Записки о любви

Юрий Аркадьевич Тарасов

«ЗАПИСКИ  О  ЛЮБВИ»

                Всё начинается с любви
                Твердят: "В начале было слово".
                А я провозглашаю снова:
                все начинается с любви!

                Все начинается с любви:
                и озаренье, и работа,
                глаза цветов, глаза ребенка -
                все начинается с любви.

                Все начинается с любви.
                С любви! Я это точно знаю.
                Все, даже ненависть - родная
                и вечная сестра любви.

                Все начинается в любви:
                мечта и страх, вино и порох.
                Трагедия, тоска и подвиг -
                все начинается с любви.

                Весна шепнет тебе: "Живи".
                И ты от шепота качнешься.
                И выпрямишься. И начнешься.
                Все начинается с любви!

                Роберт Рождественский.


Записка первая


В нашем огромном мире есть многочисленное количество изобретений, без которых немыслима сегодня наша цивилизация. Некоторым из этих изобретений уже несколько лет, а некоторым уже несколько сотен и даже тысяч лет. Одними  изобретениями пользуются миллионы людей, а другими пользуются всего несколько человек. Некоторые изобретения органично и на многие годы вошли в нашу жизнь, а век других был не долог и не продолжителен.

Что же можно отнести к великим изобретениям человечества? Я думаю, что безо всяких сомнений, это – колесо и повозка, парус и корабль, плуг и мельница, часы и очки, порох и компас, двигатель и прялка. Этим изобретениям уже сотни лет, но люди пользуются ими и поныне. Многие из этих изобретений модернизируются и совершенствуются, но суть от этого не меняется. Они служат уже не один век на благо всего человечества.

Но я хотел бы остановиться на других, не менее важных, изобретениях нашей цивилизации. Значение этих изобретений  велико и огромно в нашем мире.  Их роль в жизни каждого человека и целого человечества трудно переоценить. Я о бумаге и письменности.

Изобретение человеком, в частности, письма, как системы фиксации речи для передачи ее в пространстве и во времени явилось одним из самых важных открытий, во многом определившим, прогресс современного общества. Главное достоинство письма заключается в том, что оно позволяет преодолеть барьер времени, дает возможность общаться людям разных поколений, передавать потомкам свои знания о мире. В настоящее время изобретено множество уникальных технических средств и приспособлений, с помощью которых можно передавать, или транслировать человеческую речь на расстоянии или во времени: современный человек повсеместно использует телефон, радио, телевидение, интернет, и целый ряд других средств массовой коммуникации. Однако все эти технические приспособления были изобретены лишь в последние сто лет,  а до этого люди, столетиями, общались друг с другом с помощью письма - писали друг другу письма, создавали различные деловые бумаги (документы), фиксировали свои знания и переживания в книгах.

Несмотря на огромные достижения, научно-технический прогресс в области накопления, хранения и передачи информации, человечество до настоящего времени так и не придумало другой системы, равной письму и способной в той же мере выполнять эти функции. Тоже самое,  можно сказать и о бумаге и о ее роли в современном мире.  В наши дни, на современном этапе развития человеческого общества, у бумаги появился конкурент. Я про электронные носители информации. Но и они, до сих пор и в полной мере, не могут заменить информацию на бумаге.


Записка вторая


Благодаря изобретению письменности, у наших предков, а соответственно и у нас с вами, появилась возможность прикоснуться к самому прекрасному в этом мире – к миру чтения и книги. Человечеству открылся, до этого невиданный и неслыханный вид искусства, который и сегодня является одним из самых главных и самых замечательных в мире. Я о литературе.

Сегодня всем нам известно о великих и не очень великих произведениях всех времен и народов, о знаменитых и не очень знаменитых писателях, об известных и не очень известных поэтах. И все это смогло произойти благодаря изобретению бумаги и письменности.


Записка третья


У каждого из нас свой литературный вкус и свои литературные предпочтения.  Кому-то из нас нравятся произведения  об исторических персонажах или событиях, а кому-то о приключениях и путешествиях. Кто-то из нас предпочитает детективы, а кто-то фантастику.  Одни из нас зачитываются фельетонами, а другие пьесами. На вкус и цвет, как известно, товарищей нет.

Вот и у меня есть свой литературный вкус и свои литературные предпочтения. Мне всегда нравились стихи.  А еще больше - произведения о любви. При чем, совсем не важно, в каком жанре эти произведения написаны. Для меня это не имеет никакого значения.  Главное, чтобы они были о любви и чтобы их было интересно и занимательно читать.  Чтобы они трогали меня за душу.

Что касается стихов, то я сам уже много лет увлекаюсь поэзией и пишу свои стихи.  А вот с прозой все сложилось немного по-другому. Точнее – складывается. Потому что, прозу я стал писать совсем недавно, будучи, перешагнув свой тридцатилетний возрастной рубеж.

Произведение, которое Вы сейчас начинаете читать – моё второе произведение в прозе. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.  Поэтому, я учел ошибки и недочёты первого своего рассказа, и, надеюсь, что каждый мой следующий опус будет лучше предыдущего. И что мой второй рассказ будет лучше моего первого. Кроме того, будут такие моменты в этом произведении, которые будут разительно отличать его от моего первого произведения. И ты, мой внимательный читатель, конечно, обратишь на это внимание.


