Свобода

Зябким прохладным вечером я дожидался подходящего автобуса на оживленной транспортной остановке. Ускользающие автобусы не моего маршрута заглядывали на миг и лениво забирали заждавшихся пассажиров. Мои глаза пытались найти интересные моменты в этой обстановке, а одна из любимых композиций занимала мои уши вместе с мп3 плеером. Все было знакомо и однообразно, а музыка уже поднадоела подпевать привычные мотивы, и я решил далее продолжить читать интересную книгу на телефоне. Я взглядом устремился в свой небольшой смартфончик и жадно начал пробегать глазами по строчкам, а плеер медленно спрятал отдыхать в карман. Как обычно, я очень быстро втянулся в интересные повествования автора, как вдруг меня перебил какой то мужской голос. Я отвлекся и уставился на него, но не воспринял вопроса. Мои мысли о книге расплывчато исчезали, и я рассматривал этого человека. Он, докуривая свою сигарету, видимо догадался, что я его не расслышал, переспросил:
- До селицкого на каком доехать?
Я ждал тот же самый автобус, и сходу ему ответил:
- Вот через минуту будет следующий!
Я тут же хотел продолжить свою погружение в чтение, как тут мужчина, почувствовав коммуникацию, продолжил что-то бормотать. То ли от сиюминутного любопытства, то ли от маломальского уважения, я прислушался что он говорит.
- Вот только что с зоны, 15 лет отмотал! Не знаю, как даже домой доехать, к маме.
Я было дело попытался дальше продолжить свое эгоистичное поглощение текстов, как вдруг мне стало не ловко перед этим радостным, и в то же время жалким мужчиной. Я обратил внимание, он почувствовал потенциального собеседника и продолжал пытаться передавать свои эмоции и переживания.
- Ни за что, подставили! 15 лет вообще дня и света не видел! - что то в этом духе продолжал делиться своими переживаниями этот худощавый, на вид простой мужичок.
Я еле улавливал смысл его простых слов, но погрузился в наблюдения и изучения этого не стандартного гражданина. Длинный нос, очень глубокие скулы, уставший вид и очень маленькие глаза, через которые лилось столько детского удивления и радости чему то происходящему. Он был одет в самую простую неприметную одежду 10 летней давности и сдалека похож на обычного алкаша. Но его выражения лица было не такое - потерянное и безнадежное, без единой светлой эмоции на лице, а в точности наоборот. Я давно не видел столько детских эмоций в замученном, староватом мужском лице.
По мере пробегания моих мыслей и поверхностного прослушивания его речей, я односложно отвечал ему что-то на его слова, и когда подъехал наш автобус, уведомил его об этом.
В автобусе мы стали рядом, по мере движения транспорта я пытался смотреть в окно, дабы не пропустить контроллера, и уже с неподдельным интересом начал слушать его дальше. На вид и по ощущениям он не был каким то агрессивным, опасным, ассоциальным человеком, впрочем, наоборот, исключая его характерный в этой ситуации внешний вид. Я не мог оторвать взгляда от его изумленного лица. Ему было интересно абсолютно все, впрочем, так же и ничего не понятно. Он не пытался что-то понимать, а все рассматривал и дико поражался увиденному. Ему было интересно каждый столб, он был рад заваленной машинами обочине, каждому рекламному плкату и таблу, серовато-синему цвету осеннего неба и всему прочему, что ему попадалось на глаза. Его взгляд так молниеносно бегло пробегал, а сам был он настолько рад, что слезы выступали на глазах.
- Света божего не видел! 15 лет не видел! - далее откровеничал он. - За оружие, не скрываю... За хранение! Гранаты. Немецкие автоматы, пистолеты, штык ножи! - так желанно поделился он, хотя мне было и не ловко спрашивать о произошедшей несправдливости.
- Не действующего?! - переспросил я.
