Былинные земли. Край апостольский
Если исходить из практики довеликокняжеского разделения земель на удельные территории, то кто-то из удельных князей должен был обязательно властвовать в притягательном Лепельском крае.
Избарский – та самая личность? Что ж, его фамилия не только созвучна Великому бору, который охватывал западное побережье Лепельского озера с южной стороны и вплотную подбирался к Старому Изабелину, но также единственный представитель княжеского рода в волости Лепль на том побережье. Это обстоятельство рельефно свидетельствует о его принадлежности к давнему прошлому.
Кандидат исторических наук Вячеслав Носевич склонен полагать, что Избарский - это князь Збаражский, занявший в государственной иерархической лестнице ВКЛ одну из ступенек. Не мудрено: выходцы с исконных беларусских земель становились впоследствии «литовскими людьми»: как в свое время те же Сапеги. «Литовский» - значит принадлежащий государству, ВКЛ, которое расшифровывалось как Великое княжество Литовское, объединившее удельные образования. Представители этого рода становились не только лояльными новой власти и защищали ее, но меняли также веру – переходили из православия в католицизм. Вот почему в обширном христианском крае, каким являлась Полоччизна, возникали «литовские» области. Это итог более чем двухсотлетнего управления территориями из Вильно.
Старый Изабелин стал центром литовского управления на Лепельщине?
Пока ясно одно: Старый Изабелин – ровесник сапеговских дарований однозначно и центр монастырских владений, приписанных к Вильно. То, что он находился на западном берегу Эссы, делает правдоподобной версию о сопоставлении его с другим названием - Есе. Первоначально он мог так называться.
И возник как противоположность Старому Лепелю? Трудно сказать. Может быть, наоборот, Старый Изабелин - более ранний? А Старый Лепель - тот «литовский город».
Во всяком случае, место при Эссе (Есе) было очень удобным для западной экспансии – уютно располагалось на водном торговом маршруте, и было защищено топкой речушкой Гать с севера. Католический приход напрашивался в связи с расширением великокняжеского влияния, ибо Полоцкая земля основывалась, повторюсь, на православном движении.
Есть еще один нюанс. Не будем забывать, что Лепельский край в период ВКЛ становился центром винодельческого зелья. Тот же лепельский помещик Михаил Кусцинский в том же «Географическом словаре Царства Польского и других славянских стран», изданном в Варшаве, писал: «Когда в 1541 году очередной король польский Сигизмунд I основал витебскую плебанию, то, с согласия Вильнюсского кафедрального собора, закрепил за ней ряд имений, в том числе и Лепельское, а для содержания ввел монополию на продажу спиртных напитков». По уточненным данным, это произошло в 1561 году. Не столь важно, в том смысле, что обе даты - канун похода Грозного в Полоччизну под стягом защиты православного образа жизни.
...Неподалеку лежало небольшое Святое озеро и начиналась Улла, в названии которой присутствовала богоявленная лексика: Улла от слова Улана, а в переводе с исландского - «апостол», божий посланник. Сам Бог покровительствовал местности, за которую разворачивались нешуточные баталии.
(Окончание следует).
На снимке: Эсса вблизи Старого Изабелина.
01.10/17
Свидетельство о публикации №217100100426