29. Хозяин леса и его протототипы

В мифах, легендах и истории

  I.  Хозяева леса у разных народов России
   В мифологии народов России, населявших лесную зону, непременно присутствует многоликий Хозяин леса, птиц и зверей. В его воле – разрешить охоту, послать удачу. Самые древние Хозяева леса имеют зооморфный облик (чаще всего - медведя). Далее следуют Хозяева леса, совмещающие в себе зооморфные и человеческие черты (Кайгусь у кетов: одновременно и медведь, и женщина). Потом в облике хозяев леса начинают преобладать человеческие черты: у эвенков Хозяйкой леса служит красивая женщина, а медведи  - играют роль ее собак. Женские божества, покровительствующие охоте, есть в Средиземноморье и на Кавказе, а также в Сибири. Хозяин леса нивхов – старый охотник, живущий в лесу со своим семейством. У западносибирских татар – это Урман-ниясе, тоже старик, бредущий по охотничьим тропам. У бурят – знаменитые охотники после смерти сами становятся Хозяевами леса, точнее, его отдельных участков. Хозяин леса любит тишину и спокойствие: у эвенков, шорцев и др. народов Сибири и Алтая в лесу запрещено шуметь, громко говорить, смеяться. Одновременно Хозяин леса любопытен, его интересуют затейливые истории и сказки, поэтому якуты, буряты, нанайцы, долганы брали с собой на охоту сказочников. Осетинский Асфати, покровитель охоты, служит рьяным поборником справедливости: охотник, убивший добычу, должен поделиться со всем селеньем, иначе Асфати его накажет.

  П. 1. Леший русского леса
   К славянам хозяин лесов, полей и обитающих здесь животных, а именно, леший, пришел из мифов угро-финских племен. Представления о нем, его облике распадаются на несколько вариантов.
  Фитоморфный образ. Леший «маскируется» под пень, дерево, сухую колоду: «Стоит между 2-я настоящими елями вроде как третья ель, а когда подойдешь – исчезает. Это и был леший» - из русской былички. Призывая лешего, колдуны обращаются к лесу - «лес праведный».
Петроморфный образ: леший предстает перед человеком в виде камней и скал-останцев, результатов выветривания.
  Антропоморфный образ: чаще всего леший похож на пастуха или
старика-лесовика, заросшего бородой по самые глаза; иногда  принимает вид человека-двойника: «Ну, сосед и сосед, да вдруг, как сгинет!» - из русской былички. Одевается леший обыкновенно в серый домотканый кафтан или армяк, подпоясывается красным кушаком.
  Распоясанный леший –  больной, с ослабленной жизненной силой (кушак
– символ жизненной силы); такой леший обычно просит у людей помощи. Изредка  прикидывается городским щеголем, но тогда в облике наблюдается какая-нибудь несообразность: например, одежда – парадная, а в руках – коса, будто он собрался траву косить. Характерна акцентация левой стороны, как у женщин и нечистой силы: на левую сторону застегиваются пуговицы армяка, зачесываются длинные волосы. Явившись человеку, леший хохочет, передразнивает, как эхо, жалобно поет.
  Зооморфный образ. Леший принимает вид медведя, волка, черной собаки,  ворона или филина с горящими глазами, коня или китовраса (получеловека, полуконя). Значительно реже - кошки с курчавыми волосами. В сущности, он способен «притвориться» любым зверем. Если по лесу передвигаются стада мышей, зайцев, белок, лисиц, волков, лосей, значит, «хозяин перегоняет их на новое место». В октябре леший проваливается под землю – залегает в спячку.
  Крайне интересны представления о лешем как человеке, одновременно нагом и волосатом. И лешие, и лешачихи часто несут похожего на них ребеночка. В присутствии лешего человек всегда испытывает беспричинный страх. Такой леший к человеческой речи не способен: он свистит, кричит голосами разных животных; постукивает, похрустывает, пощелкивает сухими ветками и сучками или камнями; аукается, плачет, как ребенок.
   Бывает невидимкой, тогда о его присутствии догадываются только «знающие люди».
