Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 36. гл

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 36. ГЛАВА 12. СТ. 11-20. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

11.Но, если ты и это не способен выполнять, будучи занятым в йоге и находя во Мне единственное Прибежище, тогда, сосредоточившись в себе, откажись от всех плодов своей деятельности (речь идет о ст. 8, 9, 10 гл. 12).

КОММЕНТАРИЙ:

Необходимо донести Арджуне, а через него и всем необходимость, абсолютную важность преданного служения Богу Кришне, надо дать человеку возможность сделать, пожелать сделать в этом направлении хоть малый шаг; непременно надо, чтобы он осознал, что самое главное, цель всего пути к Богу в материальном мире то, на что в итоге направлены все средства всех духовных практик, - есть постоянное сосредоточение на Личности Бога. Но этот путь не достигается быстро, или вследствие личного желания. Это путь долгий, всеобъемлющий, путь обучающий методами Бога Кришны сосредотачиваться на Боге, оставаться в таком сосредоточении постоянно; и никогда человек не может сразу вовлечься в полноценное преданное служение и тотчас, даже будучи очень старательным, достичь плоды преданного служения в виде сосредоточения на Боге; да и Бог такой результат сразу не дает.

Что же делать в таком случае человеку?
Надо начинать духовную практику несколько не через само преданное непосредственное и полноценное служение, ибо все сразу не осилить; и далеко не всегда так начинающий имеет для этого необходимые материальные условия, возможности, качества, ступень развития. Поэтому через Арджуну Бог Кришна Говорит как бы всем варианты просмотра себя и своих возможностей на уровне мысли и духовных несложных практик.

Надо войти в себя умом, просмотреть на сколько возможно,  к чему готов уже человек. Ведь, хоть что-то у него уже может получиться… или нет… Человек не может знать доподлинно свои качества, не может знать свою карму и заслуги перед Богом, не знает, получится ли у него начинать сразу с сосредоточения ума и разума на Личности Бога. Если это получается (сосредоточение ума на Личности Бога постоянное), то видимо, есть некий задел из прошлой жизни, или есть Милость Бога, так удерживать человека вследствие развитых в нем материальных и духовных качеств… Или это может быть дано авансом… Человек в таком случае, если у него получается удерживать свой ум и разум на Личности Бога, может попытаться именно с этого начать свой путь к преданному служению… Дальше углубляя и расширяя духовную практику, переходя на рельсы преданного служения.

Но скорее всего давать сразу человеку возможность сосредотачиваться на Личности Бога, памятовать о Боге постоянно без предварительного преданного служения не благоприятно… Ибо путь к Богу должен быть последовательным и поэтапным, понятным своими и достижениями, какая бы духовная практика ни была у человека в прошлом рождении. Хотя есть и такие примеры, когда человек легко входит в преданное служение и легко удерживает свой ум и разум на Личности Бога, начиная уже это использовать не только в медитационном процессе, но и как естественное свое состояние, обращающее взгляд к Богу по всем вопросам материального бытия и преданного служения. Это, такой вариант – только результат духовных наработок в прошлых рождениях и Воля Бога, ибо Бог – Знает, почему так можно дать человеку почти вначале его преданного служения. Но так случается очень редко.

Далеко не у всех так происходит. В таком случае, Бог Указывает еще один вариант, помогающий все же сосредоточиться на Личности Бога. Идти по пути преданного служения. Просто начинать втягиваться шаг за шагом в преданное служение на сколько это возможно вообще может быть, не ставя перед собой цели именно постоянно сосредотачиваться на Боге. Просто постепенно по своей силе выполнять все требования Бога, предъявляемые к преданному служению, ошибаясь, ища ответы, стараясь, преодолевая, не ставя перед собой никакой особой цели, но следуя указаниям Святых Писаний и наставлениям духовных учителей и старших преданных; и в таком случае сосредоточение ума на Личности Бога будет происходить автоматически или по мере достижения Милости Бога в связи со старанием и усердием при выполнении всех требований Бога.


Этот путь благоприятен всегда, но для этого человек должен иметь некоторые все же условия, зависящие от его быта, родственников, обязанностей материальных, от его здоровья, качеств, иногда зависит от пола, от своего положения в семье… Не всегда человек готов  к преданному служению даже в небольшой мере, ибо все-равно оно требует времени, выполнения требований Бога в части аскетизма, добродетели, изучения Святых Писаний, а это требует в свою очередь условий, некоторых материальных благ и удобств телу, как и  не очень большую зависимость от материального мира или своего материального супруга.

