23. Жилище человека - его первый храм

    Жилище человека являлось его первым храмом. Это в равно степени относится и к постоянной постройке древнего земледельца, и к юрте кочевника, каждый раз воздвигаемой на новом месте. Поэтому жилище  наполнено сакральными участками пространства, соединяющего его с «параллельными» мирами. Жилище, как правило, ориентировано с севера на юг или с запада на восток, главной его частью служат очаг и опорный столб в центре, имитирующий Дерево Жизни. Левая половина – женская, правая – мужская.
  Все сказанное в равной мере относится и к русской избе. Известная пословица «В родном доме и стены помогают», имела под собой определенную основу: для строительства жилья выбирался «живой» лес, «рудый», или «сердцевый», т.е. содержащий «кровь» или «сердце». Кровь, как мы помним, служила одной из основ жизненной силы, была тождественна ей. Но где же люди брали для строительства такой лес? Деревья выбирались из центра леса, его «сердцевины», кроме того, места должны были обладать и иными свойствами, о которых знали сведущие люди. Эти места охранялись  древними божествами; здесь легко дышалось, на душе становилось легко и радостно; иногда в таких местах ощущалось присутствие незримой таинственной силы. Каждое дерево, использованное для постройки, становилось духом-оберегом. Кроме того, оберегающие функции принимали на себя старые деревья, растущие возле дома.
  Божество семейного рода русских - это Род, ему помогают Рожаницы, чьи изображения легко вычленяются из архитектуры изб (например, резные наличники, встречающиеся до сих пор). Огромное значение все народы придавали Огню, зарождающемуся в очаге или печи.
   Вера в домового, «хозяина» дома воплощают различные направления языческих верований: тотемизм, анимизм, культ предков. Домовой появляется и как животное - тотем рода, и как добрый дух домашнего очага, и как двойник старого хозяина. «Жизненная сила» домового часто «прячется» в шерсти или иных покровах его видимого «тела». Поэтому явление хозяевам «нагого» домового говорит о ближайшем разорении семьи, рода. Обычно домовой остается невидимым, иногда «шалит», выражая свое недовольство поступками  хозяев, нарушением ими вековых традиций. Некоторые домашние животные приходятся «не ко двору» домовому: тогда от них лучше избавиться, все равно он не оставит бедняг на своей территории – так или иначе «выживет».
   Облик домового носит как антропоморфный, так и зооморфный характер. Он способен принимать любой вид: от дикого животного (зайца, белки, медведя) до домашнего (козла, лошади, коровы). Интересны в качестве оберегов дома змеи. Эти мифы пришли на Русь и с Запада (через прибалтийские народы), и с Востока (см. главу 11 «Змеиный род»). Кроме того, с домом и домовым были связны сверчки и даже докучливые тараканы!
   В каждой постройке славянина-земледельца жил соответствующий дух. Во дворе – дворовый, он принимал вид петуха. В овине – овинник, в бане – баенник, или банник. Все они «знались» с главным домовым, прятавшимся за русской печью, хотя иногда и не ладили между собой, и даже дрались. «Женой» домового считается кикимора: по ночам она плетет кружева, стучит деревянными коклюшками. Домовой является хозяину, чтобы предупредить его как о счастливом событии, так и о грядущей беде. Его надо ублажать различными обрядами, заговарми и подношениями, например, ставить миску с кашей в сочельник (согласно общеевропейским поверьям), предоставлять при переезде на новое место «транспорт» - лапти или рушник.
  Русская печь, главный элемент избы, окружена «волшебными предметами»; к ним относятся ухват, кочерга, чугунок, полотенце-рушник с вышитыми птицами, веник, пара лаптей; деревянный ковш с ручкой в виде птиц или ящеров. Кочерга  -  оберег от черта, веник и  лапти - «сани» домового, изображения птиц, коней или ящеров на предметах утвари – общие обереги дома от злых сил. Покрытая изразцами печь в еще большей мере напоминает Дерево Жизни. В XVII-XIX веке изразцы в домах знатных людей не только раскрашивались узором или лубочными картинками, но и несли различные изречения. Значение печи сохранилось в выражении, бытующим до сих пор: «идти, танцевать (в смысле «начинать») от печи».
   Кроме предметов, дом был тесно связан с животными – как домашними, так и «приживалами» человека, а значит, все они попадают под «юрисдикцию» домового. Рассмотрим поближе тех животных, которые служили его ипостасями.
               
