Зловещее подполье

Чтобы избежать наказания за убийство местного жителя, мигрант спрятал его труп прямо под домом, где нашел себе временное пристанище.

…Поздней осенью немало бывает забот у работящего человека. Особенно если проживает в собственном доме, где готовиться к зиме нужно не забывая о мелочах. И тут отличного помощника вырастил себе к преклонным годам Леонид. Чуть ли не каждый день бывает у него, проживавшего в одиночестве, сын Олег. И особенно радует общение, если выпадает совместный выходной у обоих на работе. Тогда непременно хлопочут плечом к плечу по хозяйству.
Так было и в воскресенье, уже отмеченное первым снежным зазимком, когда пора настала завершать последние приготовления к наступающим морозам. С самого утра оба хорошо потрудились на отцовском подворье, а во время обеда, когда сытно угостившись, сын уже собирался уходить к себе в собственную семью, оба договорились на предстоящей неделе, во вторник встретиться вновь. С тем, чтобы и у Олега полностью завершить начатые дома дела.
Отработав в понедельник смену, вечером Перегудов-младший набрал на мобильнике знакомый номер отца, чтобы поинтересоваться и его, всегда крепким, самочувствием, и планами Леонида Петровича на завтрашнюю встречу. Но поговорить им не удалось, так как абонентский номер оказался недоступным.
Ближе к полуночи телефон тоже не отвечал. Потому, обуреваемый тревогой, Олег уже с рассветом приехал к отчиму дому, в столь ранний час все еще стоявшему с потушенными окнами. Поднявшись на крыльцо, он вознамерился устроить отцу побудку – постучать в дверь. Однако опустил, занесенную, было, для этого  руку. Поскольку увидел перед собой крепкий пробой с навесным замком, запертым хозяином перед уходом со двора.
В поисках отца, или хотя бы подробностей о причинах его отсутствия дома, молодой человек обошел ближайших соседей. И все напрасно. Последний раз они видели того еще воскресным вечером, когда проводив сына, Леонид Петрович гостил то у одного, то у другого, не спеша возвращаться к себе в холостяцкое одиночество. Вот и пришлось Олегу, после расспросов людей,  отправился прямиком в полицию. С заявлением о пропаже родного ему человека.
Там отнеслись к его тревоге с пониманием. Объявили Леонида Петровича в розыск. Разослали ориентировки по кассам продажи билетов на междугородний транспорт, отправляющийся из Бийска в другие места.
По истечению времени, отпущенного на проверку больниц и даже моргов округи, где могли бы найтись следы Перегудова-старшего, сотрудники правоохранительных органов повторили путь, уже пройденный заявителем по соседям.
Такой обход подворий принес похожий след. В двух местах хозяева вспомнили о том, как при них гость отвечал по своему мобильнику неизвестной женщине, просившей у него на время пилу-болгарку для бытовых целей. И уговорила-таки. Потому что к себе он уходил, чтобы выполнить столь назойливую просьбу.
Проверка соединений сотовой связи, осуществленных с телефона Леонида Петровича, вывела полицейских на проживавшую на той же улице микрорайона частной застройки Людмилу Давыдову.
К тому моменту она уже была наслышана о пропаже Перегудова. Только помочь следствию ничем не смогла. Рассказала, что в тот воскресный день она после обеда ушла на работу, откуда по просьбе своего сожителя Юрия Грошева связалась с Леонидом Петровичем, в надежде, что хозяйственный сосед позволит поработать с его пилой-болгаркой ее неофициальному супругу, затеявшему мелкий ремонт. Уговорить удалось, хотя и не сразу. Зато на другой день, вернувшись с работы, женщина порадовалась тому, как все получилось у ее пятидесятилетнего сожителя, успевшего, к тому же, навести в избе после ремонта полный порядок.
По всему выходило, что последним, кто общался с пропавшим человеком, мог быть, этот самый Юрий Грошев, предъявивший следователю паспорт гражданина одного из государств, образовавшихся после распада бывшего Советского Союза. Заодно на свет мужчина извлек свой диплом об окончании высшего учебного заведения, а также удостоверение участника боевых действий и целую горсть государственных наград, какими был отмечен его ратный путь в горячих точках, где сумел геройски проявить себя от имени, не существующей, ныне могучей страны. Только и он утверждал, что взяв на время электрический инструмент, больше с хозяином пилы-болгарки не встречался.
Опять потянулись дни рутинной работы по переписке и звонкам с теми, кто мог знать о судьбе пропавшего владельца частного особняка. Заодно следствие поинтересовалось и дополнительными данными обо всех, кто давал свои показания, начиная от Олега Перегудова и завершая мигрантом с его боевым прошлым. И вот тут выявились факты, в ином свете отражавшие личность сожителя Людмилы Давыдовой.