Тогда Бог Указывает, что можно заняться и частичным преданным служением, т.е посвятить Богу свой труд. Просто на уровне мысли перед началом любой своей деятельности вспоминать Бога и говорить в себе, что эта работа посвящается Личности Бога. Куда проще. Просто перед работой подумать о Боге. А поскольку человек всегда чем-то занят, то перед любым делом, вспоминая Бога и мысленно посвящая Ему это дело, человек начинает как бы все чаще думать о Боге или вспоминать о Боге.

Но и этот путь может быть невозможен. Ибо такое памятование зависит от кармы человека. Бог может такой путь дать человеку, а может и не дать. Бог Знает почему. А человек постоянно будет видеть, что ему и это не по силе, ибо постоянно забывает таким образом вспоминать о Боге, держать Личность Бога в уме. Но может случиться и так, что человек получит благословение Бога и начнет идти к пути преданного служения именно с такой практики, постепенно переходя Милостью Бога на более полноценное преданное служение.

Но может такое и не произойти. Человек не сможет все время перед началом той или иной деятельности мыслью обращаться к Богу и посвящать Ему любой свой труд, просто Бог ему не даст, ибо карма не позволяет. В таком случае Бог предлагает человеку начать свой путь к Богу, свое памятование о Боге через отказ от плодов любой своей деятельности, говоря себе перед работой, что сам плодами не распоряжается, а потому не привязывается к результату, не считая себя производящим и распоряжающимся.

И этот путь, такая духовная практики позволяет помнить о Боге, сосредотачиваться на Боге не только перед началом работы, но и впоследствии, ибо отрешение от плодов работы требует и умение полагаться на Бога, когда Бог распоряжается плодами или заработанными средствами так, что человек вынужден будет влачить очень бедное существование, как и его семья, ибо деньги будут отдаваться и на благотворительность и на просто нужды других людей, таким образом устремляться на ограничения или аскетизм, работать на понижения статуса в материальном мире; и человеку придется постоянно понимать, что он полностью зависит от Бога и может получать помощь только из рук Бога, что есть очень не простая духовная практика, постоянно сосредотачивающая мыслительный процесс на Боге. Таким образом, отказ от плодов своей деятельности будет давать не плохую, но и не простую духовную практику, что впоследствии даст Милость Бога заняться полноценным преданным служением, т.е. непременно выведет на путь преданного служения во всей его значимости и полноте.

12.Знание несомненно выше, чем практика йоги. Медитация выше, чем знание. Отречение от плодов своей деятельности выше, чем медитация. После такого отречения обретается мир.

КОММЕНТАРИЙ:

Таким образом, тема о путях сосредоточения на Боге с дальнейшим переходом к полноценной практике преданного служения в свою меру исчерпана, просмотрены все возможные варианты начала преданного служения и мотивация, что есть научиться сосредотачиваться на Личности Бога. А теперь надо несколько просмотреть приоритеты или каждому уяснить для себя, какие акценты ему делать в преданном служении.

Бог на самом деле знает, кого, куда, как и через что направлять. Но необходимо сотрудничество с Богом. Человек должен понимать или чувствовать в себе, что ему больше подходит, на что имеет силы или базис в себе и что пока для него не подходит. Бог выстраивает перед Арджуной цепочку приоритетов с тем, чтобы он почувствовал, что ему ближе. И не только он, но и любой. Поскольку здесь могут отозваться наработки из прошлых рождений. Но отказ от плодов любой своей деятельности, рекомендуемый Богом в ст. 11, свидетельствует о достаточно не слабой материальной и духовной ступени человека.

Будучи тщеславным, Арджуна может устремиться именно по такой практике, тем более, что ему предстоит сражаться; и начать эту практику он Волею Бога может незамедлительно, и кажется это у него должно получиться.  Может получиться теперь, ибо можно сражаться с таким настроем, не думая о победе и поражении, что фактически и есть плоды его труда. Но речь-то идет о том, чтобы такой путь практиковать постоянно, в любой своей деятельности, что значительно сложнее. Но, тем не менее, начать он уже может. Но рассмотрим все же предоставленную Богом цепочку духовных практик. Выглядит она примерно так: практика йоги(медитационная, ограниченный период)  – знание – медитация (постоянная) – отречение от плодов любой деятельности. Всего четыре звена.

