Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 35. гл

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 35. ГЛАВА 12. СТ. 1-10. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

                Глава 12. Преданное служение.
1.Арджуна сказал.

Таким образом, из тех, кто постоянно вовлечен в поклонение, кого следует считать наиболее совершенным в йоге: твоих бхакт, которые должным образом поклоняются Тебе или же тех, кто постоянно должным образом поклоняются непроявленному, тому, что за пределами чувств?

КОММЕНТАРИЙ:

Нельзя думать, что Арджуна не знает, что поклоняться и не только поклоняться, но и преданно служить без отклонений следует только и единственно Богу Кришне. Но Бог все же ведет диалог и побуждает задавать те вопросы, которые для многих людей не столь понятны, тем более для того периода, для современников и последователей Арджуны, ибо каждый стоит на своей ступени материального и духовного развития, обладает достаточно ограниченными совершенными духовными знаниями, далеко не все могут иметь также духовного учителя и строго следовать его наставлениям, направляющим однозначно на служение Богу Кришне.

Но есть и те, кто как бы именно из-за своего невежества именно в таком вопросе серьезно тормозит в своем материальном и духовном развитии, не может опереться на авторитетное мнение, а потому последовать без сомнений Воле Бога, здесь, в Бхагавад-Гите, однозначно выраженной, направляющей человека только по пути преданного служения Самой Личности Бога и отметающей напрочь любые другие хоть и малые поползновения, направленные на поклонение потустороннему и непроявленному.

Поэтому необходимо это Мнение, Мнение Бога провозгласить. На тот период, на момент передачи совершенных духовных знаний Арджуне очень многие йоги старательно, имея преимущественно материальную мативацию, поклонялись тому, что за пределами чувств, всемогущим духам, предкам, полубогам, следуя непременно строгим указаниям шастр, Святых Писаний того времени, выполняя все предписания поклонения, куда непременно входили и щедрые жертвоприношения, аскетизм,  добродетель, процесс медитации, ритуалы, но все направленное на потустороннее, а потому ни так, ни действенно, без духовного прогресса, по сути без особого смысла, ибо не давало нужные плоды для дальнейшего духовного подъема, не было и благословлено Богом, но способствовало удержанию человека в русле религии, в аскетизме и подчинении и признании своей зависимости, что в дальнейшем и может быть положено в основу преданного служения Самому Богу Кришне, но в свое время…

В основном такие поклонения высшим силам были направлены на просьбы, на материальные блага, на успехи в работе, на семью, здоровье, удовлетворение чувств, достижение поставленной цели, на рождение на райских планетах, на плоды труда. Чтобы поклоняться должным образом, непременно надо было это делать постоянно, с большим усердием, с богатыми или достойными пожертвованиями и подношениями потусторонним силам. Очень часто человек не мог определиться, каким именно силам он поклоняется, но понимал, что это могущественные, всевидящие, везде присутствующие, всезнающие, абсолютно независимые потусторонние силы, которые непременно слышат, видят и требуют к себе поклонения, как и решают судьбу человека, ниспосылают события, материальные блага, управляют людьми, дают им власть, деньги, славу, решают многие материальные вопросы. Были и те, кто точно понимал, к кому, к какому духу именно он обращается и для чего. Такие люди были наделены Богом Кришной сильной верой, устремлением, хорошо понимали свое подчиненное положение и имели великое убеждение в силе веры, молитв, жертвоприношений, были неотступными и непоколебимыми, но отнюдь никто не мог знать точно, Кто именно за всем стоит, Кто именно принимает поклонения и жертвоприношения, Кто распоряжается плодами жертвоприношений и тем более не могли знать, Кто дает им веру и сам путь поклонения, устойчивость и непоколебимость и все другое, что требовала данная вера.

Но Арджуна понимал, что следует поклоняться именно Богу Кришне, и Сам Бог неоднократно ему об этом провозглашал. Поэтому для именно Арджуны так вопрос не стоял. Но Бог побудил его поднять именно эту тему, ибо надо было объявить Волю Бога, требование Бога касательно вопроса, Кому и как следует поклоняться, надо было, чтобы люди начинали понимать, что за всем стоит Сам Бог Кришна, что, кому бы и кто и как бы ни поклонялся, эту его веру дает ему Сам Бог Кришна, дает силу веры, дает желание, дает путь жертвоприношений, дает сами просьбы и Сам эти просьбы выполняет.

