Женские страницы. Бабье лето бальзаковских женщин

«Ах, этот омут!», или Бабье лето бальзаковских женщин

«Если бы юность знала, если бы старость могла»… Но есть в нашей жизни замечательный период, когда мы уже знаем и еще можем, и от жизни хотим еще очень многого. Время прекрасной гармонии, когда форма совпадает с содержанием: форма еще «ого», а содержание уже «весьма». Или, как сказал любимый поэт, когда «все еще случается»…

Кончилось лето. Нет уже той безумной жары, от которой мы стонали в июле, уже пахнет осенью, но еще ласково светит солнце. Какой месяц сейчас на вашем женском календаре, милые мои взрослые дамы? Август, сентябрь?.. Бабье лето. Что может быть прекраснее этого времени? Умного, элегантного, яркого, зрелого. Время собирать плоды с деревьев, которые мы посадили однажды весной, время роскошных цветов – не тех сиюминутных весенних – тех, что устойчивы к заморозкам, долго живут и еще долго-долго стоят в вазах.

«Ах, это омут, это омут, бабье лето!»… Помните старую песню? Ее герою бабьим летом хочется «крутить напропалую с самой ветреной из женщин», ведь он «давно искал такую, и не больше и не меньше». Своим бабьим летом женщины умеют быть самыми ветреными и самыми неприступными, самыми мудрыми и самыми легкомысленными, самыми деловыми и самыми домашними. И все это в одном лице.

Чудесная пора бабьего лета – время, когда нам еще доступно все, мы можем успеть то, что не успели, откладывали на «когда-нибудь». «Когда-нибудь» уже не будет. Или сейчас, или никогда. Ничего еще не поздно, подружки! Даже родить давно уже выпестованного в мечтах второго ребенка – девочку или мальчика, кому чего не хватает. А у кого нет совсем ни того, ни другого – тем более решайтесь, другого шанса не будет.

В старых фильмах и книгах часто говорится про «мать-старушку». Мы уже были юными мамами и сочетали зачеты-экзамены, своды-разводы, проблемы «отцов и детей», квартирные  и  становления в профессию с пеленками, детскими садами и школами. Мы были счастливы своим материнством, но по-настоящему почувствовать его, насладиться им можем только став такими, как сейчас, – без суеты. Теперь уж можно в крайнем случае побыть и «матерью-старушкой». Тем более, если хорошо постараться, это будет совсем незаметно – позднее материнство.

Скажете, что с точки зрения медицины риск возрастает… Да чего уж там, с нашей «роскошной» экологией он, пожалуй, одинаков – и для двадцатилетних, и тех, кто в полтора-два раза постарше. Во всяком случае,западные медики часто придерживаются другой теории: хотите помолодеть – рожайте в сорок лет.

Возраст, который совпадает с этим необычным и коротким временем, когда женщине под силу то, что невозможно ни в один больше период ее жизни, можно обозначить и иначе – бальзаковский возраст. Всем известно, что любимыми женщинами и героинями романов великого француза были дамы 30-40 лет. Но чем дальше, тем шире становятся границы бальзаковского возраста. Бальзаковскими женщинами называют себя (и их называют) дамы значительно старше, а иным нравится считать себя таковыми и в несколько более раннем возрасте, чем тридцать. И это, наверное, правильно. Если женщина уже понимает, как надо «любить и жалеть, и прощать, и прощаться…», – значит, она достигла границ прекрасного возраста, а если ей еще интересно жить и чувствовать себя женщиной – значит, она, независимо от того, что, может, ее внуки уже ходят в школу, еще отнюдь не бабушка, а бальзаковская дама. Одним словом, условимся: мы говорим о состоянии души, совпадающем с внешним и внутренним содержанием. Все остальное не имеет значения. В качестве примера могу назвать вечную бальзаковскую женщину, недаром, кстати, специалиста по французской литературе XIX века, многим известную, И. Б. Драчеву.

…Бальзаковский, элегантный возраст, бархатный сезон, бабье лето… Пожалуй, эту золотую женскую пору можно назвать еще «вторым переходным возрастом». Скажем так: из юности в молодость, а точнее, из молодости в зрелость. Как и первый переходный, этот во многом опасен. Например, тем, что, заигравшись, свыкшись с уверенностью, что тебе все еще доступно, вдруг не заметишь то, что уже заметно окружающим.

В «бабье лето» мы можем еще носить все: от шортов с оборочками на отдыхе до элегантных вечерних туалетов с чрезвычайными разрезами и декольте. Но при одном условии: если позволяет фигура. А еще лучше – весь внешний облик. Трезво оценить себя, даже при помощи зеркала, трудно. Слушать подруг или поклонников?.. И те, и другие могут оказаться необъективными. Пожалуй, стоит  слушать только собственную интуицию. Хотя (честно признаюсь) это ужасно трудно – признаться себе, что хоть что-то в этом мире тебе уже может быть недоступно. Но потому наш возраст и считается мудрым, чтобы вовремя, а лучше заранее, услышать первый предупреждающий сигнал.

Кончилось лето. Какой из его 92-х дней остался в вашей душе зарубкой на всю жизнь (или на некоторую его часть?) Первое июня, семнадцатое? А может быть, двадцать четвертое июля? Четырнадцатое, пятнадцатое, семнадцатое, девятнадцатое, двадцать пятое или двадцать шестое августа?.. Кроме прополок и поливок, сбора дачного урожая, варений, солений, компотов, кроме ежедневной суеты, духоты рабочих кабинетов и прочих рабочих мест, – было что-то по-настоящему летнее в вашем прошедшем лете? Еще одном лете вашей жизни – то, из-за чего его жалко отпускать?

Вы не потеряли голову этим летом, «жгучим, пьяным, окаянным»? Ничего, если так. Пасмурная осень, не предполагающая ярких красок холодная зима все поставят на свои места, еще будет время для трезвости и мудрости. А пока живите чувствами, верьте в жизнь, давайте ей обманывать себя и обманывайтесь сами.

Кончилось лето. А вы уже побывали в отпуске? В комфортабельном пансионате средней полосы или с палаткой на море, в деревенской избе хороших знакомых или с байдаркой на озере? Если нет – плюньте на все и поезжайте. Немедленно. Берите любую путевку или не берите – ткните пальцем в карту и купите билет на любой поезд. Возьмите, в конце концов, в долг, если дело в этом, а если дело в домашних и рабочих проблемах, то толку от вас, усталой и невеселой, все равно мало, потом наверстаете.               

Торопитесь, вы еще можете догнать лето. Бабье. Бархатный сезон. Ласковый. Теплый. Только ваш. «И не больше, и не меньше!»

Догнать свой поезд и Лето и насладиться Бархатным сезоном желает вам ваша Татьяна. ("Курская правда, сентябрь 1994)


Рецензии