Знание духовное выше, чем практика медитационной йоги. Это должно быть понятно хотя бы потому, что без совершенных духовных знаний любая духовная практика обнуляется, не имеет цели, основы, причины. Совершенные духовные знания могут также обойтись без медитационной йоги, давая свои пути поклонения и духовной практики.

Медитация постоянная, постоянно направляющая на Личность Бога, выше чем Совершенное Духовное Знание. И это истина, ибо Совершенное Духовное Знание должно находить свое выражение в погружении в Бога. Это цель Совершенных знаний и причем достигнутая. Это важнейшая часть преданного служения. Медитация на Божественную Личность требуется везде и всегда в практике духовного порядка, считается вершиной практического применения Духовных Знаний и этими Знаниями питается, черпает в них силу.

Отречение от плодов своей деятельности выше процесса медитации, ибо есть еще более всеохватывающий духовный процесс, в котором присутствует и непрерывная медитация на Бога и аскетизм и добродетель и отрешение, и вручение себя Личности Бога, уже полноценный выход на Бога, путь развития качеств, угодных Богу, есть то, что (еще раз) влечет за собой аскетизм, отрешенность, добродетель, вручение себя Богу, упование на Бога… Но, а какое звено из этой цепочки избрать, человек Милостью Бога решает сам. Арджуне Бог рекомендует отрешение от плодов своей деятельности, ибо ступень позволяет, как и обстоятельства, как и положение. А как это делается, - ему это Бог Сказал неоднократно.



13-14.Тот, кто не питает вражды ко всем живым существам, дружелюбен, а также непременно добр, без чувства собственности и ложного эго, кто неизменен в счастье и страдании, прощает, кто удовлетворен и всегда занят практикой йоги, кто неизменно погружен в себя, сосредоточив на Мне ум и разум и кто является Моим бхактой, такой человек Мне дорог.

КОММЕНТАРИЙ:

Самое главное для человека быть преданным Бога Кришны. Иначе, никакие качества и никакая духовная практика не помогут снискать Милость Бога и удовлетворить чувства Бога. Это – прежде всего. Также, эти слова были сказаны для Арджуны. Ибо Арджуна претендовал на особое к себе расположение Бога. На самом деле Бог Кришна не имеет тех, кто Ему более или менее дорог. Все абсолютно равны, Бог не привязан, беспристрастен, отрешен полностью от Своего творения. Но говорить о удовлетворении чувств Бога можно и нужно. Такие критерии Бог в этом стихе назвал. Это те качества, к которым надо в себе стремиться, но и понимать, что достичь их невозможно, но разве что отчасти. Только Бог знает, в какой мере он утвердился в тех или иных качествах. Сам человек не может судить ни о своих качествах, ни о качествах других людей. Но только путь преданного служения помогает человеку идти по пути очищения, а это значит шаг за шагом развивать качества, угодные Богу. Другого пути нет и не может быть.

15.Тот, от кого никогда не приходят в беспокойство люди и кто сам никогда не обеспокоен людьми, кто свободен от счастья и страданий, страха и тревог, такой человек Мне также дорог.

КОММЕНТАРИЙ:

То же самое. Никто Богу Кришне не может быть дорог. Такие чувства к Своему творению Верховная Личность не испытывает, ибо Отрешен. Но Бог указывает на те качества, которые в себе надо  развивать, контролировать, просить и молиться Богу, чтобы через практику преданного служения помог развить. Здесь два направления должны быть доминирующими в вопросе развития качеств. Это - не вовлекаться в материальные игры и роли, которые, как правило, приносят и другим людям не малые беспокойства и быть свободным в свою меру от иллюзорных энергий Бога, которые есть источник двойственности материального мира.  Но этот путь, такое направление человека достаточно условное, ибо почти невозможно в условиях материального мира достичь свободу от иллюзорных энергий Бога. Также, невозможно не вовлекаться совсем в те или иные материальные игры и роли, как и невозможно в материальном мире быть угодным всем, т.е. все-равно человек своей жизнью и своими качествами так или иначе, но будет беспокоить других людей, как бы ни старался, ибо всегда есть ситуации, которые использует Бог, чтобы или человеку преподать урок другим или его получить от других, ибо в материальном мире Бог использует любое мгновение и употребляет его на развитие каждого живого существа, зная уязвимые места любого человека и наказывая его точно и адресно, как и имеют место и кармические реакции, которые никогда не исчерпываются в материальном мире, даже если человек всю жизнь посвятил служению Богу Кришне, был добродетелен и аскетичен.





