30. Звёздное небо

     Небо и звезды – то, что человек созерцал с момента своего становление. Ночные светила помогали ориентироваться в пространстве, указывали путь и охотнику, и воину-кочевнику. А земледельцу они «подсказывали» наилучшее время для тех или иных сельскохозяйственных работ.
    Небо в мифологии разных народов считается важнейшей частью упорядоченного космоса. Оно простирается над землей, все видит, все знает, служит обителью высших существ. Сюда уходят жить тотемические звери или культурные герои, выполнившие свою земную миссию. Люди представляют небо и в виде твердого купола, и как жидкую субстанцию, где берут начало все земные реки. На нем расположены звезды, которые древние охотничьи племена уподобляют животным и связывают с охотой, а земледельческим племенам отдельные звезды, соединенные в созвездия, напоминают собак, посаженных на привязь.
    Согласно легендам саяно-алтайских тюркоязычных народов, самые яркие звезды в созвездии Орион – это три маралухи. Они взбежали на небо, спасаясь от охотников. Еще одна легенда гласит, что одна звезда – это собака, другая – стрела, а третья – беркут, оставшиеся звезды – это и есть маралухи, на которых идет охота.
   У народов, близких к славянам, имеются мифы о Звездном мосте, по которому, после смерти, могут пройти только праведные души. Этот мост – Млечный путь. Праведники проходят по нему без труда и попадают в Ирий, или Вырий, куда прорастает Дерево Жизни. Злые души сваливаются вниз, в Нижний мир, где властвуют хтонические чудовища. Тем, в ком при жизни боролись и доброе, и злое начало, помогает перейти мост лохматая черная собака.
     Многие созвездия получают названия животных, некоторые из них сохраняют эти названия до наших дней. Так, с античной Греции на небе существуют два созвездия, носящие «медвежьи имена»: Большая и Малая Медведицы, что было известно и в Древней Руси. Однако славяне связывают с медведем  другое созвездие – Плеяд. Велес, или Волос, претерпевая изменения внешнего облика от змееподобного до медвежьего, «захватывает» Плеяды в качестве своей обители. Славяне считают созвездие Плеяд «Власожилищем»; еще одно название, «Волосыни», также намекает на связь с Велесом, или Волосом. Созвездие Большой Медведицы у предков русских называется Лосем: оно напоминает по форме широкие рога этого животного.
    Медведи или медведицы, переселившиеся жить на небо, характерны для мифов многих народов России. Например, у обских угров, Мать-медведица научила свою дочь, как надо обращаться с мясом и костями, когда ее убьют охотники, а сама превратилась в созвездие на небе.
   
     Создание календаря, основанного на движение небесных светил явилось победой человека над неуловимым временем. Календари земледельческих народов всегда привязаны к тем или иным производственным циклам (посев, появление всходов, рост растений, колошение, уборка урожая).

   Календарь древних славян выглядел следующим образом:
Январь – Сечень, Февраль – Лютый, Март – Березозоль, апрель – Цветень, Май – Травень, Июнь – Червень, Июль – Липец, Август – Серпень, Сентябрь – Вересень, Октябрь – Листопад,  Ноябрь – Грудень, Декабрь – Студень.

   Все праздники также приурочены к сельскохозяйственным работам. Так, 2 мая – праздник всхода яровых; 4 июня – праздник плодоносящих сил природы, Ярилин день;  19-24 июня – русальная неделя: нивам нужны дожди для колошения, а просить их следует у вил, или росалок; 24 июня – день Ивана Купалы, «перелом» года, день летнего солнцестояния; 12 июля – день бога-громовика, жертвоприношения; 20 июля – Перунов день, моления о снисхождении вод под землю перед началом жатвы; 7 августа – праздник урожая; зимой - Щедрый вечер, совпадающий по срокам со Старым Новым годом.
     А с тем или иным праздником были связаны животные, его символизирующие. Так, к солярному культу относились Жар-птицы (журавли) и Волки (23 апреля); кроме того, весну «открывали» жаворонки и другие перелетные птахи, вернувшиеся на места гнездовий. Наоборот, зимний праздник, Щедрый вечер, сопровождался мистериями в честь предков; в нем участвовали ряженные в козьи шкуры: ведь коза, козел  - символы Месяца Ясного и атрибут Перуна.
 