Записка четвертая

 
При выборе темы для своего нового рассказа – проблемы не было. Я скажу тебе, искренне, мой уважаемый читатель – этой проблемы, видимо, не будет никогда. Потому что, большинство моих стихов тоже именно на эту тему.  И думается мне, что и большинство моих произведений в прозе, тоже будут именно на эту тему.  На тему, которая стара, как этот мир, но, тем не менее, она всегда современна, всегда в тренде и всегда в моде.  На тему, которая пронизывает почти каждое литературное и музыкальное, художественное и кинематографическое произведение на свете. Я о теме любви.

Недавно я разменял четвертый десяток лет своей жизни на этой планете. И мне, мой дорогой читатель, есть, что поведать тебе о своей жизни и о прожитых годах своей жизни. Самые приятные воспоминания и впечатления моих тридцати, с копейками, лет жизни, как это ни странно, связаны с моими впечатлениями, переживаниями и чувствами. Точнее, только с одним из них – с чувством любви.  Я не могу сказать, что я однолюб, но я с такой же уверенностью не могу сказать, что я отношусь к этому чувству как-то не серьезно и легкомысленно.

Для меня любовь – это больше, чем просто слово, это больше, чем просто чувство, и это больше, чем просто жизнь. В какой-то степени, я могу сравнить любовь с фундаментом.  Да, мой драгоценный читатель, именно с этой частью дома. Любое строение, любое здание и любой дом начинаются, как известно, со строительства фундамента. Он – их начало и он их основа.   Сколько лет простоит дом, и, в каком он будет состоянии - зависит во многом от того, какой качественный или не качественный у него цоколь и фундамент. Фундамент – это основа основ любого дома.  Вот так же и любовь я считаю фундаментом и основой основ всех человеческих, дружеских и семейных отношений. Основой всего того, что есть на нашей планете. Ведь ни для кого не секрет, что самые лучшие и самые прекрасные изобретения человечества и произведения человечества были созданы благодаря любви.  И  все самые необычные и неслыханные поступки тоже были совершены благодаря этому чувству. Весь мир существует сотни и тысячи лет благодаря любви. Мы рождаемся, мы живем, мы взрослеем, и мы познаем себя и смысл жизни благодаря любви. Любовь сама по себе, почти всегда,  становится этим самым смыслом жизни.

Вот и автор этого рассказа в этом смысле не стал исключением. Любовь стала смыслом и моей жизни, в какой-то мере.


Записка пятая


Любовь... Одно слово, и столько смысла. У каждого человека с ним связаны самые разные впечатления и ассоциации. Это чувство очень нежное, приятное, неуловимое и всем знакомое. Для кого-то это обыденность, для других – вся жизнь.

Первая любовь, которую мы испытываем в своей жизни – это, безусловно, любовь к родителям, любовь к своему домашнему очагу и любовь к своей семье. В течение жизни нам встречается это чувство множество раз и в самых разных ипостасях.  Как пример – это любовь к нашим домашним питомцам и к братьям нашим меньшим, любовь к братьям и к сёстрам, любовь к своей родной земле и к своей Родине, любовь к своим детям и внукам. Этот список примеров можно продолжать практически бесконечно.  Но у всех этих проявлений любви есть одно общее – это чувство сильнейшей привязанности и огромной ответственности к тому, к кому или к чему мы испытываем это светлое чувство.
 
Я хочу в своем рассказе коснуться многих видов любви.  Ведь для меня любовь – очень многолика, уважаемый читатель.   Я хочу подчеркнуть, что  мой рассказ – это не учебник, не энциклопедия,  и не справочник в мире любви. Это произведение  составлено исключительно  из моих собственных суждений, моих личных переживаний и воспоминаний, и моего субъективного мнения, насчет этого прекрасного чувства - чувства любви.
 
Особое место в моём опусе займут размышления и воспоминания о таком виде любви, как чувственная любовь. Древние греки, за  тысячи лет до нашего рождения, назвали эту любовь – эрос.  Эта любовь - всепоглощающая, необъемлемая и бесконтрольная. Она свойственна молодым людям, которые в силу своей неопытности с головой уходят в объект своей безудержной любви. Это - любовь между мужчиной и женщиной.   И к этому типу любви я обязательно еще вернусь в этом рассказе, мой дорогой читатель.


Записка шестая


Первая разновидность любви, о которой я хотел бы рассказать тебе, мой уважаемый читатель,  – одна из самых необычных разновидностей.  Особенно в нашей, без преувеличения, необыкновенной стране.  У нашего народа, как мне кажется, этот тип любви передается генетически, с материнским молоком.   Из поколения в поколение, от матери к ребенку, от отца к сыну, от предков к потомкам. И именно этот факт способствовал тому, что Россия начиналась когда-то, несколько столетий назад, с маленького княжества в лесах между Волгой и Окой, а сегодня она – крупнейшая страна в мире по размерам территории. Она больше не только всех стран мира, но и некоторых континентов и даже целого океана. Она занимает одну восьмую часть обитаемой суши. Да что там сравнение с океанами и материками, если наша страна по площади совсем немного уступает целой планете Солнечной системы – Плутону.  Это небесное тело хоть и относится, к карликовым планетам в нашей Галактике, но тем не менее.
 
Так вот, этот вид любви способствовал тому, что наша страна на протяжении нескольких сотен лет, не проиграла практически ни одной войны, и не теряла своей государственности и независимости. В отличие, от большинства других стран мира.  Я говорю о такой любви, как патриотизм.

