Слава

                Друга я никогда не забуду,
                Если с ним подружился в Москве!*

Знакомство со Славой состоялось в одну из моих Московских командировок. Встретились на Тверской улице в районе памятника Пушкину. Для приветствия Слава протянул левую руку, а правая покоилась в кармане куртки. «Москвичи, они такие: вон даже здороваются левой рукой!» Так подумал я в первую секунду знакомства, сразу составив неприятное впечатление о нём. И тут же стало стыдно за эту мысль, поскольку, приглядевшись, понял, что в кармане куртки покоится не правая рука, а пустой рукав.
Наше знакомство с первых минут общения завязалось такое, будто мы давние приятели, встретившиеся после длительной разлуки. Общая тема интересов – охотничьи ножи, рыбалка, охота -  объединяла нас, сделала нас близкими людьми. Мы настолько сблизились, что Слава приглашал меня к себе домой ночевать, когда я приезжал в Москву, что способствовало экономии командировочных денег, вкладываемых в катализатор общения, позволяющий сидеть за столом московской кухни до глубокой ночи, разливая его по рюмочкам.
Слава одной левой рукой ловко управлялся на кухне, приготовляя не хитрые закуски. Он не только не просил помощи, но и не позволял помогать. Поэтому я сидел за столом и любовался, как он управляется с приготовлением продуктов. Именно любовался, а не наблюдал, поскольку то, как он это делал, приводило меня в восхищение! Я восторгался плавностью и точностью его движений. Казалось, будто незримые руки помогают ему. При этом он всегда что-нибудь рассказывал.
- Вот хочу токарный станочек приобрести маленький, настольный. Тут один товарищ предлагал, но очень дорого. Не потяну. Есть ещё несколько вариантов. В ближайшие дни я их проработаю, и станочек у меня обязательно будет.
Я уже знал, что на своей подмосковной даче, Слава оборудовал мастерскую с обычным набором оборудования: верстак, тиски, сверлильный, заточной станки, сварочный аппарат и набор слесарного инструмента.
Он острым ножом чистил картошку, зажав клубень в коленях. Мне же позволил почистить и нарезать репчатый лук. Через несколько минут в большой сковороде жарилась картошка с луком на подсолнечном не рафинированном масле. Испускаемый ею благоуханный аромат мог бы вызвать неудержимый приступ голода, но мы к тому времени опрокинули по две-три стопочки брусниловки, закусывая её хрустящими грибочками. Тут же был копчёный сиг и вяленый окунь.
Брусниловка – это особый продукт! Рецепт его приготовления чрезвычайно прост: спирт и ягода, дать настояться две недели. Вопрос в другом: где в каменной Москве взять настоящей брусники? Её, как и грибы, рыбу Слава привозит из Карелии. Туда, в край лесов и озёр, где на пространстве в десятки километров порой не встретишь ни единого человека, Слава наведывается два раза в год. Приезжает к приятелю своему Виктору. Дремучие леса  полны разной ягоды и грибов, в чистейших озёрах, едва спиннинг забросишь, ловится щука, окунь, сиг.
- Поехали, Лёха, в Карелию я тебя свожу, - говорил Слава, усаживаясь за стол, окончив труды кухонные. – Я дам тебе электроудочку.
- Ты ловишь электроудочкой? – возмущённо воскликнул я.
- Да, я сам её сделал и это моя гордость!
- ?!
- Знаешь, как долго я её делал в своей мастерской!
Слава хитро улыбался, смакуя моё возмущение, понимая его причину. Моё негодование ему было приятно, но он не спешил раскрывать карты.
- Нет, Слав, электроудочкой я рыбу ловить не буду и тебе не позволю, или совсем не поеду в Карелию, чтобы не быть соучастником этого варварства.
- Ну и зря, - усмехнувшись, сказал Слава, - наливая в хрустальные стопки багряной брусниловки шестидесятиградусной.
- Слав, ну как ты можешь ловить рыбу электроудочкой? Это же браконьерство!
- Не волнуйся, Лёха! Давай выпьем за будущую поездку, и я тебе расскажу про мою замечательную электроудочку.
Я выпил без удовольствия. Как можно пить с удовольствием за изуверский способ ловли рыбы?!
- Все возмущаются, когда я рассказываю про свою электроудочку.
- И правильно делают, - перебил я Славу.
- Погоди ты! Представь, я забросил спиннинг, держу его, а чем я буду катушку сматывать? Руки-то нет. Вот я и присобачил электромоторчик к катушке. Кнопку нажимаешь, моторчик начинает сматывать леску.
Мне в очередной раз сделалось стыдно, как и в тот раз, когда познакомились. Я корил себя за то, что сразу не сообразил о подвохе со стороны Славы, когда он предложил мне электроудочку. Конечно же, он не мог практиковать браконьерские способы ловли рыбы, тем более в Карелии, где этого совсем не требуется, где рыба клюёт на пустой крючок.
