44. Современный мещанин - 2-е выступление Галича

НА СНИМКЕ В. Давыдова На дискуссии в ТБК: Гриша Яблонский, Владимир Фрумкин и Александр Галич

«Второй раз он вышел к микрофону, – пишет Кирилл Андреев, – по просьбе организаторов и участников дискуссии, чтобы показать ещё несколько своих песен, вокруг которых разгорелись споры.

И комментарий к первой песне стал как бы ответом на прозвучавшее вполне уважительное выступление Г. Яблонского – одного из организаторов фестиваля, исполнителя песен.

Суть этого выступления сводилась к тому, что после «Парамоновой» и «Физиков» слушать «Балладу о прибавочной стоимости» не интересно, хотя она сделана на том же высоком профессиональном уровне и содержит ту же чёткую гражданскую позицию».

«Исполнение «Баллады о прибавочной стоимости» А.А. Галич предварил следующим выступлением».

 «Несколько слов об этой песне, поскольку мы сегодня, естественно, не столько занимаемся исполнительством, сколько анализируем и спорим.

Вот потому, вероятно, о том, как она возникла и почему она написана, стоит сказать.

Естественно, как всякий сатирик, я, прежде всего, воюю с одним из главных наших врагов – с мещанством и обывательщиной...

Должен сказать, что по роду своей деятельности мне пришлось делать несколько совместных фильмов с другими странами: ну, скажем, я делал с Францией картину, делал с болгарами картину, сейчас буду делать картину с кооперированной продукцией Италии, Англии и Советского Союза.

Поэтому мне много раз пришлось бывать за границей, и я видел, как наши обыватели, которые на словах клялись, так сказать, в верности нашим идеям и идеалам, – как они теряли сознание при виде всяких шмуток заграничных, как они постыдно себя вели в этой обстановке и как было необходимо как-то по этому поводу откликнуться.

Мне не хотелось об этом говорить в лоб, то есть, с такого прямого захода – хотелось как-то иначе, немножко по-другому решить эту же самую тему, вывернуть, так сказать, этого мещанина.

Вот то, что вы [к Яблонскому –КА] говорили, я понимаю так, что вы против того, чтобы складывать оружие сатиры. Я думаю, что, в общем, оно никогда не складывается – сатира всегда существовала и будет существовать до тех пор, пока будут объекты для сатирического высмеивания.

Вы говорили просто о литературных достоинствах произведения – в том смысле, что в нём не было никакого открытия.

Но в нём было кое-какое открытие – я вам сейчас скажу, какое. Для меня, во всяком случае.

Сейчас по поручению партийной организации Союза писателей я веду семинар с молодыми, – воспитываю молодых драматургов. И вот одна из просто технических задач, поставленных мною перед ними, – это попытки найти абсолютно современное решение старым темам.

Ну, вот, что может быть старее темы о мещанине, на долю которого свалилось некое неслыханное богатство и наследство?

Но современное её решение – оно, в общем, в данном случае предложено мною впервые.

Понимаете? Таким же образом может быть решён и «Тартюф», вероятно, и «Ревизор», и так далее.
 
Поискать, – причём не просто по-своему, а именно, исходя из каких-то явлений времени, тех социальных, экономических, политических событий, которые происходят в нашем современном мире, – вот эти, грубо говоря, задачи стояли передо мною, когда я сочинял песню под названием «Баллада о прибавочной стоимости».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/21/369 


Рецензии