   В целом, леший - зооантропоморфное существо, в котором преобладают человеческие черты. Высокий («долгий»), сильный, с тяжелой рукой, способен мгновенно перемещаться с одного места на другое. Живет в самом сердце дремучего леса, «маточнике», вокруг которого создают магическую ограду деревья, валежник, непроходимые болота. Сюда идут умирать звери. Прячется леший рядом с вековой елью, в дупле огромного дерева, на болотной кочке, под выворотнем, реже – в пещере. Днюет под землей и зимует здесь же. Люди чаще всего встречают его утром или вечером, при месяце или полной луне, иногда - в полдень на росстанях (перекрестках дорог), в лесу, болоте, поле. В полночь или полдень нельзя проклинать ребенка: «Леший тебя забери» - непременно заберет или посылать кого-либо: «А иди ты к лешему!» - человек пропадет. К людям леший относится, как они к нему: тех кто боится, пугает еще больше, путает и морочит, «водит по одному месту»; тех, кто причиняет вред лесу, зверям или скоту – прогоняет из леса, наказывает. Например, за рубку «вековой ели» - гонится за мужиком до деревни, сжигает овин. Перед тем, как заночевать в лесу, надо «попроситься на ночлег к хозяину» с помощью особых заговоров. Вообще, леший любит пошутить над людьми: представляется то ямщиком, то перевозчиком через реку (река - символ перехода в мир мертвых).
    Доверившихся ему простаков он переправляет в «параллельный мир», а может и в царство мертвых. Скотина и люди пропадают, попадая на след лешего – он забирает их жизни и души. Заблудившаяся корова производит впечатление привязанной к дереву, а заблудившийся человек – ходит по кругу. Замороченный лешим человек может выбраться из леса, если наденет обувь задом наперед. Родные тех, кто пропал в лесу, «в печную трубу гаркают», обращаясь за помощью к домовому. Домовой «усовещает» лешего и тот отпускает заблудившихся домой. Избавиться от «шуток» лешего можно с помощью заговоров и ритуальных действий, например, следует снять шапку и тряхнуть ею три раза. Оберегом служит луток: кусочек липовой древесины, очищенной от коры.
   Леший похищает детей из колыбели, подменяет на полено. Похищает и взрослых. Девушек – берет себе в жены. Ребенок, родившейся от лешего в деревне,  рано или поздно исчезает, т.к. принадлежит иному миру. Леший уносит душу мужика после смерти, если тот при жизни оказал ему услугу.  Кроме того, леший – азартен, играет в карты с такой же нечистью, какой является сам, но иногда и с людьми. Правда, закладом служат не деньги, а звери: проигранных мышей и зайцев леший подгоняют к новому владельцу. Он боится не только власти небесной, но и власти земной, в частности, «царского войска», которое царь может прислать, чтобы вырубить весь лес, где живет леший. И одновременно он сочувствует «солдатушкам», уходящим на войну: плачет им вослед, воет: «Я вам помогу, помогу!»  (т. е. выступает в роли божества судьбы и защитника рода).
   Побывавшие у лешего люди напоминают «обмиравших»: они начинают что-то рассказывать, но часть рассказа либо забывают, либо поясняют: «Об этом мне не велено говорить».
    Иногда леший предсказывает судьбу: в том, что чудится или слышится человеку в лесу, можно узнать свое будущее. Леший видит человека насквозь и знает о нем все (поговорка: «А леший его знает!»). Может рассказать родным, что приключилось с человеком, находящимся далеко от дома.
    В качестве вершителя человеческой судьбы, леший отождествляется с другими сущностями (домовым и пр.), сохраняя остаточные признаки  предка-родоначальника. Похищение лешим человека – аналог одного из  жизненных циклов: рождение, инициация, брак, смерть.
   
   П. 2. Договор с лешим на основе древних космогонических представлений
    В поверьях древних славян леший почитается как покровитель домашнего скота, пастырь стад, заменяя языческого бога Велеса. Чтобы сохранить стадо, пастух заключает договор с лешим. Предварительно он совершает обряд «отпуска» или «обхода» стада: загоняет животных в лощину и трижды обходит вокруг них, держа в руках сакральные предметы. Такими предметами служат природные элементы (дерево, огонь, земля, вода, железо) в разных видах: три прута рябины, ели или сосны, камень, чаша с водой, зажженная свеча, топор, серп, коса. Необходимы также атрибуты пастушеского ремесла (музыкальные инструменты - рожок или свирель, батог и кнут, иногда магический жезл). Таким образом, пастух возводит вокруг стада ряд «оград»: деревянную, железную, каменную, огненную и т.п. Потом он усаживается на осиновый пень или старую березу и трижды взывает к лешему посредством той или иной магической формулы. Как пастух, так и охотник при договоре с лешим используют куриное яйцо, а также зерно (хлеб, лепешки): они участвуют в извечном круговороте жизни, содержат в себе жизнь в неявной форме. Передавая лешему залог, человек усиливает и обновляет жизненную силу «хозяина». Иногда ему отдают «одношерстную» (одной масти) скотину (обычно 1-2 коровы). Шерсть (волосы) – вместилище жизненной силы; потому лешему, в сущности, отдают жизненную силу животного. При договоре с лешим особо оговаривается, сколько голов скота заберет себе леший в течение всего пастбищного периода. Такая животина считается «завещанной», и в дальнейшем, при поисках пропавшей скотины, это обстоятельство учитывается. В ответ леший поставляет пастуху «помощников» - разного ранга лесных духов. Те пастухи, которые знаются с лешим, вовсе не пасут скота, они только за ним присматривают, передоверив свои обязанности «хозяину». Свои обязательства леший исполняет: скотина целый день спокойно пасется, а к вечеру возвращается домой сытая, молока дает много, пока какой-нибудь случай не нарушит гармонию взаимоотношений пастуха с мифическим покровителем.