Оказалось, что за пару лет до текущих событий, она приняла у себя в доме не просто мигранта, а постояльца с криминальным прошлым, только что освободившимся из мест лишения свободы, где успел побывать несколько раз за кражи и грабеж, осуществленные на Урале, откуда судьба занесла бывшего уголовника на Алтай. Только и в Бийске, где сначала поселился в частном доме, а потом создал неофициальную семью с его владелицей, Юрий не спешил менять образ жизни. Устраиваться на работу, в том числе и по специальности, не стал. Зато попался на краже и за полгода до описываемых событий попал на скамью подсудимых, где ему вынесли условное наказание, не связанное с реальной изоляцией от общества.
Такой шлейф противоправных проявлений усилил подозрения в отношении Юрия Грошева. Снова к нему по месту жительства полицейские пришли уже вместе с понятыми и ордером на проведение обыска, спустя два месяца после начала поисков Леонида Перегудова.
Теперь все и досконально осмотрев в комнатах, где ничего не скрывала владелица недвижимости Людмила Давыдова, они заглянули и в обшироное подполье с немалыми запасами на зиму овощей с огорода и стеклянных емкостей с домашней консервацией. А когда еще и попросили у хозяйки лопату, то сильно изменившийся в лице участник боевых действий взволнованно закричал, что не желает больше терзаться муками совести и готов рассказать всю правду.
Попросив перо и бумагу для написания заявления о явке с повинной, он сообщил свою версию пропажи владельца пилы-болгарки.
…Вскоре после того, как дал ему на время инструмент, Перегудов, будто бы среди ночи нагрянул к должнику. На его стук в окно, Грошев вышел во двор и открыл калитку визитеру, находившемуся в состоянии сильного алкогольного опьянения. В ответ на гостеприимство получил сильнейший удар в лицо кулаком. Следующего не последовало лишь потому, что Юрий пригласил драчуна в дом для объяснений. Но и там вместо слов, последовали удары. Защищаясь, Грошев схватил, лежавшее у печи полено и несколько раз ударил им нападавшего визитера по голове. Тот упал и затих. Поняв, что случилось непоправимое, сожитель хозяйки надел на голову жертвы полиэтиленовый пакет и спустил тело в подполье, где и закопал.
Выслушав рассказ, полицейские освободили от лишних корзин и банок место, указанное Грошевым и начали раскапывать криминальное захоронение, оказавшееся не привычной – округлой формы.
На глубине около полутора метров от утоптанного пола хранилища припасов, они нашли, уже сильно подвергнутый разложению, труп  мужчины с пакетом на голове, ручки которого были завязаны под подбородком. Другой веревкой шея несчастного оказалась притянутой к коленям. Видимо для того, чтобы захоронение не выдавало себя привычной формой могилы.
Вскрытие подтвердило слова раскаявшегося Грошева о том, что погиб Перегудов от ударов поленом по голове. Именно черепно-мозговая травма теменной области, вызвав кровоизлияние в окружающие мягкие ткани и вещество головного мозга, стала причиной смерти.
А вот все остальные утверждения подследственного рассыпались в прах после заключений, сделанных экспертами и показаний свидетеля, не заметившего опьянения у Леонида Петровича, когда тот пошел от него к себе давать на время просителю пилу-болгарку. На лице самого Грошева не были замечены следы телесных повреждений, какие бывают от ударов кулаками. Выяснилось, что не мог Перегудов, внешне значительно уступая и в росте, и в физической силе бывшему военному, броситься на того в драку. Уже то, что Юрий пригласил ночного гостя к себе в дом, говорило про отсутствие каких-либо опасений на его счет.
И далее в действиях Грошева не усмотрели необходимой обороны, как и превышение ее пределов. Недостоверными признали его доводы о противоправном и аморальном поведении будущей жертвы.
Последовавшее психологическое обследование обвиняемого показало и полное отсутствие у него в ту ночь физиологического или патологического аффекта, как и другого подобного эмоционального состояния. Он был признан вменяемым и подлежащим ответственности за то, что совершил. Тогда как о направленности злого умысла свидетельствовали способ и орудие преступления, количество, характер и локализация телесных повреждений, а также поведение виновного после совершения преступления.
В итоге действия Юрия Грошева были квалифицированы, как умышленное причинение смерти другому человеку. По совокупности преступлений, к назначенному осужденному наказанию за убийство, частично присоединили не отбытую им часть того, что ранее вынесли за кражу. Окончательно его приговорили к десяти годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.


Рецензии