Но ступень этих людей такова, что обращаться и поклоняться  Самому Богу Кришне еще непозволительно, ибо качества еще не достигли того уровня, чтобы Бог Сам Лично мог принять поклонение. Но и отведенный Богом для каждого человека период поклонения потусторонним силам себя исчерпывает, и наступает время, когда непременно надо понимать, Кто именно есть Высший Управляющий и начинать переходить на рельсы более строгого поклонения, которое самим поклонением и даже жертвоприношениями никак не исчерпывается. Речь может идти о преданном служении Самому Богу Кришне. Важно, чтобы эти совершенные духовные знания, касательно того, Кто за всем стоит, были провозглашены Самим Богом Кришной. Далее Бог даст их тем, кому пора, даст через духовных учителей, через мыслительный процесс, через примеры других или через неудовлетворение человека процессом поклонения потустороннему и неизведанному молчанием со стороны этого потустороннего или негативными реакциями…

У Бога много путей индивидуальных, чтобы перевести человека на рельсы более высокой религии; но для этого непременно необходимо, чтобы Воля Бога была провозглашена, чтобы человек понимал, Кто за всем стоит, чтобы также осознал, что только поклонение Богу Кришне может дать совершенные плоды. Поэтому, отвечая на вопрос Арджуны, можно просто указать, что наиболее совершенным в йоге может быть только преданный Бога Кришны, без вариантов, ибо преданное служение есть всеохватывающий и полностью направляемый и Управляемый Богом процесс, только в преданном служении Бог дает человеку все необходимое и непременно Божественную поддержку в то время, как поклоняющемуся духам чинит те или иные препятствия, которые постоянно наталкивают человека на мысль, а правильно ли он все делает… За чем может последовать и сомнение, и ослабление  такого религиозного направления, как и поиск ответа на вопрос, как поклоняться правильно и кому…




2. Шри –Бхагаван Сказал.
Те, кто, сосредотачивая на Мне ум, всегда вовлечен в практику йоги, кто поклоняется  Мне, наделенный великой верой, они считаются Мной наиболее совершенными в йоге.

КОММЕНТАРИЙ:

Другого ответа Арджуна и не мог бы ожидать. Но также надо понимать, что, вообще, когда речь идет о преданном служении Богу Кришне, то о совершенстве качеств преданного или о совершенстве его преданного служения речи и не должно быть. В материальном мире нет тех мерок, которые дали бы представление об уровне старания или преданного служения, ибо никакой результат, никакое проявление себя преданным ни есть отражение его истинных качеств и уровня старания; нет, не существует и мерок Мнения Бога о нем и его ступени материального и духовного развития. Ибо о качествах преданного доподлинно и абсолютно может знать только Личность Бога; это сокрыто; это вне компетенции человека; Бог не измеряет преданное служение отрезком одной жизни, одного пути преданного служения, ибо это всеохватывающий путь человека, выходящий за пределы одной жизни  и одного проявления себя человеком в этой жизни.

Бог смотрит на все, засчитывает все, знает потенциал человека, знает, в какой мере он проявляет себя в преданном служении и почему, знает, почему преданный тормозит или преуспевает… Поэтому лучше говорить не о совершенстве в практике преданного служения, а о том, что Бог требует от человека однозначно – преданное служение Себе, Богу Кришне, Неизменно, непрерывно. Никаким потусторонним силам, никаким духам, никаким живым существам, но только поклонение и служение Личности Бога.

Но и этот путь преданного служения Бог контролирует и не позволит Себе служить и поклоняться тому, кто не готов качествами, кто это кармически у Бога не заслужил, чья ступень материального и духовного развития такова, что человек может быть однозначно направлен только на поклонение непроявленному и потустороннему, т.е. духам, полубогам, умершим, неким мистическим существам… Пусть здесь учится религиозным нормам, подчинению и поклонению, как и пусть здесь приносит жертвоприношения, делая свое поклонение более, чем наполовину материальным, ибо преследует преимущественно материальные цели. Значит, и это надо, значит, есть, что отсюда извлечь. И только потом Бог направит на поклонение Себе и не факт, что опять именно или непосредственно Богу Кришне, ибо Бог Кришна дает себя в материальный мир и под другими именами, где не требуется преданное служение именно Богу Кришне, но это уже более высокая ступень религии, чем поклонение духам… и отсюда Бог поведет человека и дальше, но в свое время.