Хотя, само это слово мне не очень нравится, но суть от этого не меняется. Любовь к своему отчему дому и к своей родной земле, к своей малой и большой Родине – одна из ключевых разновидностей любви. А в России эта разновидность – еще и одна из самых особенных и важных. По сути, это - часть российского менталитета. Отсюда произошли и названия родной земли в русском языке – Отечество и Отчизна от слова «отец», и Родина от слова «род».

При чем, у нашего народа есть четкое разграничение любви к своей стране и к своему государству.  И  есть фраза, практически ставшая крылатой – «Я люблю свою страну, но ненавижу государство». Все мы прекрасно понимаем смысл этой фразы. Но если я начну ее комментировать и писать вам свое мнение – я перейду, на совершенно, другую, тему.  А я не хочу этого делать по двум причинам.  Во-первых – мой рассказ все-таки о любви. А во-вторых – я не люблю разговоров о политике и стараюсь их всячески избегать.

Так повелось на Руси с давних времён, что любить свою Родину и любить свою мать,  было делом чести.  Поэтому слово «патриоты» я бы заменил словосочетанием – «порядочные люди».

Человек любит место своего рождения и воспитания. И мне кажется, что эта привязанность - вполне нормальное явление. Она - общая для всех людей и народов, она - есть дело природы и должна быть названа физическою привязанностью. Родина всем нам мила. Мила она нашему сердцу и местными красотами, и ясным небом, и приятным климатом, и пленительными воспоминаниями, которые сопровождают нас всю нашу жизнь.


Записка седьмая


С чего же начинается Родина? Для каждого из нас - из чего-то своего, я так думаю.

Для жителя холодного Севера она начинается с бескрайней тундры и заснеженного чума, с северных оленей и полярного сияния. Для постояльцев теплого Юга – с раскидистых пальм и песчаных пляжей, с саманной хаты и бескрайних степей. Для россиян, живущих в средней полосе – Русь, начинается с березовых рощ и зеленых лугов, деревянных срубов и полноводных рек. Для наших соотечественников, живущих в таёжных дремучих лесах, Отчизна, начинается с бурого медведя и высоких сосен и елей, с ягод и грибов в лесу. Для наших  школьников, Отечество начинается с их класса и кабинета, с их учителей  и одноклассников, и, в конце концов, с их школы. Для шахтеров нашей страны,  Россия начинается с их родной угольной шахты, в которую они спускаются каждый день уже много лет, принося огромную пользу всей стране и всем ее жителям.

Вот и получается, что для каждого из нас, Родина и любовь к ней, начинаются с чего-то своего.


Записка восьмая


А вот с чего начинается моя Родина? А, точнее, моя малая Родина.

Так уж получилось, что я родился и живу почти всю свою жизнь в самом тёплом и самом южном регионе нашей самой холодной и самой северной страны в мире. Мой край можно назвать, без преувеличения, житницей нашей Родины. Я бы к этому добавил еще один эпитет – Туристическая Мекка России.  Теплый климат, хорошие почвы и выход к двум незамерзающим морям всегда притягивали сюда самые разные народы и самых разных правителей в разные исторические эпохи. Хозяйничали здесь когда-то греки и турки, итальянцы и монголы. Но последние несколько столетий, не без помощи императрицы Екатерины Второй,  эти земли  принадлежат Российскому государству. А называют эти земли одним словом – Кубань.  В честь реки, которая здесь протекает.
 
На кубанской земле находится несколько сотен станиц, которые были когда-то основаны запорожскими казаками.  Здесь есть крупные станицы, население которых превышает, порой, население даже некоторых городов, а есть станицы с населением в несколько сотен человек.  Одни кубанские станицы находятся среди равнин, степей и бескрайних лугов, а другие раскинулись у побережья теплых морей и у подножия высоких гор.  Нет ни одной станицы, которая была бы похожа на другую станицу. И все-таки, что-то общее у них у всех есть.  Что же это? – спросите вы.  И я вам отвечу – все кубанские станицы, буквально,  утопают в зелени парков и садов.  Не исключение – и моя станица.


Записка девятая


Я не буду называть вам имя моей станицы, чтобы создать небольшую ауру загадочности моему рассказу. Но я обязательно немного расскажу тебе о ней, мой дорогой читатель. Моя родная станица была основана почти полтора века назад казаками на месте покоренного адыгейского аула, при чем, не маленького по своим размерам и населению. В истории моей станицы, как впрочем, и в истории всей нашей Отчизны, было много трагических и драматических страниц. Войны и революции, голод и разруха, коллективизация и раскулачивание  коснулись моей малой Родины в такой же степени, в какой они коснулись и моей большой Родины.  Были в истории моей станицы и славные, победные главы, минуты всеобщего счастья и триумфа.

Когда-то слава о моей станице гремела по просторам Кубани и России.  Немалую роль в этом сыграли два станичных предприятия – сельскохозяйственное и автотранспортное.  А прославляли мою родную станицу простые люди и простые труженики.  Как то - рабочие и колхозники, инженеры и водители, учителя и врачи, слесари и трактористы. Все они своим ежедневным и добросовестным трудом делали мою станицу лучше и краше. А вместе с этим делали лучше и краше наш любимый край и нашу любимую страну.

