113. Школа даосов о пути освобождения

113.

О ПУТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ СУРОВЫХ ДУМ И ЧУЖИХ ПРАВИЛ

Даосы считают, что в своей жизни нужно быть всегда независимым ни от кого, и ни от чего. И ещё, нельзя вовлекать в свою орбиту движения ни людей, ни вещи. Только тот человек может быть полностью свободным, кто освобождён от всего. Часто люди попадают в гравитационное поле великих личностей, начинают им подражать, перестают полагаться на себя и самостоятельно думать, что, в конце концов, приводит их к полной зависимости от случайностей. Такие люди перестают быть свободными и начинают жить чужой жизнью. Как втягивание в чью-то орбиту, так и вовлечение в свою орбиту кого-то - заканчивается гибелью. Нужно всегда помнить, что рождённый в этом мире человек, прежде всего свободен от всего. Он должен проживать свою жизнь, оставаясь хозяином самому себе, и идти к своему счастью, полагаясь только на свой собственный ум и свои чувства. Нам постоянно все стараются навязать какие-то свои законы, правила и уставы. Нужно помнить, что если кто-то навязывает кому-то свои установки, то этим он стремится этого «кого-то» подчинить себе. В этом отношении весь мир можно рассматривать как огромное поле битвы. Даос всегда поднимается над этим полем битвы, и никому не позволит втянуть себя ни в какую авантюру. Люди бьются друг с другом не только за овладение душами друг друга и материальными ценностями, но и даже за овладение пространством и временем. Когда постоянно меняли у нас время, я написал такое стихотворение, которое, как я думаю, соответствует духу даоса.   

ОБ ИЗМЕНЕНИИ ВРЕМЕНИ
 
Однажды Карлик время поменять своё пытался,
Чтоб в своей жизни во время вставать и спать ложиться.
Но главная была причина - смерти он боялся,
Наивно полагая, что так может сохраниться.

Когда-то смерть во время сна колдунья нагадала
Ему, и с даром этим волшебствам всем обучила,
Поэтому и Смерь, когда к нему прийти, не знала,
Так жил он сколько времени, и смерть не приходила,

Когда он спать хотел, то делал ночи наступленье,
Когда ж бессонница была, ночь в день вдруг превращалась,
От этого в природе нарушалось всё движенье,
Земли вращенье то замедлялось, то ускорялось.

От магии его все люди на земле страдали,
Как недовольные, так и согласные с ним были,
Но все, когда ложиться спать, когда вставать, не знали, 
Им, наконец, всё надоело, и его убили.

Я думаю, и даосы так полагают, что настоящий человек должен освобождаться от всех суровых дум и жить радостно, всегда придерживаясь возвышенных устремлений. В этом Чжуанцзы со мной полностью согласен, так как поведал однажды такую притчу:

ПОЛНЫЕ СУРОВЫХ ДУМ

Дум полные суровых, дел возвышенных свершенье
Осуществить пытаясь, наш мир бренный покидают,
Всё отвергая прошлое, о высшем рассуждают,
И в этом обретают всём своё успокоенье.

Они всем возмущаются и ближних порицают.
Но это же надменности прямое проявленье!
И только! Так мужи-отшельники все поступают,
Смотря на современников своих с большим презреньем.

Они на высохшее дерево всегда похожи,
Иль на воронку в море, уходящую в пучину. 
Стараясь на прокрустово вместить людей всех ложе,
Иль к каждому найти для очернения причину.

Ведут все речи о справедливости, милосердье,
О преданности, доверии, мудрыми чтоб зваться,
О том как скромным быть и проявлять в трудах усердье,
О том, как передать престол, от власти отказаться.

Произнося все речи, совершенствуются сами. 
И только! Так мужи-отшельники все поступают,
Мир успокаивают, обучают, поучают,
Как странствующие ученики идут путями.

Всё говорят о подвигах великих, громкой славе,
О церемониях советников с государями,
Об отношеньях высших с низшими, о людском нраве,
Доверии и недоверии между царями.

Произнося все речи, улучшают управленье,
И только! Так мужи-отшельники все поступают.
А это придворные берут на вооруженье,
Заслуг всех добиваясь, своё царство укрепляют.

Отшельники живут так, на болотах поселяясь,
В местах безлюдных, удят рыбу, иль ведут охоту.
Проводят в праздности жизнь, недеянью предаваясь,
И только! Лишь к пустым мечтаньях проявив заботу.

Тепло вдыхают с холодом, дыханье упражняют,
От старого освобождаясь, новое находят.
Росой питают своё тело, путь в себе проводят,
И только! Ради долгой жизни дни свои продляют.

