Народный герой

В конце позапрошлого века одна "желтая" газетка "Волжский вестник", города Царицына (ныне  - Волгоград), поместила небольшую заметку под названием "Народный ли это герой?"

    Публикация начиналась так:
    "Странно и непонятно, господа,почему в народные герои выбирают людей, совершенно не достойных этого звания? Вот, к примеру, донской казак Степан Разин или - панибратски - Стенька, совсем уж не герой, а разбойник, грабитель и убийца, словом - преступник. С ватагой отчаянных головорезов, противопоставив себя приличному обществу, он вольно "гулял" по Дону и Волге, якобы борясь за народное дело против угнетателей. Да полноте: грабил лихой Стенька всех подряд - и угнетателей, и угнетенных, убирал с дороги всех неугодных, мешавших ему разбойничать"...

    В самом деле, удивительно, думаем мы сегодня: народ-то даже песни про Стеньку слагал, прославляя его "геройства"! И как проникновенно исполняли и продолжают исполнять самые знаменитые певцы известную песню "Из-за острова на стрежень...". Будто эпическую поэму разворачивают перед слушателем. Вот, мол, нате вам, проникайтесь гордостью за народного заступника Степана Разина...
   
    Да нет же, не заступник он никакой, как верно было сказано в царицынской газетке, а просто душегуб. "И за борт ее бросает в набежавшую волну...". После этих слов и затем фразы насчет "подарка" матушке-Волге от донского казака у нормального человека мороз по коже подирает, и тем не менее, в концертных залах за такими залихватскими словами всегда следуют "бурные и продолжительные". Ах, какой широкой души удалец был на земле русской! Да уж, нашли, чем восхищаться, нечего сказать. Пребывая в тяжком похмелье, жестоко бросил в воду - зато с каким патриотическим размахом! - ни в чем не повинную персидскую княжну, и хоть бы хны. Нет, это не народный герой, а просто монстр какой-то. Им детей пугать, а не в песнях о нем рассказывать. Впрочем, есть поговорка - "каков поп, таков и приход". Здесь нужно бы поменять местами слова, и тогда получилось бы "каков приход, таков и его поп".

    "А княжну-то спасли", -сообщала далее упомянутая газетка. Оказывается, ходила-похаживала такая версия. Нашелся будто бы среди разбойничьей команды порядочный человек. Под шумок, когда все пили за "мужской поступок" атамана и по-очереди лобызали его, смельчак прыгнул в воду, подхватил княжну, добрался с ней вплавь до берега, да и был таков. Возможно, правда, что вовсе и не человеколюбивые соображения руководили им, не сострадание к выброшенной за борт "бабе", с которой всю ночь "провожжался" Стенька, и на которую чуть-было не "променял" товарищей. Нет, в те дикие и темные времена люди еще не додумались до высокого гуманизма. Просто решительный спасатель сообразил, что ежели он вытащит из воды такую "золотую рыбку" еще живой, то сможет за нее получить золота столько, сколько пожелает.

    На берегу он будто бы привел девушку в чувство. Мы не знаем и не хотим знать, что было дальше и чем отплатила княжна за свое спасение от смерти да и от атамана разбойничьей шайки  тоже - этого грубияна и насильника. Но она привязалась к спасителю и преданно служила ему в их долгом походе в город Дербент, где тогда был огромный, как бы "всеазиатский" невольничий рынок. На этот-то базар частенько приезжали и соотечественники княжны. Намеревался ли спаситель каким-то способом вернуть княжну ее отцу за выкуп или же продать кому-нибудь, как простую рабыню, увы, неизвестно. Также забыто имя благодетеля княжны.
    "Зато в памяти народной",- опять цитируем газету,- "каким-то непонятным образом удержалось имя персидской княжны - Сорейя"...
    Она была дочкой небогатого князька, скромные владения которого на южном берегу Каспийского моря многократно подвергались набегам разбойничьей ватаги Стеньки Разина и других "героев" того смутного времени.


Рецензии
:-) Тема вечная.... Кому герой, а кому хоть в ... зарой... :-)

Артур Грей Эсквайр   01.10.2017 23:55     Заявить о нарушении