и согреться, расчистить поля, выплавить из руды металл, изготовить орудия для охоты, обработки земли. Люди поклонялись огню, огонь был обязательным атрибутом священнодействия, ритуалов и жертвоприношений. Капища, места приношения жертв и справления священных обрядов неизменно имели центральное место для разжигания огня и создавались вокруг священного огня.
 
Очевидно, что огонь оказал колоссальное и эмоциональное влияние на человека, во многом сформировав его мировосприятие,  определив многое в формировании уклада жизни, верованиях и языке.

От древнеславянского слова «КРЕС» – огонь происходит слово «КРЕСТ». Впечатление от явления священного огня, появляющегося в месте трения двух пересекающихся вертикальной стойки и двух горизонтально сложенных крестообразно брусков, привело к тому, что люди поклоняясь огню, стали поклоняться и средству его добывания –  кресту. В древнерусском наречии «крес» –  огонь и «крест» – средство его добывания оказались однокоренными. Впоследствии крест – обобщенная схема стилизованного изображения  устройства для добывания огня стала символом веры, символом вечности и бесконечности, божественным знаком.

В слове «крест» добавлена буква  Т –  означающая твердь – основу добывания огня-креса. Любопытно, что в древних надписях, обнаруженных в различных регионах, буква Т иногда писалась как знак + . Крестом, вероятно, называлась часть устройства для добывания огня-креса – перекрестие двух брусков в основании устройства, в котором и происходило возгорание. Поэтому слово крест можно «расшифровать» так – основа-твердь креса, т.е. процесса добывания огня.
На немецком языке крест – Kreuz, по-английски сross, по латыни cruх, испанский, португальский, галисийский – cruz, французский – croix, итальянский – croce, румынский – cruce, валлийский – croesi, исландский – kross, норвежский – krysse, шведский – kryss, датский – krydser, голландский – kruis, литовский – kryzius, латышский – krusts, pari … хотя венгры не индоевропейцы, там всё равно – kereszt, албанцы – мусульмане, но и там – kryq … на армянском khach. В древнерусских текстах присутствует слово «крьстъ» (договор Игоря с греками 911 г. и др.), в славянских языках всё тот же крест: украинский –  крест, хрест, белорусский –  хрест, болгарский –  кръст, сербохорватский –  крст, словенский –  krst, чешский –  krest, словацкий –  krst, польский –  chrzest, лужицкий – khrest.

В звучании этих слов, присутствует общий корень «кр», что указывает на очень древнее появление понятия и слова «крест», пришедшего в современные индоевропейские языки из единого, тогда существовавшего протоязыка. Это конечно противоречит мнению, что слово «крест», образовалось от имени Христа и символизирует распятие. Но образ Иисуса Христа знаком человечеству чуть более 2 тыс. лет, тогда как крест – как символ человеческой цивилизации, имеет возраст в десятки тыс. лет, а значит связывать и делать тождественными эти символы Веры и Культуры нельзя. Крест, как символ, очевидно, заимствован христианством, поскольку известно использование человеком символа креста в более ранних периодах истории.

А Христос – это помазанник, т.е. отмеченный Богом.
Мазать – красить, а краска и красить, это как раз слова имеющие истоки от слова крес – огонь и продукта горения – угли и сажа, т.е. то чем можно было чертить и рисовать.
Поэтому кресс не от Христа, а Христос косвенно от креса-огня.

Крест –  один из древнейших универсальных символов человечества,  культовый знак, который восходит к каменному веку. Крест имел повсеместное распространение, его изображение фигурирует в орнаментах Африки, Океании, доколумбовой Америки. Очень часто крест как культовый символ или декоративный мотив встречается в памятниках Восточной Европы и Азии. Крест у многих народов служил символом солнечного божества, например, у ацтеков и майя.
Крест –  это наглядное графическое воплощение идеи центра, универсальный символ единства жизни и смерти, духа и материи в их нерасторжимой взаимосвязи. Велико значение креста как символа перекрестка. Крест как принцип соединения четырех противоположных друг другу точек имеет сакральный смысл, представляя место, в котором все вещи, сходятся между собой.
Христианство приняло и использовало древнейший и привычный для людей символ, наделив его новым смыслом.

Интересен греческий «след» в данном вопросе.
Крио, руны…… Например, кремний (утес, скала) – название распространенного химического элемента, имеет непосредственную связь со славянским словом кремень. Любопытно, что кремний широко используется в настоящее время для изготовления солнечных батарей, т.е. выступает вновь в роли источника энергии, а крест, как известно еще и символизирует солнце.
 
Круг как бы замкнулся: огонь-крес – крест - Солнце – кремний ; солнечная энергия, «законсервированная» кремниевыми солнечными батареями.
В слове кратер (греч. – большая чаша) также присутствует древний славянский корень, который дает несколько другой и, кажется, более точный смысл слова – «огонь земли» (кр + терра) или, если учесть греческое участие, – «сила земли». Первый вариант кажется более точным, отражающим существо явления, ведь кратер это не просто чаша, это место в котором периодически появляется огонь, дым, извергается лава. Кратер – место, которое «дышит» огнем. Именно это ярчайшее впечатление и могло дать основу для слова кратер.

Логический анализ этимологии слов показывает, что с огнем, влиянием и восприятием огня древним человеком и древним  праславянским словом «крес», его обозначающем, может быть связано появление еще целого ряда других слов и понятий. Ранее уже говорилось о слове «искра».

Еще один пример, – слово «КРУГ». Так слово звучит на русском, украинском, белорусском, сербохорватском, по-словенски krg, на чешском и словацком kruh, по-польски krag, древнеисландски hringr, по-латыни circulus, англосаксонски hring, итальянски cerchio, немецки Kreis, английски circe. На  санскрите круг – крук. Можно привести и другие примеры. Это слово имеет очень древнее происхождение, а корень «кр» указывает на связь этого слова со словом «крес» и тем эмоциональным впечатлением и опытом, которые огонь оказывал на древних людей.
 
Вероятно, словом КРУГ обозначали поверхность на земле вокруг костра или иного источника огня, освещаемую огнем в темноте.

КРУГ – место, которое объединяло людей вокруг костра или очага, стало местом священнодействий, ритуалов и торжественных церемоний.

От понятия «круг»  – освещенное (святое) место у огня, родилось слово «вокруг», выражения – круг друзей, близких, единомышленников, так как вокруг огня собирались обычно только свои – близкие  люди – род, племя,    т. е. люди одной крови. А выражения – круг врагов не существует, так как врагов встречают только лицом к лицу, а если враги собираются вкруг тебя, то ты в окружении. И сейчас, если же нужно о чем договариваться, то обычно собираются на равных у круглого стола, что бы все были видны, а разговор шел глаза в глаза.

Наряду со словом круг, для разделения освещенной поверхности и граничащей с ней темноты, появились слова – край, кромка, а еще закрома. Если связывать эти слова с описанием пространства вокруг  костра (огня) в ночное время, то становится понятно выражение «кромешная тьма» – тьма за кругом, за краем, за кромкой – черная тьма без света. Здесь следует учесть, что свойство глаза, механизм его работы состоит в том, что, глядя на огонь, зрачок глаза сужается и темнота воспринимается непроницаемой, непроглядной, а от того настораживающей и пугающей. И всё это могло случиться еще в сумерках, когда только темнеет, а глаза ослепленные светом уже ничего не видят. Это способно произвести впечатление и даже испугать.

Все опасности для древнего человека приходили из кромешной тьмы, и можно только представить, как себе объяснял древний человек себе вдруг резко наступающую непроглядную темень, не понимая физиологических свойств своего зрения. Кромешная тьма рождала страх, суеверия и предрассудки.
 
Возможно понятие «кромешный» дало начало такому слову как «кроме» –  то есть слову, исключающему что-то или кого-то, видимо из круга (иначе говоря –  света) в темноту, за кромку или край.

Кровь – слово не менее древнее, чем «крес». Общий корень объединяет слова на украинском – кров, старославянском кръвь, болгарском кръв, сербохорватском крв, словенском кri, krv, чешском krev, словацком и древнепольском krv, польском krew, литовском kraujas, древнепрусском krawia, древнеиндийском (санскрит) kravis, греческом cruor, ирландском cru, древнеисландском hrar и др.

В этот ряд можно поставить и слово кров – место, где горит огонь и можно найти тепло очага.

Край – в словаре В.И.Даля – предел, рубеж, грань. Сторона ближайшая к наружности. Там же находим выражение: «Не край это, не сторонка, а кромешная!». В слове Ожегова край – предельная линия, предельная часть чего-либо, например, край света, край освещенной костром, огнем поверхности на земле – край круга.

Край – грань –  граница. Название страны – Хорватия (Крватия) связано со словом грань-граница – крайний по расположению народ славянского этноса. Близкий смысл несет в себе и такое название страны как Украина.

Крамола – затаенная, спрятанная мысль, преднамерение совершить действия против установленного порядка, существующих правил и укоренившихся понятий. Люди, сеющие крамолу, стараются находиться в тени, темноте, то есть за кругом, кромкой, краем. В слове крамола два корня – «кра» и «мол» -  первый связывает это слово с краем, кромкой, то есть пространством за кругом, другое же означает молвить – говорить. Получается крамола – слова, сказанные в тайне, за краем, потаенно и направленные из-за края, кромки – из кромешной темноты против тех, кто в круге – на свету, против крови (рода) или, что бывает чаще, лидеров рода.

Слово крамола и очень древнее, и межнациональное. По-сербски, словенски, чешски, болгарски оно звучит одинаково. По-украински и древнерусски – коромола, польски – kromow.

Для слова крамола есть и иное, очень убедительное объяснение – к – ра – мола, т. е. к – ра (солнцу) – мола (молитва, говорить-молвить) [C.Т. Алексеев Сорок уроков русского]. Учитывая языческий мотив такой молитвы её церковники причислили к запретной теме и потому укоренилось, что крамола – это речь на запретные темы.

Крапива – растение, которое жжется как огонь – крес? На многих славянских языках это слово звучит очень похоже: по-украински  – кропива, болгарски, сербохорватски – коприва, словенски – kropiva,  чешски и словацки – koprva, польски – pokrzjwa, имеются  и другие примеры.
 
Есть объяснение появления слова крапива, которое состоит в том, что поскольку крапива используется в качестве корма скоту, её предварительно следует обварить кипятком. При этом этимология слова крапива объясняется через слово на сербохорватском – кроп, которое означает кипяток.  Это очень спорно, скорее слово кроп – кипяток на сербохорватском, появилось также от слова крес –  огонь, так как кипяток жжется как огонь, а слова на сербохорватском кроп  и  коприва – кипяток и крапива – слова однокоренные, но обозначающие различные понятия.

Есть и другой близкий пример – растение «хрен» -  жгучий корень. В понимании того, что хрен –  это жгучий корень и таятся истоки таких слов как корень, а также народное название мужского детородного органа, который также назывался когда-то корнем, определяя истоки племени, рода или сословия, иначе говоря, ; народ одной крови.

От слова крес, вероятно образовались слова красный и красивый, краска.
Краска – это возможно от того, что углями – продуктом горения, можно было чертить, рисовать и писать. На санскрите огонь – krsna, также звучит и слово, обозначающее черный цвет, чернота – krsnata.
 
От слова крес, вероятно, пошли такие названия как Краков и краковяк (польский народный энергичный танец –  вокруг огня?).

Таким образом, анализируя опыт владения огнем и восприятия огня  людьми, удается ответить на вопросы о происхождении многих современных слов и понятий, а также отметить истоки многих языков мира, зародившихся в древние времена, когда люди разных племен, возможно, хорошо понимали друг друга.
А друг, собственно, это кто? Возможно не я, а другой близкий и понятный мне человек из согретого и освещенного огнем круга?

Слова церковь по-русски, немецки – Kirche, по-английски –  church, также несут в себе «память» об огне. Cвязь этих слов с древним словом «крес» основана на опыте создания священных мест, которые изначально строились вокруг огня неизменно сохраняя круговую схему. И современные христианские храмы строятся, чаще всего, придерживаясь подобной схемы, только вместо огня – костра в центре святилища, теперь в церквях располагают алтарь – сияющий золотом, серебром и медью. В слове храм, вновь явно звучит древний корень «кр», что совершенно не удивительно, ведь огонь для древнего человека был поистине священным. Форма храма – архитектурное воплощение огня, пламени устремленного ввысь, а звезды на куполах церквей – подобие искр из огня. Любопытно, что слово церковь, вероятно, возникло от латинского слова circulus, подобно слову цирк, т. е. от слова круг. А вот храм слово русского языка, но и с ним, как и со словом церковь заметна связь с древним словом крес. Храм вероятно – тайное и священное место хранения огня-креса.

Другое объяснение слова храм связано со стремлением к свету и солнцу (ра) – «к ра».
Вне сомнения слово «церковь» означает «круг». Места поклонения среди древних народностей всегда были в виде круга. Сравните эту геометрическую форму с одним из самых древних памятников «стоунхэдж», Аркаим. Причина этого в том, что свет распространяется равномерно, образуя сферу освещенного пространства и круг на горизонтальной поверхности.  В соответствии с оксфордским словарем английского языка слово «церковь» происходит от древнеанглийского «cirice» или «сirce», слово одного происхождения со словом «цирк». Также мы знаем, что диалектная форма слова «сirce» = «kirke». Немецкое слово для слова «церковь» = «kirk», «kirche», в шотландском пишется «kirk.

Огонь, - слово, пришедшее на замену слову «крес» в равной степени сохраняет свое присутствие в современных религиозных обрядах. Если раньше священные места, по сути, были местами поклонения огню-кресу, то теперь в центре современных церквей присутствует алтарь – место богато украшенное, с горящим на свету убранством и местом горения свечей – подобие огню-кресу – священному костру.
 
Купола же церквей и католических храмов неудержимо рвутся вверх, подобно огненным столпам, освещая духовной силой окрестности.
И так, можно видеть, как осуществлена в нашей цивилизации трансформация звуков, понятий и ощущений человека в символы, веру, религию и мечту. Внешние признаки, архитектура церквей, - как православных, так и католических сохраняют память об истоках современных религий.

Вот, таким образом, звук трущихся в процессе добывания огня деревянных брусков, сопровождая появление огня, трансформировался в общечеловеческие понятия и создал образы, которые, стали неотъемлемыми приметами человеческой цивилизации.


Рецензии