   На пастуха налагается ряд запретов:
Нельзя ходить смотреть скот, когда стадо выгнано (чтобы не «подсмотреть» как леший и его помощники пасут коров).
Нельзя забивать или продавать скот в сезон пастьбы.
Нельзя нарушать целостность изгороди (леший нашлет волков).
Нельзя самому пастуху собирать ягоды (можно есть, собранные другими).
Нельзя брить бороду, стричь волосы. Аналогичный запрет распространяется и на животных. Нельзя стричь или чесать шерсть овец, пока их пасут.
Нельзя другим людям брать в руки атрибуты пастуха.
     В случае нарушения договора со стороны человека, леший может убить пастуха и «испортить» скотину.
     Ряд предохранительных мер распространялся и на пребывание пастуха в деревне: он есть всегда из отдельной миски собственной ложкой. Хлеб берет только от «непочатого» каравая. В баню идет первым, моется один, парится только свежим веником. Белье надевает выстиранное, но никем не ношенное. Пастух не прикасается к другим людям (например, не здоровается за руку). Под берестяной обвивкой пастушьего рожка, изготовленной из священного дерева, нередко закладывался «отпуск», материализованный в восковом наговоренном «катышке», либо в рукописном пастушеском заговоре. Кстати, в подобных запретах, особенно гигиенических, имелся некоторый смысл, если учесть, что пастухи, тесно общавшиеся со скотом, рисковали заразиться от него бруцеллезом, ящуром, сибирской язвой и т.п.
    «Коневий» (конский) волос на конце кнута - знак зооморфного персонажа, облик которого нередко принимает леший. Сходство пастуха с лешим обнаруживается и во внешнем облике: человек одевает серый домотканый кафтан, подпоясывается кушаком, обувает лапти; за спину вешает котомку.
    Заключить договор с лешим может любой человек, которому нужна удача в лесу: для этого следует написать собственной кровью глухариным пером «грамотку» с условиями договора и положить ее в дупло «вековой ели». Договоры заключаются на росстанях, человек при этом снимает шапку, кланяется и читает текст заговора, в котором нельзя перепутать ни слова. Управой на лешего, нарушившего договор, служат молитва Св. Егорию, обход стада с иконами и святой водой, молебен в церкви.
  Леший является посредником между миром человека и миром природы. Функция «покровителя зверей и людей», которая на заре человеческой истории принадлежит исключительно тотему, теперь делится между лешим и  «знающим» человеком. В ХIХ веке леший был излюбленным персонажем лубка; вера в него сохранялась до начала ХХ века.

  Ш.3. Снежный человек как прототип лешего
     Как одно мифологическое существо могло послужило прообразом для другого?! А почему бы и нет? Древняя Греция и Древний Рим, Карфаген, этрусски и средневековая Европа оставили нам упоминания о мифических существах – фавнах, сатирах, силенах, а также изображение и описание «дикого человека». Похожее существо упоминается в поэме Низами «Искандер-наме». Карл Линней дал «дикому человеку» латинское название «Pan troglodytes». В рассказе Мопассана «Ужас» говорится о встрече И.С. Тургенева с существом женского пола; эта история была услышана в парижских салонах от самого русского писателя.   
  Если снежный человек – исключительно герой мифов, то почему рассказы о нем всплывают с таким постоянством? В ХХ веке мир буквально всколыхнули вести о «диком человеке». Газеты взахлеб писали об альпинистах, совершавших в 1921 г. восхождения на Эверест под руководством Говарда-Бери: в зоне вечных снегов альпинисты наткнулись на огромные следы босой стопы. Существо, оставившее их, было известно проводникам-шерпам под названием «йети». В газетах его окрестили «отвратительным снежным человеком». На самом деле, впервые в высокогорье следы человекоподобного существа, обитателя высокогорий, были обнаружены еще в 1899 г. Они попались на глаза Уэдделлу, одному из первых европейцев, проникших в Тибет.