Я с восхищением смотрел на Славу! Отныне я только восторгался этим незаурядным человеком, благодарил судьбу за знакомство с ним. Его неиссякаемая энергия, его борьба со своим недугом придавали и мне сил. Вот человек, у которого серьёзный физический недостаток, но он не инвалид, он своим инженерным талантом приспосабливает окружающий мир так, чтобы ему было удобно.
- Слав, ты сделал спиннинг с электромотором!
- Я тебе говорю, - скромно улыбнувшись, ответил он.
- Слушай, это же великое изобретение! Такая штука пригодится обычным людям.
- Ну, не знаю.
- Патентовать не пробовал?
Слава засмеялся, махнул рукой, и потянулся к брусниловке.
- На этом же можно много денег заработать, Слав! Представляешь, никто в мире не догадался создать катушку для спиннинга с электромотором!
- Потому что, кроме меня, никому это не надо.
Опрокинув стопочку, он вышел в прихожую, минуту копался там и принёс спиннинг в чехле.
- На, доставай.
Я расчехлил спиннинг, разложил его. Он с трудом помещался в маленькой кухоньке московской квартиры. Вот она, единственная в мире катушка с электромотором, питающемся от батареек. Катушка отличалась от привычных для нас изделий и выглядела так, будто изготовлена лучшей фирмой в мире.
Слава немного вытянул леску, держал её и предложил нажать на кнопку. Моторчик, жужжа, стал сматывать леску, но Слава, приложив усилие, боролся с силой мотора. Мотор работал, а леска не сматывалась.
- Понимаешь! Ты рыбу поймал, а она сопротивляется. Когда ты пользуешься ручной катушкой, то можешь сматывать леску интенсивно, либо медленно, либо совсем не сматывать, выжидая пока рыба ослабит сопротивление. А тут мотор должен работать постоянно, но здесь специальное устройство, рассчитанное на определённое усилие. Если рыба превышает его, то мотор работает, леска не сматывается, потом она ослабляет сопротивление и леска опять сматывается. Так я вытаскивал больших щук.
Будучи в Карелии, я с удовольствием пользовался этой чудо-удочкой. Она создаёт дополнительный комфорт. Сегодня ведь рыболовное и охотничье снаряжение изготавливается с учётом и этого параметра. Сидишь в лодке, забросил спиннинг, клюнула рыбка, нажал на кнопочку и ждёшь преспокойно, пока волшебная удочка улов к борту  лодки подведёт. Здорово-то как! Оправдалось моё предположение, что такая удочка будет интересна многим рыболовам.
- Слав, а ты ещё и ножи делаешь.
- Делаю, - застенчиво ответил он. – Но тебе показывать стесняюсь.
- Что так?
- Ты, как работник ножевой мастерской, раскритикуешь мои изделия.
Тут уже я взял бутылку брусниловки, разлив остатки, настоятельно попросив Славу показать свою работу. Он кряхтел, долго объяснял мне, что не всё получилось из задуманного. Я смотрел на него, не переставая восхищаться им, его способностями, его жизнелюбием, его стойкостью и скромностью.
Он принёс нож. Я был потрясён качеством исполнения и сложностью работы. Нож изготовлен человеком, у которого только одна левая рука!  У нас в мастерской почти все операции по сборке ножа выполняются на станках. Слава не имеет такого станочного парка, да и работать бы на них не смог. Он всё делает напильниками, наждачной бумагой, шилом и прочим слесарным инструментом.
Я искренне хвалил Славу и его работу, а он лишь улыбался в ответ едва заметно. Может он думал, что я преувеличиваю с целью сделать ему приятно, но я не находил слов для выражения своего восторга.
- Если тебе нравится, тогда бери под столом канистру с брусниловкой, наливай в бутылку.
Он подал воронку. Москву давно окутала глубокая ночь, но город сиял мириадами электрических огней, шумел автомобильными моторами. Город никогда не спит. Звуки его дыхания доносились на четырнадцатый этаж через раскрытое окно, в проём которого уплывали клубы сигаретного дыма, растворяясь в черноте ночи.
Я смотрел на Славу и думал о том, что вот человек с серьёзным физическим недостатком, но он не раскис, не унывает, ни на что не жалуется, а полон оптимизма, жизненной энергии. Он удивляет своими техническими разработками и теми изделиями, которые изготавливает в соей дачной мастерской. Слава постоянно что-то изобретает, мастерит.
Вот пример жизнелюбия и борьбы. А мы, с руками и ногами, да всё жалуемся на то, на это, порой и гвоздь, как говориться, вбить не в состоянии.

16.09.2017.

* «Песня о Москве» из х/ф «Свинарка и пастух». Слова: В. Гусев. Музыка: Т. Хренников.

P. S. Если Славу спросить:
- Слав, как твоя фамилия?
Он ответит:
- О, моя фамилия очень трудно произносимая – Петров!
Вот, друзья, на фото вы наглядно можете видеть нож и спиннинг с электромотором, которые изготовлены замечательным человеком Вячеславом Владимировичем, потерявшим руку в автокатастрофе. Снимок ножа сделан мною в 2007 году у Славы на кухне. Снимок спиннинга сделан в 2009 году в Карелии. Удивительные люди живут рядом с нами. Надо лишь увидеть их и прославить в литературе. Жаль, что писать я хорошо не умею.


Рецензии