Когда я слышу словосочетания «Малая Родина» и «патриотизм»,  я всегда вспоминаю отрывок из одного культового советского кинофильма:

«... - Ну, так что вы все-таки видели? Как же вы не заметили? Мы же сегодня над моей Украиной дрались!
 - А как тут заметишь? Те же поля, дороги, села...
 - Э... нет! А воздух? Другой. А небо? Голубее. Земля -  зеленее…»

Я никогда не жил в Украине и почти никогда не бывал в этой замечательной и многострадальной стране, но суть этого эпизода все мои читатели, я надеюсь, поняли.  В родной стороне всегда - и воздух другой, и небо голубее и земля зеленее.

Люблю ли я свою станицу и свой родной край? Безусловно!
 

Записка десятая

 
И говоря, о любви к своей родной земле, грех не упомянуть еще об одной разновидности любви.  Она заставляет миллионы людей каждый год в цветущем мае участвовать в самых различных мероприятиях и концертах, торжественных парадах и салютах, вывешивать триколор на своих балконах и автомобилях. Это проявление любви мы можем видеть в ходе прохождения «Бессмертного полка» по улицам и проспектам наших посёлков и городов  и в виде Георгиевских ленточек на одежде и сумочках людей.  Эта любовь объединяет миллионы людей в нашей стране. Она совершает метаморфозу – делая из всех нас не просто жителей России, а  граждан великой страны. Эта разновидность любви объединяет людей самых разных национальностей, самых различных политических и религиозных взглядов, профессий и  самого разного социального положения. Эта любовь делает наш многомиллионный и многонациональный народ одним целым. Девиз этой любви: «Я помню! Я горжусь!»

Речь идёт о любви к своей истории, к истории своего народа, к истории своей семьи. Ведь именно из истории каждой отдельной семьи складывалась,  складывается и будет складываться история нашей огромной страны, как мозаика. Знать и любить, уважать и помнить противоречивые страницы истории своего народа и своей страны  – это, я считаю, наивысшим проявлением патриотизма и порядочности, воспитанности и  тактичности и просто сознательности каждого гражданина России.

Я конечно же люблю свою страну и люблю историю своего народа. Знаю её и уважаю.

Записка одиннадцатая


У следующей разновидности любви, скорее всего, нет, никогда не было и никогда не будет своего названия. Но это не значит, что такой любви на свете не существует.  И это не значит, что я о ней вам не расскажу, мой драгоценный читатель.  Я обязательно о ней расскажу. Потому что, я испытываю это чувство довольно-таки часто. Это – чувство любви к различным сезонам и временам года.

Осень – одно из самых прекрасных времен года и  мой самый любимый сезон. Осенняя пора уже много лет и много веков вдохновляет писателей и поэтов, музыкантов и художников. Вспомним «Болдинскую осень» у Пушкина или «Времена года» у Вивальди. Вашему покорному слуге далеко еще до Пушкина и Вивальди, но это не значит, что осень его не вдохновляет. И это не значит, что он не любит осень и не ждет ее наступления каждый год.

Ждет! Еще и как, ждёт! Осень приходит в наши края обычно в октябре. Она разбрасывает свою золотую листву по паркам и садам.  Она напоминает о себе утренней и вечерней свежестью.  Она дает о себе знать клином журавлей в небе и прохладной, пасмурной  погодой после жаркого и душного лета. Она шумит своими холодными ветрами и моросящими дождями. Она угощает нас всех урожаем винограда и фруктов. Она заставляет всех нас  вспомнить про теплые пледы и легкие куртки. Она обнимает всех нас запахом утренних туманов и горящей листвы.

Осень – золотая пора для шутников и юмористов.  У них всегда есть в запасе коллекция шуток про осень. Некоторые из этих шуток нравятся и мне самому. Например:  «Осень начинается – юбка удлиняется».  Или вот еще: «Осень – это ежегодный лиственный  стриптиз».  И буквально сегодня по радио услышал еще одну шутку про осень: «Вот и снова пришла осень.  То самое время года, когда твоя шапка решает, какая у тебя будет прическа».

Осень в моих родных краях занимает свой трон, как я уже сказал, в октябре. Как занимает свой трон каждый вечер на небе луна и каждое утро – одна из звезд. Имя, которой все знают почти что с рождения.   И зовут ее - Солнце. Как занимает свой трон император, который захватил власть или атлет, победивший на соревнованиях.   Осень не просто занимает  свои позиции. Она  зачастую дает старт новому сезону в нашей жизни - сезону любви.


Записка двенадцатая


Осень - это вдохновение для музыкантов и художников, скульпторов и архитекторов. Остановлюсь я вначале, на музыкантах и на музыке.

Сначала Бог сотворил тишину. Но тишина была скучна и пуста. И Дух божий томился в этой тишине. И сказал Бог: «Да будет звук!» И звук этот был прекрасен и чист. Но некому было оценить его…

И решил Бог сотворить человека по образу своему. И да услышит он звук во всем многообразии и будет складывать звуки в мелодии. И сотворил Бог мужчину и женщину. Так появилась любовь. И благословил их Бог и сказал им: «Слушайте и будьте услышаны, творите музыку и воспевайте в ней любовь, несите ее миру…"

С тех самых пор любовь и музыка - неразлучны. А как еще показать всю эту невероятно — феерично-фантастичную гамму чувств, переполняющих тебя? И песни о возвышенных чувствах существуют столько же, сколько и сами чувства.