- Да, как коллекционирование. Мы в четвером занимались этим, я на себя все взял! - далее откровеничал этот чрезмерно жизнерадостный мужичок. - К маме еду, 15 лет не видел, представляешь, сейчас прихожу и увижу! - продолжил он, теряясь в мыслях, в эмоциях и во всем происходящем.
Я слушал часть его слов, наблюдал за ним и пытался осознать его ситуацию. При всей моей богатой фантазии, я, честно сказать, наверное так и не смог представить, какого это... 15 лет не видеть маму. Но попытался представить предстоящую встречу, и с надеждой, что ему будут так же безмерно рады, у меня выползла на ружу неконтролируемая улыбка ему в ответ.
- 15 лет вообще солнце не видел! - снова повторялся он.
Я немножко уже устал от этих красочных метафор, как вдруг он начал конкретезировать свои слова:
- Глубокое знаешь? - спросил у меня он полуриторический вопрос.
- Сгущенка там хорошая, знаю что есть! - позитивно ответил я.
- Так вот там и был все это время. Тюрьма под землей, 15 лет без солнца! Режим жесткий, даже покурить по расписанию! Не... лучше тут на воле, с пивом и девками.. - по мальчишески продолжал рассуждать и делитсья впечатлениями этот взрослый мужик.
- И не было доступа на улицу?! - удивленно спросил я.
- Нет! Все время под землей, только ночью редко прогулка на пару минут, чтобы никто не видел, под присмотром и обратно, на колени, за спину руки... - откровенно и охотно рассказывал он.
Я потерял снова его слова в шуме автобуса и собственных мыслей. Честно себе признаться, я от представленного был немного шокирован. Такого не приходилось видеть даже в кино, разве что в шуточном, аля форсаж 8. И я с искреннем сочувствием смотрел на него и улыбался вместе с ним. Мне был чистосеречно радостно от его реакции на волю, на свежий воздух, на людей вокруг. И на то, как он предвкушал встречу дома, в родном доме. Мы моментом познакомились друг с другом, просто представившись, ему так не терпелось спросить мое имя и представиться самосу. Он, видимо по привычке, сильно сжал рукопожатие, и по каким то причинам не хотел отпускать и смотрел мне в глаза и сиял от радости. Кажется, вот-вот и он лопнет от такого простого факта - он может идти куда угодно и волен чувствовать, делать, наслаждаться тем, что есть у него сейчас. Все что дано и мне! Меня это так сильно поразило, что я закопался в свои размышления снова обо всем этом и скупо ему объяснял его остановку, параллельно  подглядывая инфомацию об этом в смартфоне. Вскоре мне выходить, а ему на следующей. Конечно же, у меня не было мыслей с ним подружиться или что-то в этом духе. Мне просто хотелось, чтобы он успел почувствовать все то, чего упустил. Я пытался придумать слова прощания, наиболее доброжелательные, потому что иначе не мог и не хотел. Я почему то за короткое время поездки так рад был за него, что на выходе мы снова пожали руки и я ему пожелал удачи и что-то в этом роде. Хотя, словами я не мог передать, что я проникся его восторгом о его свободе.
Я вышел, и думал об это до самого дома, о такой простой вещи - свобода в этом огромном мире. Я задумался, и понадеялся, что он не забудет, что это такое, время на свободе, и проведет дальше свою жизнь так, как он бы хотел, не то чтобы даже о чем мечтал, а просто по человечески банально успел то, чего упустил за это время. И больше всего, я словил себя на мысли, чтобы я сам не забыл, что такое свобода, и что я смог "пережить" и прочувствовать за это время, в отличии он него. Не хотя я сравнивал себя с ним, его и свою ситуацию, и мне было стыдно, что у меня порой бывают мысли, что в жизни что-то идет не так или что-то не справедливо. Я надеюсь, что я не забуду, что значит - жизнь и свобода и буду чаще не задаваться вопросами о справедливости...


Рецензии