3-4.Но те,  кто должным образом поклоняются Тому, что за пределами чувств, неопределенному и непроявленному, всепроникающему и непостижимому, расположенному в духовном, фактически неизменному, они, находясь в состоянии контроля всех чувств в совокупности, ко всему равные разумом, непременно достигают меня, занятые деятельностью на благо всех живых существ.

КОММЕНТАРИЙ:

Здесь речь только о Личности Бога. Именно Бог Кришна есть Тот, Кто за пределами чувств, неопределенный и Непроявленный, Всепроникающий, Непостижимый, расположенный в Духовном, фактически Неизменный. Если человек так Видит Высшего Управляющего, если такое понимание дал ему Бог о потустороннем, то речь идет только о Боге Кришне. Речь идет также не просто о поклонении, а о поклонении должным образом, куда входит контроль всех чувств, отрешенность, добродетель, аскетизм, изучение Святых Писаний… Это уже преданное служение, такие люди никому (почти) не приносят беспокойства, независтливы, терпеливы, смиренны, не устремлены к материальным благам, не подчинены иллюзорным энергиям Бога. Это – преданные. Те, кто занят полноценным долгим, непрерывным преданным служением, которое и позволяет перечисленные качества человеку Милостью Бога Кришны и развить. Есть смысл говорить о том, что такие люди в свое время Милостью Бога выходят за пределы материального существования на духовный план, или, условно говоря, достигают Божественную Личность.



5. Из них в очень большом беспокойстве те, чьи умы привязаны к непроявленному. Воплощенные, привязанные только к непроявленному, несомненно, с большим трудом достигают успех.

КОММЕНТАРИЙ:

Хуже обстоит дело с теми, кто, поклоняясь потустороннему и непроявленному, не имеют в себе строгого понимания, кому они поклоняются. Просто некоторым духам… просто некоторым умершим… просто некоторым полубогам… просто тем или иным воплощениям Бога, удовлетворяющим материальные якобы чувства, просто тем или иным богиням, просто некоторым святым, просто предкам… Такие люди в основном тяготеют к мистическим образам, к чуду, к материальным благам… Мыслительный процесс таких людей достаточно беспокоен, мистически направлен, не имеет хорошей духовной основы, ум не оперирует совершенными духовными знаниями. Все это потому, что человек идет к Богу окольным путем, идет через материальные привязанности и посулы материального мира, не сосредоточен на Личности Бога и никак не может быть сосредоточен на духах, но время от времени или по мере необходимости, или в процессе поклонений или жертвоприношения… Бог таких людей и не понуждает постоянно направлять мысль на потустороннее. Человек просто учится, согласно своей ступени, религиозности и ее тем или иным требованиям или постулатам. Хотя бы так следует учиться подчиняться и понимать себя человеком религиозным. Это тоже развивает необходимые качества, которые и будут употреблены Богом в преданном служении в свое время. На этой ступени религиозности говорить об успехах вообще не приходится, но свое понимание в этом направлении человеку Бог все же дает, ибо надо веру поддерживать, укреплять, мотивировать и так добиваться от человека и его такой, так направленной в некотором роде духовной практики, то, что и наметил Бог Кришна.



6-7. Но те, кто все виды деятельности посвящают Мне, для них, о, Партха, Я становлюсь избавителем от океана рождений и смертей, для тех, чьи умы поглощены Мной.