О чем это я? А вот о чем – еще одной ипостасей любви я бы назвал любовь к искусству.   Как известно, искусство – многогранно.   И здесь можно говорить о таких видах искусства, как литература и живопись, кинематограф и театр, хореография и музыка…

Вот именно на музыке, я и хочу остановиться более подробно, мой уважаемый читатель. Любовь и музыка — два чуда в нашей жизни. Наверно, ничто не вызывает таких сильных переживаний у нас, как настоящая любовь и хорошая музыка. Для кого-то любовь стала музыкой сердца и души, для кого-то музыка стала настоящей любовью. Думаю, что те и другие люди нашли многое для себя, в нашей непростой жизни.

У всех нас - самые различные музыкальные вкусы и пристрастия.  Кому-то нравится классическая музыка, а кому-то – клубная.   Кто-то без ума от музыки в стиле шансон, а кто-то от музыки в стиле хип-хоп.   Одни из нас днями напролет наслаждаются рок-музыкой, а другие – оперой. И как бы там ни было, любая музыка – прекрасна.  И именно, поэтому, я слушаю почти любую музыку, почти все музыкальные направления современной и не очень современной музыки.

А самое главное, мой дорогой читатель, что почти вся музыка, которую я слушаю и люблю - вызывает во мне бурю эмоций и впечатлений, и вдохновляет меня. На что вдохновляет?  – спросите тут же вы, и я вам сразу же отвечу.  Она вдохновляет меня на хорошее настроение и на различные переживания, на написание стихов и рассказов, и даже на написание собственной музыки.  Поэтому, без музыки жизнь моя была бы невозможна.  И моя любовь к музыке – это  навечно.

И еще, чуть было не забыл вам рассказать.   Если говорить, о современной популярной музыке, то в ней я, конечно, отдаю предпочтение песням о любви.  И для меня, вообще, не важно, в каком стиле,  и в каком жанре о ней поют, в какой тональности, и каким голосом. Песни о любви прекрасны для меня не потому что, их поют в стиле рок или в стиле шансон, а потому что, они о любви! И потому что, они просто есть на свете и их просто поют.   Поют эти песни - песни о любви.


Записка тринадцатая


Кроме музыки, в нашем мире, есть еще несколько весьма выразительных видов искусства. И следующий из них я бы назвал лечебным видом искусства и способом проявления своих эмоций, высказывания протеста и возможностью высказать все наболевшее.

Когда я попадаю в музей изобразительного искусства или в галерею (а это, к сожалению, случается не часто) у меня  возникает ощущение пребывания в каком-то таинственном мире. Кажется, что все портреты здесь разговаривают, а нарисованные на них люди вот-вот шагнут ко мне прямо из рамы. Прохожу дальше и отчетливо слышу пение птиц с какого-либо пейзажа и даже пытаюсь угадать, что за птичка поет. Попадаю в зал маринистов, и слух ласкает прибрежная волна, а иногда шум шторма перекрывает все звуки в нашей голове.   К слову говоря, маринистов я больше всех и люблю из всех направлений живописи. А если говорить в целом, то мое отношение к живописи, такое же, как и к музыке.  Можно сказать, что в мире живописи, как и в мире музыки, я - стопроцентный меломан. Я люблю многие виды живописи.


Записка четырнадцатая


Одним из самых современных видов искусства является искусство кино. Оно зародилось намного позже всех остальных видов искусства и сегодня оно, безусловно, одно из самых популярных искусств на планете.  Ему всего несколько десятилетий, но за этот короткий промежуток времени оно стало поистине народным искусством.  И в нашей стране и за ее пределами.

В мире кино я не могу назвать себя меломаном, как, например, в мире музыки или в мире живописи.   Потому что мне, мой дорогой читатель,  нравится только пару жанров кинематографа.   Один из них – это комедия.  Ибо она поднимает настроение и позволяет посмотреть на многие проблемы нашей жизни с другой стороны.  Через призму юмора и сатиры, иронии и сарказма. Если над проблемой посмеяться – то проблема уже наполовину решена.

И, само собой, в мире кинематографа я ценил, ценю, и всегда буду ценить -  мелодраму. Потому что, в этом жанре, как нигде в другом,  на первое место выходят – чувства, переживания и эмоции людей. То есть, именно то, чего так не хватает всем нам в нашей повседневной суетливой жизни.  Кроме того, мелодрама для меня – это возможность взглянуть на жизнь людей изнутри.  На их психологию и  их истинные мечты и желания. А одно из самых главных желаний, всех без исключения людей на планете,  – это желание любить и быть любимым/любимой. И вот о нем говорится почти во всех мелодрамах.  В этом и кроется одна из причин моей любви к этому жанру киноискусства.
 

Записка пятнадцатая


Если вы одновременно желаете попасть в мир музыки, танца и выразительного чтения, то тогда я приглашаю вас в театр.  Потому что, театр – это особое и уникальное место в мире искусства. Уникально и неповторимо даже здание любого театра.  Ведь оно значительно отличается от других зданий  оригинальным фасадом, необыкновенной архитектурой и огромными резными дверями, за которыми скрывается театральный мир.
 
Но самое неповторимое в театре – это, конечно же, его атмосфера. Театр, в отличие от киноискусства, - это мир живого слова, живой музыки и живой души. И моя душа  во время спектакля  тоже на сцене: она поёт и танцует, плачет и смеётся, любит и ненавидит, горюет и радуется, вместе с артистами театра.

