Бродяги дхармы 12. Чэньду и панды

День 15/13.09.06.
В Ченьду мы должны были продлить визу, т.к. наше путешествие по Китаю и Тибету в совокупности превышало 30 дней. Бюро общественной безопасности (ПСБ) не понравилось все: наш маршрут, документы из Пекина, разрешения из Минкульта на посещения храмов, разрешения на проезд через запретные зоны, наша гид-уйгурка (хоть и осведомитель регионального ПСБ в Синцзяне). Понравилась только Клер и ее фамилия, над которой всегда хохочут пограничники и менты. Стало ясно, что зависли на пять дней, но мы так и планировали. Город Ченьду и провинция Сычуань неслучайно именуются благословенными в течение двух тысячелетий. Китайцы считают это место раем и кухня здесь самая знаменитая в Китае.
 
В самом Ченьду новейшая западная архитектура естественным образом сочетается с традиционной китайской. Большое количество храмов в самом городе окружено новыми кварталами, выдержанными в традиционном китайском стиле: парящие крыши и резные деревянные двери и окна домов соседствуют с небоскребами из стекла и бетона. И во всех районах – большое количество пожилых и совсем юных китайцев собираются под звуки музыки заниматься цигун, ушу и некими коллективными танцами утром и вечером. Вокруг города находится множество заповедников и национальных парков. Кроме того, если в целом по стране излюбленный напиток европейца – кофе, не сыскать днем с огнем, то в Ченьду, напротив гостиницы, где мы поселились – «Старбакс», которое работает с 7 утра и до 12 ночи, с приличным кофе и Wi-Fi доступом к интернету. И таких мест в городе огромное количество. Поэтому, ни секунды не сожалея, что мы задерживаемся здесь на несколько дней, с первых же минут мы отправились «глазеть и наслаждаться» одним из самых замечательных городов Китая.
 
Больше всего меня поразили повсеместно танцующие тетки, под дичайшую музыку. Это все так ужасно, но искренне, что язык не поворачивается издеваться. Работницы соседней фабрики, двигаясь с грацией циркового слона, зазывали нас в свои ряды. Клер решила пощадить народ, что с ней случается нечасто, и вежливо отказалась.

День 16/14.09.06. Лендровер – центр посетили с самого утра. Оставили тачку на 2 дня. Образовалась уйма свободного времени и отправились в легендарный даосский храм Черного козла, который уже на входе отсек суету и шум большого города. По легенде Лао Цзы начал свое путешествие на запад именно отсюда и для нас это было весьма символично. Переходя от дворика к дворику, от храма к храму, мы все больше погружались в мистическую атмосферу комплекса и даосской традиции. Перед одним из храмов – скульптура самого Черного козла, которого обязательно надо погладить по тому месту, которое болит, поэтому бронзовый козел блестит и сверкает во всех частях тела, собранного из характерных признаков всех животных китайского гороскопа.

В глубине храмового комплекса мы обнаружили мастерские реставраторов, в которых искусные художники и скульпторы воссоздают и создают заново картины, скульптуры богов, резные колонны с золотыми иероглифами. Вдоль стен обители монахов – даосские скрижали. И неподалеку, практически на границе с городским парком, несколько особняком стоящий дворик, в котором – приемная даосского врача. Безусловно, мы радостно прошли пульсодиагностику, пообщались о методах и принципах врачебной традиции. И «навещали» потом два дня подряд, наслаждаясь массажем с удивительным целебным маслом и травяными настоями, целебным чаем и беседой с даосским целителем, весьма упитанным, но бодрым и совсем нестарым.

Мне досталось сомнительное наслаждение иглорефлексотерапией в роли живого учебного пособия для Клер. Она решила воспользоваться возможностью апгрейдить свой уровень ИРТ. Я-то знаю, что больше ей хотелось похвастаться и позвездить. Даосский врач не скупился на востоженные охи, суетился, потел от вожделения и уверял Клер, что ей нечему у него учиться. Ну, почти нечему...

Врач также пригласил к одному из наших визитов прорицателя, который поддержал каждого из нас исключительно искренними и светлыми предсказаниями на будущее и подсказками о смысле нашего пути и правильном выборе. Традиционно для даосов, наше будущее представлялось почти безоблачным и самое иглавное у нас - впереди.
 