     В мифах, легендах и истории

   Самое тесное соседство с домовым было у хранительниц домашнего очага, кошек. Кот, кошка всегда выступает как представитель высших сил как добрых, так и злых. В славянской мифологии помощники домового, коргоруши, или коловерши, напоминают этих зверьков. Они приносят своему хозяину припасы и деньги (иногда – воруя их из чужих домов!).
   А там где, есть кошка, непременно должна присутствовать и мышка! Ведь именно истреблением мышей кошки обязаны своим триумфом и распространением по всему миру. В мифологиях различных народов нет четких различий между крысами и мышами. Несмотря на то, что земледельцы ненавидели «серых воришек», они считали их непременным атрибутом человеческого жилья. В русской мифологии «серые воришки» помогают найти потерю в доме: «Мышь, мышка, поиграй, да отдай», просят взрослые и дети. Выпавший молочный зуб у ребенка полагается бросить в огонь, приговаривая: «Мышка, мышка, на тебе зуб костяной, дай нам коренной».
   Однако мифов и легенд о кошках и мышках, а также собаках столько, что придется рассмотреть их в отдельных главах (№№ 24-26).

   Сверчок– символ дома, очага, уюта. «Всяк сверчок знай свой шесток». Пение сверчка за печкой - такой же комфортный звук, как и мурлыканье кошки.

   Таракан – давний спутник человека. С одной стороны, это докучливое насекомое, с другой, домовой, согласно мифам некоторых народов, принимает облик таракана, о чем уже говорилось выше.

   Петух – священная птица солярного культа и плодородия. В мифологиях многих народов он так же бдителен и всевидящ, как и солнце, поэтому его изображение помещают на флюгера, вышивают на полотенцах, используют в элементах резьбы по дереву. Русские загадки о петухе: «Не часы, а время сказывает», «Не сторож, а всех будит». Своим криком эта птица распугивает выходцев из нижнего мира: нечисть исчезает при пении «первых петухов». Кроме того, петух прославился как несравненный боец, поэтому у арабских и тюркских народов он связан с военным делом.
    Красный Петух ассоциирует с огнем: поговорка «Пустить Красного петуха» означает «устроить пожар». Но одновременно петух является и оберегом против пожара; кроме того, он служит символом воскресение мертвых, несет в себе мистическую тайну возрождения жизни. Черный петух, наоборот, связан с подземным миром, символизирует зло.
   В мифологических представлениях куры отличаются от петухов как мужчины от женщин: они домовиты и хозяйственны. Об этом говорят русские пословицы: «Курице не быть петухом, а бабе мужиком»; «Квохчет, как курица над цыплятами»; «Курица по зернышку клюет, да сыта живет».
   Яйца кур считаются символом Мирового яйца. Следы космогонических мифов прослеживаются в русской сказке «О курочке Рябе, снесшей золотое яичко». Скорлупу золотого яичка не могут разбить ни Дед, ни Баба. Только Мышь, хтоническое существо, участвуя в создании мира, разбивает его своим хвостом.

   Культ коня был известен не только древним славянам, но и их соседям: финно-уграм, балтам, германцам. Ведь для оседлых земледельческих племен, конь был не менее важен, чем для кочевых. Изображение «коньков» можно встретить на крыше изб, в интерьере печей, на ручках ковшей; конями пестрели вышивки, в виде коней делались украшения. Священное животное, в данном случае, служило оберегом. До сих пор у многих народов России принято прибивать подкову над входом в жилище «на счастье». Мифологическое и практическое значения лошади совпадают: это помощник и защитник; что отражено в русских былинах. Русский витязь в былинах не мыслит себя без своего друга, способного помочь в битве: он выбирает прямой путь, рискуя сложить свою головушку вместе с конем, но не разлучиться с ним. Российский беслошадный крестьянин относился к самой бедной части крестьянства: ему оставалось либо пойти в батраки, либо податься в город.

    Корова во всех индоевропейских мифах, в т.ч. славянских являлась символом плодородия, изобилия, благоденствия. Для русских крестьян она была «матушкой», «кормилицей». Одичавший скот породил совсем иные легенды, родившиеся из исторических реалий. Знаете, где было больше всего одичавшего скота? На островах Вест-Индии, куда их завезли европейцы при колонизации Америки. Буканьеры, охотники на диких быков, такие же свирепые и жестокие, как и объект их охоты, часто пополняли пиратские экипажи, точнее с них, собственно говоря, и начались вольные флибустьерские походы.

    В природе

    Сверчок домовый (Gryllus domesticus) распространен почти по всей России, кроме Крайнего Севера. Он живет в теплых влажных избах, днем прячется в различных щелях. Питается растительной пищей, остатками продуктов, может повреждать шерстяные вещи или бумагу. Имеет сложную социальную организацию. Самец производит стрекотание, потирая надкрылья друг о друга. Известно несколько типов стрекотания: угроза сопернику, призыв самки, ухаживание. Это насекомое с неполным превращением: из яиц выводятся личинки, похожие на взрослых, хотя и недоразвитые. Они становятся взрослыми после нескольких линек, переходя с каждой из них в следующий возраст.

   Таракан рыжий, или пруссак (Blattella germanica) происходит из Южной Азии. Завезен в Европу, в т.ч. в Россию, в XVIII веке во время войн. Живет в теплых, отапливаемых зимой домах, с большим количеством щелей. Это насекомое также с неполным превращением. Самка носит на себе оотеку (капсулу) с яйцами, сбрасывая ее перед самым вылуплением личинок. Питается остатками продуктов, повреждает некоторые материалы.

    Предположительно, человек одомашнил банкиевскую курицу (Gallus gallus) в Древней Индии. Оттуда куры попали в Китай, затем в Переднюю Азию. Первые сведения о домашних курах содержатся в письменных источниках за 1, 5 тыс. лет до н. э. В Юго-Восточной Азии до сих пор устраиваются петушиные бои. Это азартное зрелище сыграло главную роль в одомашнивании птиц: использовать в пищу яйца и мясо человек научился позднее. Через античный мир Греции и Рима и кочевые народы Азии домашние куры попали в Европу и Россию. Первые декоративные породы кур появились в Древнем Китае, а породы, различающиеся по практическому применению - в Европе, в XVIII – XIX столетиях; в ХХ веке птицеводство было переведено на промышленную основу. В России издавна разводились свои породы кур, в которых ценилась не только яйценоскость и мясные качества, но и красота оперения, а также звонкость пения.

   Дикая джунглевая курица, близкая к банкиевской, родом с острова Шри-Ланка населяет кустарниковые заросли. Самцы территориальны и яростно защищают свои участки от соперников, а самки отличаются плодовитостью: в кладке бывает до 13 яиц. Т.е. в биологических и поведенческих особенностях этих птиц заключаются как предпосылки к их одомашниванию, так и мифологизации.
 
   Почти дожили до наших времен немногие дикие виды лошадей. Это - лошадь Пржевальского (Equus przewalskii) и тарпан (E. gmelini), однако не они явились прародителями домашних пород.  Не исключено, что лошадь домашняя является потомком, не одного, а как минимум, двух видов. Один – более крупный, с мощными костями, пасся в северной части Евразии, другой – более легкий и проворный – населял полупустынные местности. И было это во времена становления кроманьонцев. (На своей исторической родине, в Америке, лошадь вымерла 30 тыс. лет назад). Судя по костным останкам, лошади служили  излюбленным объектом охоты для первобытных охотников. Когда и как отношения человеком и лошадью претерпели кардинальные изменения? Предположительно это произошло в конце IV тысячелетия до н.э. Наука управлять конем давалась человеку не без труда: уздечка, седло со шпорами, подковы, хлыст, шпоры – появлялись у разных народов в разных местах античного мира; люди «собрали» их вместе далеко не сразу. Так, ливийские и нумидийские всадники управлялись с лошадью при помощи палочки и ошейника, что и было зафиксировано на монетах III века до н.э. Они отдавали команды голосом, поворотами собственного корпуса, а при непослушании - били лошадь палочкой между ушей. Это изумляло римских всадников, уже пользовавшихся удилами. Лошадь попала в число наиболее любимых домашних животных: от нее зависела жизнь отдельных всадников; в зависимости от стратегии, применяемой командирами конниц, выигрывались войны и формировались границы государств. Конный кочевник или воин совершенно иначе воспринимал пространство и свое положение в обществе, нежели пеший. Недаром титул «рыцарь» одинаково переводится со всех европейских языков как «всадник».
  Что касается лошади Пржевальского, то небольшие табунки этих животных до середины ХХ века водились в малодоступных пустынных районах Монголии, в частности, в пустыне Гоби. Если лошадь Пржевальского и сохранились до сих пор, то в единичных экземплярах. Правда, они остались в зоопарках всего мира; каждый экземпляр занесен в Племенную книгу. А вот тарпан, житель причерноморских степей и его лесной подвид, населявший леса Центральной Европы – исчезли без следа. Первого истребили в конце ХIX – самом начале ХХ века, второго – еще в раннем Средневековье. Причерноморского тарпана удалось «реконструировать» с помощью генетических методов, хотя полученные животные, конечно же, не являются настоящими тарпанами. Так, благодаря корреляции генетических признаков, они обладают крепостью копыт, не нуждающихся в ковке, как и вымерший образец.
  Образ жизни диких и одичавших лошадей (прославленных в вестернах мустангов) имеет много общего. Жеребец занимает определенную территорию, по которой водит косяк «подведомственных» ему кобыл, отгоняя всех возможных претендентов своего пола. Молодые жеребцы объединяются в отдельные косяки и, по мере взросления, стараются обзавестись своими кобылами (от 1-3 голов до целого косяка).

  Родственников у домашней коровы, населяющих Азию и Африку, сохранилось много: это и яки, буйволы, гауры и то ли дикие, то ли одичавшие коровы – гайялы и бантенги из Южной и Юго-Восточной Азии. Но основным предком домашнего скота является тур (Bos primigeneus). Тур был одомашнен не позднее 4 тыс. лет до н.э., причем, сразу в нескольких местах: в Азии и Северной Африке, может быть, и в Европе. Произошло это в тех же местах, и в то же время, когда зародилось земледелие. Использовались не один, а несколько подвидов дикого тура. Что же привлекло наших предков в этих животных? Разумеется, их огромная физическая сила. Сначала люди, мечтавшие приобщиться к этой силе и получить защиту, почитали их как священных животных. Потом в плодородных долинах Нила, Тигра и Ефрата, Инда и Яндцзы «священное животное», почти полубог, превратилось в тягловую силу: усмиренный бык, лишившийся своего мужского достоинства и превратившийся в вола, смиренно обрабатывал землю, перевозил грузы. Много позднее люди научились доить коров. В настоящее время представительницы лучших молочных пород дают свыше 10 тыс. кг молока в год.
   Тур, роскошный дикий бык, водился в дремучих лесах Европы, вплоть до Средних веков. На него охотились короли и прочая знать. Охота на зверей и уничтожение мест обитания (сведение лесов, распашка лесостепи) привели, увы, к необратимым результатам: последний дикий тур был убит в 1627 г. Он сохранился в старинных гравюрах, картинах и скульптуре, а также геральдических гербах. Естественных врагов у него не было: волкам туры были «не по зубам». Выражение «буй-тур», относящееся к людям, прекрасно характеризовало неукротимый нрав этих быков. В своих записках Владимир Мономах (он вообще оставил нам большое наследие охотничьих «мемуаров»), писал что «тура два меташа меня на розех1) и с конем». В брачный период они сражались друг с другом, причем, не всегда бои носили турнирный характер, как у оленей – звери довольно часто убивали друг друга. Гон происходил в сентябре, а отел – начинался весной. Держались животные небольшими группами и поодиночке. Питались травой, ветками деревьев и кустарников, желудями. Одичавшие домашние коровы переходят к сходному образу жизни.
   В декоративных целях выведены породы скота, обладающие внешними признаками и повадками туров. Однако как дикий зверь тур никогда не вернется в сильно поредевшие европейские леса.


Рецензии