    Оказалось, что человекоподобные существа известны почти по всему миру под разными местными названиями: на Кавказе «бьябан-гуль», в Монголии «анмас», в Казахстане и на Памире «албасты», в Китае «иерен, маорен и ен-тсунг», в тропической Африке «агогве», в Якутии «чучуна», в Канаде «сасквач», в США «бигфут». Некоторые названия совпадают с названиями
мифологических Хозяев леса, другие – относятся к каким-то неизвестным животным. Причем, в течение XIX-XX веков люди неоднократно встречались с таинственным существом. В 1884 г. канадские машинисты-железнодорожники поймали самца сасквача, но он убежал. Русский зоолог К.А. Сатунин  видел в 1899 г. «бьябан-гули» в Талышских горах. В  реальности снежного человека не сомневался зоолог Б.Ф. Поршнев. В 20-е годы группа красноармейцев, преследовавшая басмачей, ворвалась в пещеру, где жила семья снежных людей. В 1941 г. подполковник медицинской службы Советской Армии В.С. Карапетян произвел осмотр старой больной особи, попавшей в руки представителей НКВД в Дагестане. Всего в ХХ веке было зарегистрировано несколько сот случаев встречи со снежным человеком.
    В описаниях снежного человека, встреченного в Сибири, на Чукотке или Кавказе, а также в других странах Земного шара, есть много общего, хотя отличия в морфологических особенностях предполагают существование географических рас. Существо имеет плотное сложение, заостренную форму черепа, длинные руки, короткую шею, массивную нижнюю челюсть, относительно короткое бедро и волосяной покров, покрывающий все тело. Размеры тела, окрас и длина волосяного покрова сильно варьируют. При виде человека это существо ведет себя по-разному – либо затаивается, либо убегает, либо проявляет агрессию и пытается изгнать пришельца со своей территории. В поведение загадочного снежного человека и мифологического лешего, а также похожих мифологических персонажей народов разных стран мира, есть общие, вполне реальные черты:
     1. Не любит тех, кто ночует в лесу - прогоняет, бросает в них ветки,
          камни.
      2. Выживает чужаков из избушек, шалашей во время охоты, покоса, пастьбы
          скота на дальних пастбищах и пр. Кидает камни, пугает, ходит вокруг,
          шуршит, свистит, потрескивает сучьями. Иногда, подобравшись к
          человеческому жилью, крадет или выпрашивает корм.
     3. Ломиться в дверь, распахивает ее настежь.
     4. Гасит огонь костра.
     5. Изредка защищает человека от нападения диких зверей (например,
          медведей).
     6. Если прячется, то проявляет чудеса маскировки, прижимаясь к  стволам  деревьев или камням, буквально сливаясь с фоном.
    7. Не владеет даже подобием речи - свистит, кричит, подражает звукам,
     издаваемым другими животными или людьми («Леший не нем, но
     безъязык»).
   А если предположит, что снежный человек существует, то какой образ жизни он ведет? Начнем с изучения ареала: он необыкновенно широк, охватывает все континенты, но разорван на отдельные локусы. Снежный человек, вероятно, всеяден: соотношения животной и растительной пищи зависит от местности, где он обитает. В горах убежищами для него служат пещеры, в лесу – норы, вырытые в крутых речных берегах и временные лежки в естественных укрытиях, а также – примитивные гнезда, построенные на деревьях. Не исключено, что зимой он впадает в факультативную (непродолжительную) спячку. Держатся эти существа поодиночке или небольшими семейными группами. Занимают определенную территорию. При необходимости совершают кочевки или даже миграции.
    В России до настоящего времени существуют фонды и общественные организации, созданные в прошлом веке. Они занимаются поисками снежного человека. Одну из таких организаций основал зоолог, профессор МГУ Смолин. Его последователь, филолог Баянов Д. Ю., полагает, что прообразом лешего (в отдельных случаях - домового, русалок и прочих мифологических существ, совмещающих в себе черты человека и животного), служит именно гипотетический снежный человек. В целом, исследователи сходятся во мнении, что, если снежный человек действительно существует, то он относится к реликтовым представителям сем. гоминид (Hominidae). Российские ученые считают его палеоантропом, дожившим до наших дней; ряд западных исследователей (А. Сандерсон, Б. Эйвельманс) – новым видом крупных человекообразных обезьян.
   Как бы то ни было, но снежный человек – одна из волнующих загадок и тайн природы, доставшихся нам из прошлых веков.


Рецензии