Довольно-таки часто в наши дни можно услышать разговоры о том, что театр в связи с появлением телевидения, интернета и кинематографа, окончательно уйдёт в небытие. Спешу не согласиться с этим суждением. Потому что, телевидение и интернет существуют уже несколько десятилетий, но я не слышал за это время ни разу, чтобы закрылся хоть один театр. Наоборот, несколько новых театров открылось в ближайшем ко мне городе, в последние годы. По крайней мере, те театры, которые я посещал и посещаю, работают в том же режиме, что и много лет назад. И партер, и галёрка и ложа в них не пустуют.  Тем, кто любит театр, его невозможно заменить ни чем другим и сравнить ни с чем другим. Так что, как и столетия,  назад, так и сейчас, можно смело утверждать, что театр – жив!

Сказать, что я люблю театр – это ничего не сказать.  Хоть и времени на него постоянно и катастрофически не хватает, к сожалению.
 

Записка шестнадцатая


В любом виде искусства есть такое понятие, как шедевр.  Когда мы слушаем, смотрим или читаем какой-либо шедевр – то для нас обычно не имеет значение, о чем он.  Потому что, он изначально и в любом случае - произведение высшего класса и высшей пробы.  Его тематика, его сюжет и его жанр отходят на второй план для нас.

В нашем мире огромное количество бестселлеров в самых разных видах искусства. Все они, без преувеличения, – золотой фонд мировой художественной культуры.

Лично для меня шедевром является почти любое художественное произведение.  Главное, чтобы оно было о любви.
 

Записка семнадцатая


В каждом человеке есть свои достоинства и недостатки.  И это вполне нормальное явление. При чем, если какого-то достоинства в человеке слишком много – то оно зачастую становится недостатком. А если какого-то недостатка слишком мало, то он наоборот становится достоинством этой личности. Ибо, всё хорошо в меру.

Я хочу рассказать тебе, мой уважаемый читатель, об одном из человеческих качеств. Лично меня это качество в людях завораживает, останавливает и вызывает желание испытать нечто подобное.   Либо как можно быстрее убежать от слепящего чувства восторга, которым искрятся увлеченные. Они как влюбленные, встречаясь с которыми, люди не могут скрыть своего отношения к жизни, радости и любви.

Примеры для раскрытия этого качества можно найти во многих произведениях русских писателей. Очень яркими и показательными примерами являются, на мой взгляд, образ Левши в одноименном рассказе Николая Лескова или образ учительницы французского языка – Лидии Михайловны, в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского».
 
В этой главе я уже несколько раз использовал слово «качество» и слово «любовь». Потому что, в данном контексте, эти слова, почти что, слова – синонимы.  Ведь речь идет о любви к своему делу, к своей работе и к своей профессии.

Работа и труд, как мы все прекрасно знаем, превратила обезьяну в человека. Хотя, много кто в этом сейчас сомневается, но факт остается фактом: человек и в самом деле без работы не может существовать. Как гласит русская пословица - Сталь закаливается в огне - а человек в труде. Ведь работа - это жизнь, которая имеет какой-либо смысл. Мне кажется, что чем больше человек работает, тем более он ощущает свою ценность, ощущает, что он нужен не только себе и своим близким, но и всему обществу. А ощущение своей значимости – одно из наиважнейших желаний и потребностей человека. Оно ему нужно, как воздух, как вода и как пища.  И наша работа, наша профессия, наше любимое дело или хобби дает нам возможность  чувствовать и ощущать свою значимость в этом мире.

И чем больше мы ощущаем свою значимость и значимость своего труда – тем больше нам хочется этим трудом заниматься. Это чуть ли не главный стимул и мотивация в труде.  И я думаю, что именно благодаря этой мотивации появились шедевры архитектуры и живописи, скульптуры и поэзии, музыки и литературы.  Я уверен, что благодаря именно этому стимулу в конце позапрошлого столетия в Париже вознеслась в небо знаменитая трехсотметровая Эйфелева башня, а четыре века до этого, Леонардо да Винчи написал свою бессмертную «Джоконду». Я считаю, что благодаря именно этой мотивации появились на свет в позапрошлом столетии бестселлер русской и мировой литературы - «Анна Каренина» и бестселлер русской и мировой классической музыки – «Лебединое озеро». Я предполагаю, что благодаря именно этому стимулу несколько столетий назад в Риме был построен в ложбине трех холмов знаменитый Колизей, а в Волгограде, на Мамаевом кургане – монумент «Родина-мать, зовёт!» И тот и другой, без преувеличения, - эталон мирового зодчества и мировой скульптуры.
 
Кроме того,  работа скрашивает нашу жизнь, дает возможность учиться чему-то каждый день и развиваться. И, в конце концов, и это немаловажный фактор, - работа дает нам возможность зарабатывать себе на хлеб насущный. А те люди, которым нравится их работа и оплата труда за нее – считают себя счастливыми людьми.  Хотя, денег много не бывает, как известно, и, я сомневаюсь, что кого-то из нас полностью устраивает его заработная плата.


Записка восемнадцатая


Могу ли я сказать, что мне нравится моя профессия и моя работа? Да, мой уважаемый читатель! Я из тех, кто выбирал свою профессию сердцем, а не разумом.  Я из тех, кому нравится его работа и он не разу не пожалел о выбранной им специальности. Я из тех, кто не ходит на работу, как на каторгу, а ходит на нее, как на праздник.

Великий китайский философ Конфуций когда-то сказал: «Если ты любишь свое дело, это – не работа, это увлекательнейшее путешествие к мечте». Вот и я каждый день совершаю это увлекательнейшее путешествие к мечте. К своей мечте.