Но самое прекрасное последует за теми,
Кто без суровых дум возвышенным ставать стремится,
Кто не становится отшельником, живёт со всеми,
Кто в жизни без заслуг и славы может обходиться.

Без справедливости и милосердья совершенен,
Кто путь в себе проводит, занимаясь нужным делом,
Кто новизной своей во времена все современен,
Кто безмятежным может стать без всякого предела.

Такой способен долго жить, от всех не удаляясь
В лесах глухих, где обо всём на свете забывают,
Он, совершенства во всех сферах жизни добиваясь,
Внутри естественными свойствами овладевает.

Таков путь неба и земли, так мудрый поступает,
Ведь равновесье космоса есть суть всех свойств природных,
Он безразличие и безмятежность сохраняет,
Мудрец покой в душе хранит среди тревог народных.

Всегда он остаётся в Пустоте и Недеянье,
К покою призывая всех своим примером личным,
В покое он свободен, ровен и наполнен знаньем,
Что безмятежным делает его и безразличным.

А к ровному, свободному не вторгнутся ни горе,
Ни беды, не захватит его вдруг врасплох несчастье,
Не станет принимать участия он в чьей-то ссоре,
Его все свойства целостны, и разум - в его власти.

Так говорится: " Мужа жизнь - движение природы,
А смерть его - всегда лишь только вещи измененье".
Поэтому пройдёт он холод, жар, огонь и воды, 
Так на его пути всё это - как волны движенье.

Другого не опередит ни в счастье и ни в горе,
Лишь вынужденным он откликнется иль шевельнётся,
Всегда спокоен он, подымится лишь поневоле,
Его ничто из непредвиденного не коснётся.

Житейскую премудрость и все знанья отвергая,
Он следует естественным законам и наитью,
И на его пути стихийных бедствий не бывает,
Его ум связан с будущем невидимою нитью.

Так для него нет бремени вещей, людских укоров,
Живёт как будто бы плывёт спокойно по теченью,
Нейтральным остаётся среди всяческих раздоров,
А умирает - как уходит он к отдохновенью.

Не мыслит, не заботится, ни в чём не видит прока,
И не рассчитывает ни на что, и не предвидит,
Всему как бы доверившись без назначенья срока,
Так как он внутренним виденьем будущее видит.

Он не блестит, но светлый; спит, не видит сновидений;
И разум его чист. Он всегда бодр и без печали.
Душа его не устаёт, живёт он без сомнений,
Его ум никогда расстройства не отягощали.

Он так живёт пустым, отсутствующим, безмятежным,
С природными лишь свойствами себя соединяет.
Поэтому считают те, кто странствует в безбрежном:
"Печаль с весельем зло природным свойствам причиняют.

А радость с гневом на пути к ошибкам лишь приводят,
Любовь и ненависть только ущерб свойствам наносят".
Чтоб что-либо достичь, тот в безразличье сердцем входит,
Ведь отрешённость только освобожденье приносит.

Свойств высших суть - свобода от веселья и печали,
Единым быть и неизменным - высшее в покое,
Кто в пустоту входил, тот не противился вначале
Тому, что помогало постигать в душе иное.

Лишь в безразличье прерывается вся связь с вещами,
И в высшей чистоте не выражают недовольства,
Когда меняется в покое взгляд на вещи с нами,
И укрепляются природные все наши свойства.

Когда живём без отдыха, к износу мы приходим,
А своё семя тратя без предела, - к изнурению,
И в суете ненужных дел себя мы не находим,
Идём, природное не сохраняя, к истощенью.

Вода ведь чистая только без примеси бывает,
Когда она, проточная, течёт без взвесей водных,
А если без движенья - чистоты не сохраняет,
Таким точно является и образ свойств природных.

Поэтому и говорится: " Муж, простой и чистый,
Без примеси, в покое и в единстве неизменном,
Его взгляд безразличный, как природный свет лучистый,
Пронизывает вещи в недеянье совершенном".

Таков путь совершенного, чей ум проникновенный
Мечу подобен, из ножен его не вынимают,
В четыре стороны он движется одновременно,
Вверху - до неба, а внизу всю землю обнимает.

Подобен меч сокровищу, который применяют
Лишь в редких случаях, когда идёт речь о спасенье,
Чистейший и простейший Путь наш разум сохраняет,
Так как пронизан сущностью с природой единенья.

Толпа лишь ценит выгоду, муж честь считает главным,
А добродетельный считает свою волю высшим,
Мудрец же - сущность. Воин стать в бою стремить славным,
И мало, кто довольствовался б положеньем низшим.

Так общество в себя различных личностей вмещает,
И каждый может жить, своё достоинство носящим,
Но если простоту и чистоту кто воплощает,
Такого человека называют Настоящим.

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии