21. Загадки воды и болотных топей

    Многие ли из читателей не испытают чувство ужаса, когда земля провалиться у них под ногами?  Болото в мифах народов мира всегда считается «гиблым местом», входом в нижний мир, населенным хтоническими чудовищами и злыми духами. По болоту блуждают огоньки, заманивая путников в трясину, сбивая с пути. Правда, иногда они указывают место клада. Мы знаем, что капища языческим богам обычно помещались по возвышениям. Но не всегда! Были капища и иного рода…
   Историки привыкли использовать летописи в качестве источников информации: с их помощью устанавливают даты правления тех или иных князей, битв и прочих реальных событий Древней Руси. Однако некоторые сообщения летописей требуют дополнительной расшифровки. Так, в Псковской летописи 1582 года (7090 год по старославянскому стилю) содержится следующее сообщение:  «... Того же лета изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша». О ком идет речь – о чудовищах во плоти или же мифических существах? Все современные рептилии относятся к так называемым пойкилотермным животным: температура их тела непостоянна, зависит от окружающей среды. Змеи и ящерицы средней полосы активны в теплое время года, с наступлением холодов они забиваются в укромные места и впадают в зимнюю спячку. Известные виды крокодилов и крупных варанов населяют тропические страны и в зимнюю спячку впадать неспособны. И в России  (в исторические времена) они никогда не встречались. Однако, опираясь на Псковскую летопись, можно построить ряд предположений.
1. О культурных связях древних славян и египтян: первые переняли у вторых культ поклонения крокодилу.
2. В реках и озерах России (как и всего севера Европы) жили (по крайней мере – в легендах) ящероподобными животные, вроде лохнесского чудовища. Хотя знаменитую «Несси» ученые до сих пор не нашли, но зато дали ей латинское наименование «Nessiterax rombopteryx» – «зверь из Несс с ромбовидными плавничками». Некоторые ученые предполагают, что, если бы «Несси» существовала в действительности, то она, скорее всего, оказалась бы одним из видов плезиозавров. Открытым остается вопрос о холоднокровности доисторических рептилий: теории современных палеонтологов не исключают наличие у древних рептилий механизмов терморегуляции.
3. Языческое божество Ящер – собирательный образ, непременный «участник» древних космогонических мифов. В основе древнерусских мифов о Драконе лежат мифы о Волосе, или Велесе, который, как мы помним, принимал вид покрытого чешуей змея или ящера. Его капища помещались по понижениям, и, возможно, на болотах. Прослеживается и более поздняя связь Велеса с Ящером, или Ящще, «коркоделом», которому приносили человеческие жертвы.
    По мнению историка Б. А. Рыбакова, в дохристианской и раннехристианской Руси почитали бога вод и подземного мира Яже, Ящще или Ящера (Jassa, V-VII вв.). К нему обращались с молениями о рыбных богатствах и водных путях. Его изображения сохранились, например, на деталях домов и ручках ковшей времен Древнего Новгорода. Их попадалось довольно много в культурных слоях X-XI века, а отдельные –даже в XIII веке. Более того, лютому «зверю-коркоделу», покровителю Ильменя и Волхова, приносили человеческие жертвы, которые впоследствии заменили подношением утвари и пищи, чучел из соломы. Постепенно образ Ящера слился с образом Водяного. На русском Севере, богатом озерами, культ ящера-«коркодела» просуществовал до более поздних времен. Ящер как фундамент земного мира был представлен на шаманских бляшках. Мотив двуглавых ящеров встречался на женских украшениях. Чудской двуглавый ящер одной головой заглатывал солнце, символизируя закат, а другой – изрыгал его, что означало рассвет.
  До середины прошлого века деревенские дети водили хоровод и напевали песенку-считалочку: «Сидит, сидит Яша под ракитовым кустом...» Тот, кого выбирал «Яша», выбывал из игры. Слова песенки и правила игры до сих пор помнят некоторые бабушки и дедушки. Но им невдомек, что в основе этой незамысловатой игры-считалочки лежит отголосок языческого обряда человеческого жертвоприношения богу Ящеру.
    В Мазуринской и Иоакимовской летописях (в пересказе Татищева) и «Велесовой книге» поминаются князь Словен, его брат Скиф, или Рус, а также сменивший Словена Вандал, занявшийся завоеваниями. «Велесову книгу» ряд ученых считает поздней подделкой. Пересказ Татищева носит следы художественной обработки, поэтому имена князей совпадают с названиями народов. Согласно этим легендам, у Словена имелся еще один брат, Волхв, т.е. волшебник, или Вольга Святославович. Его именем и была названа река Волхов. Именно он, принимая вид чудища, то ли крокодила, то ли дракона, ложился поперек реки, «залегая пути» иноземцам.
    Доказательством древнего культа Ящера (или Велеса в образе дракона) являются найденные археологами вщижские арки. Церковь во Вщиже напоминает знаменитую церковь Покрова на Нерли. Обе церкви были построена примерно в одно время, около 1160 г. Но, если церковь Покрова на Нерли сохраняла  память погибшего в бою князя Изяслава, то церковь во Вщиже была поставлена в честь выдачи замуж дочери князя Андрея Боголюбского за вщижского князя Святослава Владимировича. Вщижа, маленький княжеский городок, был связан с культурными центрами - Черниговым и Владимиром. Мастер Константин выполнил для новой церкви напрестольную сень по модели мира неоплатоника Козьмы Индикоплова. В ней, практически, отсутствуют христианские мотивы, но зато присутствуют языческие: движение солнца по небосклону (восход и заход); растительный орнамент, обозначающий землю, поля и нивы. Посевы охраняют семарглы. Держат всю конструкцию два ящера, олицетворяющие воду и подземный мир.
    В символических системах людей разных культур провалы в земле и топкие болота или наполненные водой глубокие озера до сих пор «населены» гигантскими змеями или чудовищными ящерами. Возможно, что впечатлительные, легко внушаемые люди, до сих пор действительно «видят» этих животных из легенд. Поэтому «родственники» Несси разбросаны по всему земному шару. В России, динозавроподобные чудовища «живут» в озерах Ворота и Лабынкыр (Республика Саха). Однако нельзя забывать, что и в наше время  «неоткрытыми» могут оказаться даже крупные живые существа.

     В мифах, легендах и истории

    Ящероподобные существа участвуют в космогонических процессах (т.е. создании мира), «определяют» время: «глотают» солнце вечером и «выпускают» - утром, играют роль «страшных» подводных или подземных чудовищ.
 
     Крокодила обожествляли в Древнем Египте и содержали в водоемах храмов; умерших рептилий бальзамировали. В Древней Руси о существовании этих животных издавна знали из переводов греческих и римских авторов. Эти переводы, в первую очередь, читали монахи, особенно, переписчики летописей. Однако уровень грамотности на Руси был довольно высок, о чем свидетельствует берестяные письма, найденные в Новгороде в Х-XI веке. Так что о существовании «коркоделов» могли слышать не только монахи, знать или купцы, ходившие с товарами «за моря», но даже простые люди. Однако как выглядят эти существа в действительности – вряд ли кто представлял! Ведь даже в естественнонаучных книгах Геродота они изображались в виде антропоморфных чудовищ. Не исключено, что один из летописцев, наделенный фантазией, был воспитан на местных легендах о языческом божестве Ящще, но слышал также о «коркодильях» из Африки. Он взял да и описал по-своему какие-то непонятные происшествия на берегах Волхова. Думаете, наши предки были менее падки до сенсаций, чем наши современники? И среди переписчиков летописей не встречались родные (по духу) «братья» наших корреспондентов желтой прессы?!

   Кроме мифических ящеров, героями мифов и легенд становились вполне реальные обитатели водоемов - различные птицы (например, кулики) и звери.
    Звуки, издаваемые птицами, усиливают суеверия, связанные с болотами. Представьте себе человека, заночевавшего в конце весны - начале лета около болота или болотистого луга. Если его насмерть не съедят комары, то он услышит как невидимый пастух «пасет» стадо: вечером «ревут» быки, и всю ночь, подгоняя их, «пастух» хлопает бичом; на рассвете начинают «блеять» овцы, да не откуда-нибудь – а с неба!

