Аттестация, как один из методов оценки

Выдержки-миниатюры из моего учебника "Розничный персонал от А до Я", который можно приобрести в любом интернет-магазине ("Озон", "Лабиринт" или на сайте издательства "Инфра-Инженерия").


Аттестация – это один из самых распространенных методов оценки в розничном бизнесе. Порядок проведения аттестации должен быть закреплен и утверждён официально.

Регламентирующим аттестацию документом выступает Положение об аттестации, где указывается периодичность ее проведения, участники и т.д. Аттестация может быть как плановой, так и внеплановой. В результате проведения аттестационных мероприятий оцениваются: квалификация сотрудника, уровень его знаний, деловые и личностные качества.

Для проведения аттестационных процедур, создается специальная аттестационная комиссия, состоящая из сотрудников службы персонала, представителей розницы (начиная от директора магазина, заканчивая  директором по продажам, руководителями структурных подразделений и т.д.).
Число членов аттестационной комиссии, как правило, нечетное. Аттестация может проходить как в устной форме, так и в форме письменного экзамена, а может быть комбинированной (часть вопросов необходимо сдать письменно, часть устно).

Данные, полученные в результате проведения аттестации, рассматриваются комиссией, вслед за этим, члены комиссии выносят итоговое решение о дальнейшей судьбе аттестуемого. Результат  аттестации, проведенной по всем законам и правилам, может служить основанием к увольнению сотрудника из компании. В подобной ситуации, сотрудник может быть уволен, за несоответствие занимаемой должности.  Процедуру увольнения сотрудника, не сдавшего аттестацию, можно найти в нормах ТК РФ.



Цели аттестации можно классифицировать следующим образом:

- мотивационная цель (Повышение мотивационной составляющей, повышение категории, введение дополнительных социальных гарантий);

- административная цель (Продвижение по карьерной лестнице (не обязательно вертикальное, может быть и горизонтальное продвижение), перевод, понижение, увольнение);

- информационная цель (Информирование сотрудников об уровне их квалификации и их знаний).



Аттестация состоит из нескольких этапов:

- Подготовительный этап;
- Непосредственное проведение аттестации;
- Принятие решения по результатам прошедшей аттестации.


Предлагаю кратко рассмотреть основные разделы Положения об аттестации:

- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
(В данном разделе дается определение понятию аттестации, перечисляются  основные задачи и принципы аттестации, приводится перечень сотрудников, подлежащих аттестации, устанавливается периодичность проведения аттестации и ее продолжительность);

 - ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ АТТЕСТАЦИИ
(В данном разделе устанавливается порядок ознакомления с предстоящей аттестацией, порядок формирования аттестационной комиссии, обязанности сторон, перечень аттестационных заданий);

- ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ
(Данный раздел регламентирует непосредственно саму процедуру. Например, отражает правила ведения протокола заседания аттестационной комиссии, устанавливает поэтапность  аттестационной процедуры, правила фиксации результатов аттестации);

- ПОСЛЕДСТВИЯ АТТЕСТАЦИИ
(В данном разделе приводится перечень мероприятий по итогам аттестации, например, поощрение сотрудников, успешно сдавших аттестацию, изменения системы оплаты труда, переводы сотрудников на другие должности, присвоение категорий, повторная аттестация, увольнение сотрудников, не соответствующих занимаемой должности).
 
Как и Регламент по подбору, Положение об аттестации может содержать ряд приложений, например:


Продолжение в учебнике.


Рецензии