Тем более что кроме своей основной работы и своего основного занятия, которые дают мне возможность заработать на хлеб насущный, у меня много и других увлечений и любимых занятий.  И одно из этих увлечений – это музыка и литература.

Когда мне кто-то из знакомых говорит, что ему бывает скучно – мне смешно это слышать. Как может быть скучно, если есть множество любимых занятий? Лично мне почти никогда не бывает скучно. Кроме того, как говорил наш знаменитый соотечественник, ученый-биолог  Иван Сеченов – «Лучший отдых – это не полный покой, а смена деятельности». Меняйте свои хобби и увлечения в течение одного дня и в течение всей жизни - и будет вам счастье.

Я всегда знаю, чем себя занять. Потому что,  у меня есть несколько любимых дел и любимых занятий, которые проносят мне массу положительных эмоций и прекрасного настроения.  Поэтому,  чувство грусти, тоски и печали мне тоже почти не незнакомо. А все потому что, друзья мои, у меня в сердце живет любовь.  Любовь к своей работе, к своим увлечениям и к своим занятиям. А когда в сердце человека живет любовь – разве бывает  этот человек несчастлив? Я думаю, что нет. Вот и себя я считаю вполне счастливым человеком.   Чего и тебе желаю, мой драгоценный читатель.


Записка девятнадцатая


Позвольте  мне поделиться с вами еще одной мыслью. А точнее – мыслями.   Об еще одной разновидности любви.
 
Именно этой разновидности любви посвящены почти все литературные, кинематографические и музыкальные произведения в мире. Именно об этой любви мечтают миллионы людей на планете и ждут ее, порой, всю свою жизнь.   А затем, хранят воспоминания о ней, как зеницу ока.   Именно, эта любовь заставляет нас улыбаться и плакать, радоваться и грустить, и вообще, резко менять наше настроение.  Именно об этой любви мы часто думаем вечерами перед сном и от того долго не можем уснуть. И именно из-за этой любви нам тепло лютой зимой и прохладно жарким летом.

Я говорю, о чувственной любви.  О той самой любви, которую древние греки когда-то назвали «эрос». С чем ее можно сравнить, мой многоуважаемый читатель?

Сложный вопрос, но я постараюсь и вам и самому себе, на него ответить.  Любовь – это нежность. Она тёплая и парящая, летящая над землей, над людскими душами, в поисках пристанища в их сердцах.  Любовь – это лекарство от одиночества.  А одиночество – одно из самых страшных ощущений на свете, как мне кажется.  Любовь – это чувства и переживания, захватывающие нас в свой плен, и не отпускающие уже никогда. Любовь – это шквал очень сильных эмоций, которые увлекают нас  в костёр наслаждений и страданий, где огромная температура плавит наши окаменевшие сердца.   Любовь – это могучая симфония, разыгранная  тысячами инструментов нашей души. Любовь – это музыка, рожденная в наших сердцах. 

А еще, мой драгоценный читатель, я бы сравнил чувственную любовь с горьким шоколадом.  В том смысле, что вроде сладко и вкусно, но в тоже время горько.  Я могу сравнить любовь еще и с кирпичом, без которого не построить ни один дом. Дом, который носит название «Хорошая и счастливая жизнь».  И даже  можно сравнить ее с наркотиком,  который  всегда хочется и нельзя отвыкнуть от него.  Мы привязаны к нему, и мы не можем оторваться.   Ведь любовь, как наркотик, который мы хотим больше и больше.   И последнее, с чем бы я сравнил эту разновидность любви – это стихия. А точнее – ураган, который всё крушит на своём пути и после которого ничего не будет, как прежде.


Записка двадцатая


Я – обычный человек и мне не чужда эта разновидность любви, впрочем, как и другие разновидности тоже. Помню ли я, когда в первый раз я столкнулся с этим видом любви? Конечно, помню, мой дорогой читатель. Помню ли я, как звали объект моей первой любви? Разумеется, помню.  Помню ли я те эмоции, которые сопровождали мою первую подобную любовь?  Естественно, помню. Я помню всё...

Но рассказать вам я хочу не о первой своей любви, которая была, как первый блин комом. И даже не о второй и не о третьей подобной истории, которые постигла примерно та же участь, что и первую историю.  Таких историй в моей жизни и в жизни почти всех моих читателей было много, я подозреваю.  И говорить о каждой из них – нет никакого смысла. Все эти истории, хоть и имели место быть в нашей жизни, но прошли они все, по сути, в холостую.   То есть, последствий и результатов у этих историй не было.

Наивысшим результатом и главным итогом чувственной любви должно быть, как я считаю, создание семьи и общие дети. И именно о такой любви я и хочу вам немного поведать в этом рассказе.


Записка двадцать первая


Эта история, на сей момент, единственная в моей жизни.  И произошла  она несколько лет назад.   В моей любимой станице и в мое любимое время года.

Отличалась ли она чем-нибудь от других подобных историй? Как это не романтично звучит, но - нет! Не отличалась.  Это была моя очередная обычная  история любви. Отличалась ли она особенностями сюжета и развитием событий? О, нет, мой любимый  читатель! Все было, как по накатанной. Отличался ли объект моей любви от предыдущих подобных объектов? И опять я отвечу вам – Нет, не отличался.