16.Тот, кто не привязан, чистый, умелый, нейтрален, свободен от страданий, кто полностью отрекся от всех устремлений, кто служит Мне, такой человек Мне дорог.

КОММЕНТАРИЙ:

Ни один преданный и одним качеством из перечисленных в полной мере не обладает. Но преданное служение обладает тем свойством, что значительно ослабляет греховную составляющую таких качеств, но не убирает эту составляющую полностью никогда. Каждый в свою меру и привязан, и не чистый, и не умелый, и далеко не нейтральный, и далеко не свободен от страданий, и далеко не полностью отрекся от даже материальных устремлений… Все это даже при условии преданного служения. И все же об очищении говорить можно, и Бог Знает ту меру, которой достаточно, чтобы выйти в итоге на духовный план. Но, а речь о том, на сколько человек дорог Богу, направлена на тех, кто стоит примерно на той же ступени развития, что и Арджуна, кто желает быть в глазах Бога избранным, отмеченным, достигшим, наиболее старающимся… Бог это учитывает и Говорит так, чтобы способствовать старанию человека, его заинтересованности и ответственности в преданном служении. Но все же, можно наслаждаться преданным служением и не менее, хорошо понимая отрешенность Бога на свой счет, ибо, что надо сказать и как утешить, и как настроить человека на успешное преданное служение, Бог Знает и даст человеку и необходимые обстоятельства, и чувства, и желания, и даст как бы и свое отношение и если надо, то похвалу. Но просто надо не претендовать, исходить из качеств Бога, стараться всегда и не строить себе иллюзии и не сравнивать себя с другими, не считать себя избранным или угодным Богу, или считать себя тем, кто дорог Богу Кришне, ибо это все же грех, что наказуемо и не способствует подъему по ступеням материального и духовного развития человека.



17.Кто не радуется и не горюет, не скорбит и не желает, кто отказался как от благоприятного так и неблагоприятного, кто предан Мне, он также дорог Мне.

КОММЕНТАРИЙ:

Такие качества развивает в человеке Сам Бог и только и единственно через путь преданного служения и причем не за один присест, а достаточно продолжительный, охватывающий несколько жизней человека. При этом следует хорошо понимать, что это есть результат труда Бога. Именно Бог дает человеку желание преданно служить, именно Бог дает человеку все для этого необходимое, именно Бог дает здесь полноту преданного служения, направляет через мысль, аскетизм, добродетель, простой образ жизни, давая постепенно осмысление сути отрешения и значимость этого пути в материальном мире. Все от начала до конца есть Воля и План Бога, индивидуальная работа Бога. Так Бог работает над своим творением; и если строго говорить, то эта работа не имеет начала, ибо всегда Бог направляет живые существа на воздержание, на упрощение быта, развивает качества угодные Богу через материальные игры и роли, на всех ступенях развития живых существ, чуть ли ни с простейших, во всех формах жизни и во всех телах. Преданное служение лишь делает акцент на отрешенности, ибо уже пора вырывать живое существо из объятий материи, и это должно быть осознанно, что делает Бог или открывает глаза людей именно через путь преданного служения, через Святые Писания и осознание Воли Бога.

Так в чем же здесь заслуга преданного? Поэтому невозможно говорить об особом расположении к человеку Бога. Нет у Бога тех, кто особо дорог, или кто особо постарался и заслужил, нет тех, кто достиг состояние отрешенности и описанных качеств благодаря именно своим усилиям и стараниям, нет также заслуги человека в том, что он предан Богу. Его Бог Сам ставит в такие условия, где все другие пути перекрыты, ибо хватит прозябать в материи, что для души, познавшей Бога, качества Бога, стоящей на такой ступени духовного развития, есть тлен, есть полное несоответствие ступени преданного и материальной природы. Материи еще предстоит развиваться и развиваться миллионы лет. Какие могут быть с ней связи или отношения? Она свое отработала, она взрастила душу из невежества; и душе надо подниматься вверх, к Богу, на другой план. Это неумолимо. Поэтому Творец вырывает, буквально щипцами выдергивает пригревшуюся и расположившуюся в материи душу, в которую вложено столько Божественного труда и сил. И ее, душу, достигшую Божественные качества Волею и Трудом только Бога еще и воспевать? Нет, конечно. Все равны перед Богом, во всех именно Личность Бога вкладывает колоссальный труд и воспевать и восхвалять надо только Личность Бога.

