Девятый круг свободы отрывок 4

***

Но, видно, дом этот что-то всем рассказывал на своём замысловатом языке.
В особняке словно открывались новые комнаты, подземелья, города и целые миры.
Как будто скрытые мосты одним концом упирались в здешнее пространство, а другим – куда угодно. И сдвинутые персонажи, которые не нашли себе места в реальности и денег на поездку в тибетские монастыри, надеются тут вырваться из серых будней на свободу.
Ну, не вписывались они все сюда, в этот чертог в стиле фэнтези.
Ни асимметричный и угловатый принц-лягушонок, ни Марксэна свет Сократовна, ни экскурсанты чёкнутые, ни знаменитый борзописец, обосновавшийся здесь по мановению руки Сталина.
Ярковыраженное жанровое несоответствие.
- Так Алексей Максимович этот дом терпеть не мог, называл «нелепым», злился, когда его, пролетарского писателя, называли хозяином, кричал, что владелец поместья Моссовет. Чуждая Алексею Максимовичу эстетика.
- А что ж не убёг?
- Отказаться от подарка Великого Сталина?..
- Зачем же писатель вообще сюда попёрся снова? Он ещё в восемнадцатом году всё про революцию понял, накатал ругательные «Несвоевременные мысли», расплевался с большевиками и умотал в Сорренто «по состоянию здоровья». А там жил как в раю.
В Советском Союзе дары от вождя Алексей Максимович получил царские. Но ведь он был мировой знаменитостью, человеком небедным - и совестливым, а не проституткой, ищущей продаться подороже.
Зачем писатель был нужен Сталину – понятно: воспеть успехи социализма и «скромного» Иосифа Виссарионовича лично.
А вот зачем вождь   был нужен классику, всегда славившемуся свободолюбием и милосердием?
Неужели и Алексея Максимовича  колдовской дом притянул, прямо из Италии?..
Сводит он с ума, этот шехтелевский шедевр. У всех людей здесь появляются тайные мысли, обнаруживается двойное дно, как будто скрытая моленная заражает людей неискренностью. Здесь все становятся лицемерами, лжецами, притворщиками. Все словно надевают маску. Никогда не знаешь, чего тут от людей ждать.


Рецензии