МакКейн, Кара-Мурза и русский язык в Прибалтике

   В Национальном фонде в поддержку демократии,  первой иностранной организацией, деятельность которой была признана нежелательной на территории Российской Федерации, состоялся показ документального фильма "Немцов", снятого его соратником Владимиром Кара-Мурзой.
     Фильм рассказывает о жизни и деятельности российского оппозиционера, о его восхождении на российский политический олимп. В нем приняли участие Григорий Явлинский, Алексей Навальный, Михаил Ходорковский, Виктор Аксючиц, Сергей Ястржембский, Валентин Юмашев, его жена -Татьяна Юмашева, дочь Бориса Ельцина, а также бывший заместитель госсекретаря США Строуб Толботт и сенатор Джон МакКейн, который  присутствовал на показе фильма.
    На вопрос от газеты "Сегодня" о том какова была позиция Бориса Немцова по поводу дискриминации русскоязычного меньшинства в отношении языка и гражданства в Латвии после распада Советского Союза, и какова позиция его партии по этому вопросу сейчас, Владимир Кара-Мурза ответил следующим образом:
" Я недавно вернулся с конференции в Таллинне, а первый раз я посетил балтийские страны чуть более десяти лет назад. И даже я, под влиянием путинской пропаганды, будучи в Риге и Таллинне в то время, вначале немного колебался  - если я заговорю по-русски, не будет ли дурных последствий, не буду ли я за это наказан, не случится ли чего плохого со мной? Но это все оказалось такой чепухой! Если много смотреть "Первый Канал" и "Россия 1", то можно подумать, что за русский язык в Риге или Таллине тебя пристрелят или что-то в этом роде... Я сейчас часто бываю в балтийских странах, всегда спокойно говорю по-русски и  из-за этого у меня никогда не было никаких проблем.
    Ситуация с гражданством в разных балтийских странах несколько отличается: например, в Литве, благодаря первому после обретения независимости президенту Витаутасу Ландсбергису и литовскому парламенту, был принят закон о предоставлении гражданства всем жителям. Не стоит и говорить о том, что в Литве, где пропорции русскоязычного населения наименьшие по сравнению с другими балтийскими странами, я спокойно говорю по-русски, будучи в Вильнюсе, точно так же, как в Риге или Таллинне.
   Я знаю, что Борис Немцов всегда любил ездить в балтийские страны, всегда с удовольствием посещал Ригу, Вильнюс и Таллинн. Каждую весну он ездил на конференцию, собирающую в Таллинне политиков со всего мира. А в марте 2015 мы вместе должны были поехать на конференцию в Вильнюс, в честь 24-летия восстановления независимости Литвы...Мы должны были вылетать, по-моему, 10 марта. Но 27 февраля он был убит.
   Я много лет общаюсь с политиками из балтийских стран и всегда говорю им, что нужно поддерживать и развивать СМИ на русском языке в своих странах, потому что если этого не делать, то нишу займёт путинская пропаганда наподобие "Первого канала" или "России 1". Радует, что в последнее время, в последние 2-3 года, происходит движение в этом направлении, и программы на русском языке можно смотреть и на государственных телеканалах Латвии и Эстонии. Это очень важно. Люди предпочитают смотреть новости на родном языке, и если вы не будете их показывать, то это будет делать Путин.
   Нужно дать людям выбор, и я рад что балтийские страны это делают. Когда мы принимали участие в форуме свободной России в Литве в мае этого года, нам была предоставлена площадка на национальном литовском телевидении, том самом, которое было атаковано советскими танками в 1991 году, и вся часовая передача шла на русском языке. Не Путин и не Сталин изобрели русский язык. Это прекрасный язык, с богатой историей и культурой, и я счастлив, что он присутствует в медийном пространстве балтийских стран".
    А вот ответ сенатора МакКейна:
"Русский язык, как вы знаете, присутствует во всех трёх маленьких странах, и, наверное, является превалирующим в Литве ( тут сенатор, вероятно, оговорился, но не будем придираться - ведь он же после операции!). На это есть исторические причины, и я обеспокоен давлением, которое оказывает Россия на три балтийские страны. Но во всех трёх странах присутствует дух крепкого национализма, и, я думаю, что они преданны своим странам и даже если 30 процентов или более говорят по-русски, они не лояльны России. И давление, которое оказывает Россия и Владимир Путин на эти три прекрасные страны, скорее отчуждает русскоязычных от России и российского влияния, чем привлекает их.
   Я думаю, что благодаря тому, что они смогли начать с нуля, у них все очень хорошо получается. А страны, у которых хорошая экономика, уж точно не заинтересованы, чтобы попасть под влияние российской системы.
   Откровенно говоря, меня больше беспокоит то, что происходит в такой стране как Венгрия, где на наших глазах происходит консолидация власти в одних руках, ущемление прав.
   Конечно, меня беспокоит и место, где начиналось так много войн - это Балканы. Я проехал через эти страны и, я думаю, что у одних дела идут хорошо, а у других - на очень хорошо. Там есть проникновение не только России, но и радикальных мусульманских элементов.
    Одним из важных факторов победы в Холодной войне была радиостанция "Свободная Европа". Там недавно по разным причинам было не все в порядке, но в последние пару лет мы начали понимать её важность и теперь проводим гораздо лучшую работу в распространении информации через "Свободную Европу".
   После конференции сенатор МакКейн признался мне, что каждый раз посещая Ригу любит постоять на площади Свободы и полюбоваться ее видом, а затем посидеть в уютной Старой Риге. Да, "старушку" любят все - латыши и русские, китайцы и американцы... Таксисты и пекари, моряки и аптекари, владельцы и арендаторы, и даже американские сенаторы. Дай Бог ей мира и процветания!
   
                2017


Рецензии