Так почему же я о ней помню до сих пор,  и решил вам о ней рассказать? Я обязательно отвечу вам на этот вопрос.   И постараюсь сделать это весьма лаконично.


Записка двадцать вторая


На это было всего две объективные причины.

Причина первая – эта история любви была, без преувеличения, – счастливой. В каком смысле - счастливой? А в том, что чувства в ней были взаимны. Во всех смыслах этого слова.  Да, мой уважаемый читатель! Отличие этой истории от большинства других подобных историй  - любил, в данном случае, не только я, но любили и меня.  И это прекрасно.  Это дало мне понять, чуть ли не впервые в жизни, что любовь бывает взаимной и разделенной.

Глаза моей избранницы горели в момент наших встреч, так как же ярко, как горели и мои глаза. Сердце моей любимой пылало такими же чувствами, как и мое сердце. Огонь любви, который метался в ее груди  – метался и в моей груди.  Нежные слова и признания, которые она говорила мне  – повторялись эхом и в моих нежных словах и признаниях.  Взгляд, которым она согревала меня  – был и в моих глазах.  Поступки, которые она совершала для меня и ради меня   – я совершал и для нее и ради нее.  Все, что она делала и говорила,  отражалось,  словно в зеркале. А этим зеркалом был я. Потому что, я делал и говорил ей  то же самое, что и она  говорила мне  и делала для меня. И я, мой уважаемый читатель,  каждый день, каждый час и каждое мгновение чувствовал это. Чувствовал ее любовь.  И именно поэтому эта история чувственной любви запомнилась мне, и я решил вам рассказать о ней.

Моя избранница была на редкость добра и нежна, ласкова и внимательна, тактична со мной. Но самое главное ее достоинство было в другом - она любила меня! Видел ли и ценил ли я это все? Скорее нет, чем да. Потому что, человек так устроен, что он редко испытывает чувство благодарности за что-либо. Вы, думаете, что я - исключение? Нет! Я не исключение.  Я совершаю те же самые ошибки, которые совершают миллионы людей на планете. И одна из важнейших наших ошибок отражена в одной из русских пословиц - Что имеем - не храним, потерявши – плачем…


Записка двадцать третья


Я обещал вам рассказать об еще одной причине.  И я обязательно сдержу свое слово. Итак, причина вторая.
 
Я уже говорил о том, что результатом чувственной любви должно быть наличие семейных уз и общих детей. Было ли это всё в истории, о которой я начал вам рассказывать? Безусловно, было!

И логическим продолжением этой истории были, как я уже сказал, семейные отношения  и общие дети. Возможна  ли без этих составляющих чувственная любовь, и переходящая из нее – счастливая семья? Я думаю, что нет.  И со мной, видимо, согласятся многие мои читатели.


Записка двадцать четвертая


И поэтому из чувственной любви выходит еще одна разновидность любви, о которой я хотел бы вам рассказать.  Сравнима ли она с другими разновидностями любви? Может ли она с ними сравниться или конкурировать? Нет, нет, и еще раз нет! – отвечу я тебе, мой любимый читатель.

Известный аргентинский психотерапевт Хорхе Букай однажды сказал:  «Любить — это значит бескорыстно создавать условия для того, чтобы другой был тем, кто он есть». Он сказал это о любви к своим собственным детям.  В психологии  это чувство получило название – чадолюбие.

Так чем же оно отличается от других видов любви? Я попытаюсь ответить на этот вопрос.

Большинство родителей любят своих детей.  И в отличие от других типов любви -  ребенок не должен постоянно заслуживать эту любовь и поэтому у него всегда это прекрасно получается. Вот смотрите: мать держит на руках своё новорожденное дитя. Она его любит? Конечно. А ему надо что-то специально делать, чтобы она его любила? Конечно, нет. Он может ей улыбаться или громко кричать, может уронить погремушку или испачкать пеленки, но она всё равно его любит. Мать любит новорожденного без всяких условий — просто так. Вот формула безусловной материнской любви: «Делай, что хочешь, я всё равно тебя люблю. Я могу злиться на твое поведение, но я не перестаю тебя любить».

Можем ли мы так же любить своих жен и мужей,  своих родителей и друзей, своих соседей или коллег по работе? Большинство из нас ответят – Нет! Не можем! Вот в этом-то и отличие чадолюбия от других разновидностей любви. Мы все равно и всегда любили, любим и будем любить своих детей.  Несмотря ни на что.

Вы, думаете, что ваш покорный слуга  -  исключение из этого правила? Нет, друзья моя! Я такой же, как и тысячи и миллионы родителей на свете.  Я тоже люблю своего ребенка, так же, как любят все родители своих детей по всему миру. На всех континентах Земли и во всех странах - от Америки до Японии, и от Норвегии до Австралии.  И считаю, что, в данном случае, много любви не бывает.  И лучше, в данном контексте, «залюбить», чем «не долюбить».
 

Записка двадцать пятая

 
Под занавес своего рассказа, я хочу, сказать тебе вот что, мой дорогой читатель…  Я хочу процитировать фрагмент из одной из самых древних книг мира – Библии. Эту цитату, я так думаю,  знают и хоть раз в жизни слышали, почти все мои читатели.

И именно этой фразой я хочу закончить свой рассказ: «Да любите друг друга! Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга!»

Любите друг друга, дорогие мои читатели, и будьте счастливы! И помните, что всё в этом мире начинается, именно, с любви...

Конец.

1 октября 2017 года.


Рецензии