   Даже сорока – символ распространения сплетен и слухов – возле болота старается незаметно шмыгнуть в кусты. В мифах эта птица оказывается проводником в царство мертвых, о чем свидетельствует детская считалочка: «Сорока-воровка кашу варила, деток кормила: этому дала, этому дала, а этому – не дала…» Слова всем известной считалочки оказываются  проявления в детской игре обрядов инициаций или жертвоприношений. Кроме того, к сороке намертво прилип эпитет «воровка»: эта птица способна утаскивает мелкие предметы.

   По берегам ручьев некие загадочные лесорубы валят толстые осины и тащат стволы и сучья к воде. Деревья действительно падают! Но при попытке рассмотреть загадочных строителей на открытой воде, они с громким всплеском уходят в глубину… В последнем случае, речь идет о бобрах, которые, кроме того, служат символ прилежания, трудолюбия и воздержанности.

      В природе

    Крокодил нильский (Crocodil niloticus) – представитель сем. настоящих крокодилов (Crocodylidae) распространен по всей тропической Африке, встречается на Мадагаскаре, Коморских и Сейшельских островах. Достигают длины 4-6 м. Вылупившиеся из яйца детеныши не превышают 28 см, к первому году жизни они дорастают до 1, 7 см, к 10 годам – 2, 3 м, в 20 лет – достигает 3 м. Это означает, что возраст 4-6 метровых рептилий превышает несколько десятков лет. В зависимости от размеров, зависит пища этих животных: детеныши ловят крупных насекомых и мальков рыб, потом переходят на рыб, птиц и мелких млекопитающих. Взрослые крокодилы нападают на антилоп и даже таких крупных животных, как буйволы и носороги. Они подстерегают добычу, приходящую на водопой, как на суше, так и воде, а схватив, стараются утащить в воду и утопить. В некоторых местностях крокодилы опасны для человека. Однако количество этих древних ящеров, появившихся в Триасе, практически, одновременно, с динозаврами, но на миллионы лет пережившие их, столь резко сократилось, что почти повсеместно они находятся под охраной.

   Сложившаяся поговорка «Каждый кулик хвалит свое болото» основана на представлении о том, что все кулики живут в болотистых местах. Это верно лишь отчасти: так, вальдшнепы являются лесными птицами, чибисы – предпочитают поля и сырые луга, перевозчики – держатся  на речных перекатах.

   Бекас обыкновенный (Gallinago gallinago) распространен в Европе и северных областях Азии. Он встречается как на болотах разных типов, поросших редким лесом, так и на сырых лугах. Свое название эта птица получила от слова «блеять»: токующий самец с криком, похожим на кряканье, взлетает с земли, потом, сложив крылья и распустив рулевые перья хвоста, падает вниз; перья вибрируют и издают блеющий звук. Через пару секунд птица прекращает падение, кричит «чок» и опять взлетает вверх. Бекасы – моногамы, пары образуются, как минимум, на все лето. Самка строит гнездо на кочке: это углубление, выстланное травой. В кладке от 2 до 5 яиц. Насиживание длится около 20 дней. Птенцы, обсохнув, покидают гнездо; еще через 20 дней они уже способны перепархивать. Выводок держится с родительской парой. Пуховых птенцов родители могут переносить на небольшое расстояние, что является редкостью у птиц. Бекас зажимает пуховичка между плюснами ног и летит низко над землей. Питается насекомыми и мелкими беспозвоночными, в поисках которых погружает клюв глубоко в землю. На зимовку отлетает в Западную Европу, Африку и Южную Азию.

   Еще один из известнейших куликов – это дупель (G. media). Ареал перекрывается с ареалом бекаса, однако дупель заходит дальше на север. Обитают птицы по сырым лугам и травянистым болотам, переходящим в кочкарники. Самцы токуют на земле, бегая по определенным площадкам, щебечут, и, угрожая соперникам, принимают ряд демонстративных поз. Иногда позами дело не ограничивается, тогда самцы дерутся друг с другом. Самки устраивают гнезда в дернине: это всего-навсего плоское углубление. В кладке чаще всего 4 яйца. Зимуют дупели в Юго-Восточной и Южной Африке.