КОММЕНТАРИЙ:

Путь преданного служения непосредственно Богу Кришне в материальном мире есть высочайший путь, абсолютный, выводящий за пределы материального существования на духовный план. Никакой другой религиозный путь, не направленный на Бога Кришну, такой силой не обладает. Это завершающий этап колеса сансары, но и достаточно продолжительный и действенный, полностью меняющий суть человека, выгребающий из всех закоулков души все нечистоты, буквально чистящий души генеральной Божественной уборкой,  путь, когда человек окончательно раздает все долги, уходит от привязанностей и связей, от зависимости от иллюзорных энергий Бога, когда душа сотрудничает с Богом во всех направлениях материального и духовного своего быта, когда она обязана потерять всякий интерес к материи, власти, славе, деньгам, могуществу, отходит от всевозможных игр и ролей, не вовлекается ни в какие предприятия, уже ничего не может извлечь из мира материальных отношений и уже не желает ничего туда привнести, полностью вручая себя Богу, посвящая Богу все виды своей деятельности, не претендуя на плоды труда, везде видя присутствие Божественной Личности, полностью контролируя свой ум, чувства и желания, не входя в материальные разговоры; душа становится предельно немногословной, не видящей нигде другой причины, кроме Воли и Плана Бога. Поглощенные мыслью, сосредоточившись мыслью на Божественной Личности, думая постоянно о Боге, такие люди только в Боге находят помощь, успокоение, защиту преданному служению, умиротворение, в Боге черпают силы, надежды, понимания, удовлетворение и радость.



8.Непременно сосредоточь на Мне свой ум и направь на Меня свой разум. С этого момента ты будешь жить во Мне. В этом не может быть сомнений.

КОММЕНТАРИЙ:

Этот путь памятования о Боге не столь прост на самом деле. Но человек прежде должен понимать, что такая практика есть основа и необходимое условие преданного служения. Что бы человек в преданном служении ни делал, любой здесь практикой, любой духовной деятельностью он учится сосредотачивать свой ум и разум на Боге. Все выглядит, как непременно усилия и старания самого человека: и изучение Святых Писаний, и контроль ума, желаний и чувств, и посвящение Богу своего труда и плодов любой своей деятельности и путь аскетизма и простого образа жизни… - все это имеет в итоге только одну цель. И эта цель есть цель Бога на преданного – научить человека постоянно думать о Боге, сделать это естественным его состоянием, как дыхание, первейшей необходимостью, потребностью, невозможностью как-то иначе воспринимать материальный мир, себя, других людей, невозможностью как-то иначе понимать все, что происходит в жизни человека.

Но такой путь никогда не может быть принятым в одночасье или по убеждению или согласно проповеди другого или наставления учителя. Этот путь и этот результат дает человеку только Бог, постепенно, шаг за шагом, где на результат работает время, то время, которое человек употребляет на преданное служение. Чтобы начать мыслить Богом, непременно должен быть долгий путь преданного служения, должно быть старание человека, должен быть путь изучения Святых Писаний. Но чтобы так себя направить, надо понимать, что это есть требование Бога, оно должно встать в основу цели человека, где средством непременно является само преданное служение.



9. Если же ты неспособен устойчиво сосредоточить на Мне свой ум, тогда через практику йоги ты получишь от Меня это желание, о, Дхананьджая.

КОММЕНТАРИЙ:

На самом деле, в конечном счете речь идет не о желании, как таковом, понуждающим сосредотачивать на Боге свой ум и разум. Вообще, практика преданного служения ведет по пути глубокого духовного развития, а духовное развитие, постоянно Управляемое Богом Кришной, уже не работает с желаниями человека, как таковыми, а переводит его, человека, его качества, в состояние автоматизма, где человек перестает пропускать через ум необходимость той или иной практики, ибо это становится уже поведенческим проявлением человека, когда он уже не пользуется ни умом, ни разумом, а только естественной потребностью или свойством, которое от него неотличимо никак.  Здесь срабатывает уже то, что непостижимо человеком, вне его желаний, вне его личного отношения и даже устремления. Но это и не дается ни сразу и ни этапами. Это дается незаметно, врастает в человека, становится его воздухом, его сутью, которую уже из него никак не вырвать, невозможно забыть, невозможно не употребить, ибо это то, что необходимым становится на каждом шагу – не только памятование о Боге, но и любая работа понимается, как не имеющая другой основы, кроме Божественного присутствия. Все в человеке объясняется Богом. Он вообще не нуждается ни в каких теориях, ни в каких материальных знаниях, никаких бытовых трактовках. У него на все и всегда только один ответ, только одно понимание – Воля Бога, Милость Бога, Бог Знает. Это также неотъемлемо от человека, как дыхание, прием пищи, восприятие запаха, цвета, звука… Это то, что Бог постепенно вводит в человека, очень незаметно, неотступно и не через желание. Человек просто преданно служит Богу. Старается. И все. И если человек не может сосредоточить на Боге ум и разум, то еще просто не время, еще он в начале преданного служения, еще его практика будет продолжена и корректироваться Богом. И как все будет происходить, также человек не сможет ни почувствовать, ни осознать, ни оценить, ни сравнить…  Но нацеливать человека надо всегда, указывать ему направление мыслительного процесса, чтобы практика духовная в нем носила направленный процесс. Этот процесс будет поддерживаться Богом на всех уровнях, питаться и практикой преданного служения и памятованием, и через Святые Писания… И будет состояние неудовлетворения собой, и будет состояние, где человек почувствует, что тотчас по малейшему поводу вспоминает Бога… думает о Мнении Бога, о Воле Бога, о том, что Причина всему -Бог… И так все более входя в Бога и понимая, что этот процесс есть на самом деле процесс отторжения материального мира, его игр и ролей, и это надо будет преодолевать, переживать, вручать себя Богу и переплавляться из материи в дух… Не зная свою ступень, свои результаты, не зная и Мнение Бога, ни с кем себя не сравнивая, но отрываясь неизменно до состояния непричастности ни к чему, до состояния понимания, что материальный мир со всеми его проявлениями абсолютно пронизан Богом, Управляем Богом, по сути одухотворен… и никто это не видит, ибо и не время. Но и не избежать. На все Воля Бога. Всех и каждого Бог ведет к Себе неотступно. Каждому этот путь предстоит через преданное служение, путь отрешения от материи и вхождения в Бога…



10.Но, если и в практике йоге ты неспособный, тогда достигни успех, посвятив Мне свою деятельность. Даже посвящая Мне свой труд, ты достигнешь успех.

КОММЕНТАРИЙ:

Бог дает Арджуне и через него другим людям варианты постижения Себя. Этим как бы успокаивая человека, давая возможность ему все осмыслить, примениться, подобрать как бы для себя то средство вхождения в Бога, памятования о Боге, которое человеку кажется и по силам, и по ступени, и по желанию подходящим. Главное, чтобы человек начал здесь немного активизироваться умом, заинтересовался, сказал себе, что ему легче предпринять, чтобы были попытки хоть на уровне все обозревающего ума. Но все это не полумеры, не благословенные пути к памятованию о Боге, не желание угодить человеческим возможностям. Все это – просто немного направить мысль в эту сторону, дать человеку старт в духовном направлении. Но без полноценного преданного служения – не будет успеха ни в чем. Нет никому снисхождения. Если не готов – то вращайся в колесе сансары. Развивай качества. Дальше Бог поведет. Но если качества уже несколько развиты и подходят для преданного служения, то в таком случае надо приступать именно к преданному служению. А с чего начинается преданное служение? Не обязательно с полноценного и все охватывающего, но может и постепенно. Сначала с контроля ума, или с изучения Святых Писаний, или с попыток посвящать Богу плоды своего труда… Далее Бог Знает, как повести человека, чтобы дать ему полноценное преданное служение, все в себя включающее. И если будет надо, то человек получит и другие обстоятельства или окружение, более благоприятствующие преданному служению.

Но в результате частичных мер (ст. 8,9,10) – никогда не приблизиться к Богу, не начать реальный или серьезный путь вхождения в Бога, никак не получится на основании только таких усилий и использовать практически Совершенные Духовные Знания. Поэтому все это, Богом предложенное, ни есть ни уступки и ни полумеры, достаточные для достижения Всевышнего, но есть постепенное начало преданного служения, постепенное вхождение в Бога (или попытаться сосредоточить на Личности Бога свой ум, или пойти путем медитационной йоги, или посвятить свой труд Богу), предлагаемое человеку в связи с его обстоятельствами и возможностями, ступенью расзвития. Но все это есть то начало, которое со временем Милостью и Планом Бога даст более совершенные средства для духовного развития, само полноценное преданное служение, для того, чтобы постоянно помнить о Боге, не зная и не желая знать другого мыслительного процесса.


Рецензии