18-19.Тот, кто равен и к врагу и к другу, также в чести и бесчестии, в холод и в жару, в счастье и страдании, кто победил привязанность, кто неизменен в клевете и в прославлении, немногословен, всегда удовлетворен, кто не имеет своего жилища, кто неизменен в своем мнении, кто является Моим бхактой, такой человек Мне дорог.

КОММЕНТАРИЙ:

И так проявляющий себя человек не дорог Богу в человеческом смысле, или не за это, а за труд, который Сам Бог в него вложил. В этом смысле все дороги Богу, все достаются Богу не просто. А Бог вкладывает Божественный труд в каждого, и нет этому предела. Но все это иначе называется – Милость Бога, Любовь Бога, Труд Бога, Терпение Бога, Цель Бога.

Человек только ставится перед фактом, что он занят преданным служением, но, по сути продолжает свой путь в материальном мире, управляемый Богом, вкладывает в преданное служение, в свои усилия и старания не менее сил и не более, чем любой материальный человек в своей кармической деятельности, в своей семье и воспитании детей, в своих повседневных проблемах и преодолениях. И все это только с Богом, под Управлением Бога. Не менее напряженный труд и у любого живого существа, направленный на поддержание тела, добычу пищи, воспитание потомства, как и поддержание, борьбу с болезнями, за территорию и пр. Все обязаны в Боге трудиться, и люди, и животный мир, и малейшие, и микроскопические; и все добывают в поту свои блага. И всем Бог дает Лично Божественной Милостью результат усилий именно через путь преодолений, и он же путь развития.

Поэтому и описанные качества человека есть его естественные и последовательно добытые плоды Богом данных усилий, на которые мотивирует Бог через преданное служение, но никак ни есть личное направленное и осмысленное действо или труд, где от начала до конца человек все себе сказал и все выполнил. Без Бога человек не сдвинется с места, даже если он будет обладать Совершенными духовными Знаниями. Но так не бывает. Бог дает знания. Дает преданное служение, дает понимание, память, цель, дает обстоятельства и сам путь преодолений и достижений в преданном служении, давая в этом пути неизменную иллюзию личного участия, личного интереса, личных и здесь успехов. Но надо напомнить человеку, что он прежде всего энергия Бога, которая просто учится на всех этапах своего существования подчиняться командам Бога, входить в Бога, принимая Волю Бога за свою, и таким образом служить Богу в основном на духовном плане.



20. Но те, кто полностью посвятили себя этой вечной религии, которую Я описал, с верой считая, что Я – Высшая Цель, такие бхакты очень дороги Мне.

КОММЕНТАРИЙ:

Бог – Отрешен. Все дороги Богу, и никто не дорог. Ибо они просто энергии, приученные к определенной реакции и восприятию такому, чтобы облегчить свое существование и не приносить много хлопот Создателю, получая от Творца все необходимое в свою меру и воздавая Творцу так, как это требуется, и находя в этом и удовлетворение, и наслаждение. Никто в Боге не будет обижен, ибо Бог приведет каждого к состоянию Божественному, Высочайшему, к воплощению именно в своей, духовной природе, откуда никто уже не прогонит, но где необъятные просторы для духовного труда, что есть служение Богу, для развития, для быта духовного, для многих наслаждений, которые позволительны, ибо с Богом, Волею Бога. В этих стихах Бог просто обозначает приметы, которые уже должны быть свойственны человеку на пороге его возвращения в Дом Бога. Это те маяки, на которые душа должна ориентироваться на любой ступени своего материального и духовного развития, сотрудничать здесь с Богом и понимать, что в этом пути уже нет больших или явных грехов, что Бог человека постоянно контролирует и никогда не даст ему отклониться от уже достигнутого.


Рецензии