В этот же день мы посетили знаменитый буддистский храм Чжугэ Ляна, который расположен в южном пригороде Ченьду. Территория храмового комплекса охватывает
37 000 кв.м., он окружен высокими красными стенами, на постройки бросают тень старые кипарисы. Храм возведен в честь Чжугэ Лян (181-234), известного китайского государственного деятеля и стратега 3-го века, который был олицетворением мудрости в китайских легендах, способствовал объединению Юго-запада Китая и развитию экономики и культуры государства Шу. Здесь также находится могила Лю Бэя (161-223, правил 221-223 гг.), первого правителя царства Шу. На территории храмового комплекса - статуи Лю Бэя и Чжугэ Ляна, тысячи стел, деревянные таблички над дверьми, угольные жаровни, бронзовые треножники, колокола и барабан, который использовал Чжугэ Лян в боях. А также потрясающие беседки с парящими крышами, фонтаны и маленькие пруды с выступающими на поверхности каменными драконами и великолепные каменные сады.

Неподалеку находится парк, в котором когда-то жила известная в Китае поэтесса династии Тан, Сюэ Тао, здесь она писала. Тропинка, по краям которой растут зеленые бамбуки и цветы, вела прямо к древней башне, на ней… нас и застал закат, и от этого умиротворяющая поэтическая атмосфера парка показалась еще более чарующей и волшебной. Окликнув рикшу, мы очень быстро добрались до своего района, но потом еще очень долго бродили по ночному городу, наслаждаясь его незабываемым колоритом. Безусловно, великолепная императорская утка на ужин и отменный фут-массаж, не могли испортить впечатление от прекрасного дня.

День 17/15.09.06. Провинция Сычуань является родиной национального китайского достояния – Гигантской Панды. И с самого утра нового дня мы отправились в Chengdu Panda Reserve – парк на окраине города, где с удовольствием наблюдали за этим редчайшим представителем животного мира, а также его сородичами – красной пандой и еще несколькими видами панд. Ученые с 1957 года, когда впервые были приняты законы об охране панд, а в 1963 году в Пекинском зоопарке родился в неволе первый детеныш, проводят программы по защите панд, проживающих в дикой природе. В более 40 заповедных зонах провинции Сычуань и севера-запада Шэньси и Ганьсу обитает около 1000 особей.

Браконьерство, охота на них караются в Китае смертной казнью, как и убийство по неосторожности. За убийство человека, по неосторожности (в ДТП, например), можно и штрафом отделаться.

Незадолго до нашего визита, пьяный голландский турист, защищаясь ударил панду по башке бутылкой и убил. Панда бы и не подумала нападать на это животное, если бы пьяный мудак сам не свалился к ней на территорию. Спасал от неминуемого расстрела незадачливого мудака сам еороль и глава правительства. Выторговали ему пожизненное с обязательным отбыванием 18 лет в КНР. 

Центр по защите гигантских панд создает все условия, что подготовить панд к возвращению в дикий мир. Однако, они отвыкли добывать пищу самостоятельно и не стремятся к размножению. Мы бродили по бамбуковой роще парка от одного вольера к другому: панды, находящиеся за невысоким заборчиком ежесекундно поглощали бамбуковые стебли, не отвлекаясь на глазеющих туристов. Те, что поменьше, сбивались стайками и резвились, очень дружелюбные на вид. Большинство же – то лежа, то сидя – поглощали бамбук, непрестанно забрасываемый служителями парка прямо им под нос, громко чавкая от удовольствия и искоса поглядывая на нас, хоть и без особого интереса.

В одном из павильонов парка мы также наблюдали непосредственно за процессом родов по монитору с видеокамеры, установленной в одном из помещений мини-клиники для панд Chengdu Panda Reserve, а за стеклом – маленькие детеныши панд разного возраста в кувезах. Некоторые подращиваемые людьми таким исключительным образом детеныши были так малы, что могли уместиться просто на ладони.

День 18/16.09.06. День посвящен даосским святыням и ритуалам в горах Цинчэншань, недалеко от Ченьду. Это одно из мест, где зародился даосизм - единственная религия, для которой Китай является родиной. Горы все еще являются религиозным центром, где можно встретить множество даосских храмов. Появившись в горах Цинчэншань в 143 году до н.э., даосизм стал одной из основных религией в Юго-восточной Азии. Горы Цинчэншань, в 16 км от города Дуцзянъянь, в древности называли «самым спокойным местом в Поднебесной». Ранним осенним утром горы были окутаны туманом, темно-зеленый сосновый лес постепенно просыпался под щебет птиц и шум водопада. Мы бродили по горам целый день, поднимаясь и спускаясь от одного склона к другому. Неудивительно, что китайские отшельники и поэты еще в древности восхищались особым чувством спокойствия этих мест. Прекрасный день в сказочном месте... В 2000 году горы Цинчэнщань были внесены в список мирового наследия. Чуть позже, я там познакомился с одним удивительным человеком, но об этом в другой раз.


Рецензии