     Выпь (Botaurus stellaris) – птица крупнее утки. Собственно говоря, ее нельзя считать болотной птицей, хотя в легендах выпь, как и куликов, связывают с болотами. Поселяется в зарослях тростника по берегам водоемов. Распространена почти по всей России. Гнездо устраивает на кочке, в кладке 3-6 яиц. Прекрасно маскируется в зарослях, вытягиваясь вверх: рисунок ее оперения почти сливается с сухим тростником. Людей поражает издаваемый в весеннее время отрывистый басистый крик, который некоторые сравнивают с ревом быка. Раненая выпь превращается в настоящую фурию: распушает перья, увеличиваясь в размерах в несколько раз; особенно бросается в глаза воротник вокруг шеи. При этом знакомая по «картинкам» вертикальная поза птицы превращается в горизонтальную. Кроме того, выпь с большой точностью бьет противника клювом в глаз.

    Еще одна птица, добавляющая таинственные звуки в очарование ночи по травянистым берегам зарастающих водоемов и болот – это погоныш (Porzana porzana) из сем. пастушковых (Ralidae). Эти небольшие птицы прекрасно бегают и неохотно взлетают. Даже дорогу на юг они преодолевают, по большей части, «пешком». Крик погоныша – резкий свист кнута, рассекающего воздух. Увидеть прячущегося в траве погоныша очень трудно. Кроме того, длинные пальцы на лапках позволяют ему передвигаться по листьям кувшинок и других водяных растений. Гнездится эта птица на земле, в кладке 8 -10 яиц. Только что вылупившиеся птенцы выводкового типа готовы следовать за матерью.
 
    Сорока (Pica pica)- встречается в Евразии, исключая крайний север, и Северо-Западной Африке и Северной Америке. Оседлая птица, совершающая лишь небольшие кочевки. Всеядна. Поселяется в мелкорослых лесах, по опушкам, балкам, окраинам болот, поймам рек. Живет парами. Гнездо из сучьев устраивает на кустарниках или деревьях, невысоко над землей. Оно имеет шарообразную форму с входом с одной стороны. В кладке 5-8 яиц. Насиживает самка, самец держится поблизости, предупреждая самку об опасности. Насиживание длится 18 дней, птенцы остаются в гнезде 3 недели. Кормят их оба родителя. Становятся на крыло молодые птицы к 27 дню, но до конца лета держатся вместе с родительской парой. Зимой сороки собираются в небольшие стайки и прилетают к человеческому жилью, где питаются отбросами.
    Поговорка «Сорока на хвосте принесла» основана на том, что своим громким криком сорока оповещает других животных и птиц о появлении хищника и человека. К тому же она привлекает к себе внимание своим броским черно-белым оперением. Совершенно иначе она ведет себя рядом с гнездом, стараясь не выдать его местоположения: здесь птица на редкость скрытна и молчалива.

   Прославленное «воровство» свойственно не только сорокам, и другим  представителям сем. врановых (Corvidae): это птицы со сложным когнитивным поведением; они способны манипулировать различными мелкими, хорошо заметными предметами, уносить и прятать их.

   Бобр обыкновенный (Castor fiber) встречается в Европе. К началу прошлого века из-за своей ценной шкурки был почти истреблен. В России встречался в Воронежской и Смоленской областях, в Северном Зауралье, в верховьях Енисея. Для сохранения этого зверя в 1927 г. был учрежден Воронежский заповедник. Позднее бобров расселили в различные реки европейской части России. К концу ХХ - началу XXI века промысел бобра почти прекратился, и зверь сам стал восстанавливать свою численность в пределах прежнего ареала, захватывая все подходящие ручьи и реки. Местами ареал европейского бобра пересекся с интродуцированным бобром канадским (Castor canadensis), который на родине служит символом суверенитета своей страны.

     С помощью своих мощных резцов оранжевого цвета бобры валят осины диаметром ствола 5-7 см за 2 мин., потом обгрызают ветви. Часть веток они съедают на месте, часть – тащат к воде и сплавляют к своему жилищу. Они строят не только плотины, но и хатки, хотя чаще для жилья вырывают норы в берегах, вход в которые всегда ведет под водой. При опасности плывущий бобр хлопает плашмя по воде плоским хвостом, предупреждая о ней соплеменников, и без дополнительного всплеска уходит под воду.
   Бобры сохраняют и восстанавливают гидрорежим рек. Однако во многих местах европейской части России они в настоящее время превратились в проблему, заболачивая местность с помощью построенных ими плотин.
 


Рецензии