     В мифах, легендах и истории

       Олень благородный - объект поклонения многих народов. Само название показывает, что в мифологии народов Европы (и не только) он служит символом борьбы добра со злом.

   Корни культа козы домашней уходят в Каменный век: известны изображение диких коз, выполненные на скалах индоевропейскими первобытными художниками, как символ жизненных сил и мужества (недаром горные козлы могли забираться на самые высокие вершины). Переднеазиатские божества, козел, коза - связаны с плодородием и одновременно –с нижним миром, «нечистью». Это многозначный символ: сладострастия, жизни и смерти, богатства, глупости, непостоянства в любви. В сказке «О сестрице Аленушке и братце ее Иванушки» прослеживается древний ритуал жертвоприношения козла: «…огни горят горючие, котлы кипят кипучие, ножи точат булатные…». Для древних славян коза была священным животным: ее рога напоминали рога молодого месяца. Козел являлся атрибутом Перуна, в козу превращалась мать Солнца, Коляда, чтобы спрятаться от злой богини зла и ночи, Мары. Шерстью черного козла можно умилостивить водяного и изгнать «злого» домового, который мучит домашних животных. Славяне устраивали мистерии в честь козы, оставляли ей последний сноп сена. В игровых обрядах, «ряженые» ходят «козой» или «туронем», приговаривая: «Где коза ходит, там жито родит…» В этих играх встречаются элементы травестийности и «шутейного» заклания: козу, или козла «поражают» стрелой, но животное оживает.

   Близкий родственник козы, баран, изображался первобытными охотниками на стенах пещер ничуть не реже, чем козел. Он также соотносился с божествами небес; служил животным солярного культа. Вообще, в отличие от козла, барана чаще относят к светлым силам. Как известно, ягненок до сих пор является символом кротости, баран – упрямства, а овцы, овечья шерсть (со времен скотоводов-кочевников) – связаны с богатством. Как и козы, бараны и овцы часто служат жертвенными животными.

     В природе

    Олень благородный (Cervus elaphus)  - это вид, образующий ряд подвидов, широко распространенных в Европе, Азии Северной Америке. Марал – один из подвидов, населяющий Сибирь, Алтай и Саяны. Эти олени предпочитают леса, в которых много молодого подроста и травянистых полян. Питаются они травянистой и кустарниковой растительностью, ветками лиственных деревьев. Осенью у оленей бывает гон, сопровождающийся ревом самцов и турнирными боями. Такие бои обеспечили оленю название «благородный». Уже по реву, соперники определяют возраст и силу друг друга, и, соответственно, выходят навстречу противнику или один из самцов, наоборот, старается скрыться. Самцов сопровождает стадо самок обычно в 2-3 головы, изредка их число доходит до 15. Весной самки приносят 1, в исключительных случаях, 2 олененка. Первые дни детеныш лежит, затаившись в траве. Его хорошо маскирует пятнистая окраска. Самка, чтобы не навести на него хищников, пасется на расстоянии в 100 м, подходит его покормить несколько раз в сутки. Потом олененок начинает пастись вместе с ней. Половозрелость наступает к 3 годам, однако гаремы из самок самцы собирают не ранее 5-6 лет.
     Издавна ходили легенды о чудодейственных свойствах маральих рогов.  Ученые подтвердили их лекарственную ценность. Рога начинают расти у самца в 1,5 года, сначала они напоминают шильца. По количеству отростков можно определить возраст оленя. Максимально ветвистыми они становятся к 6-12 годам. Рога сбрасываются в конце зимы - начале весны, новые отрастают к осеннему гону. Из молодых рогов, пантов, добывают стимулирующее вещество, пантокрин. Поэтому в Росси ХХ века имелись мараловодческие хозяйства, где рога самцов спиливали в определенный период для получения лекарственного сырья.

      Основным предком козы домашней Передней Азии и Европы считается безоаровый козел (Capra hircus, или aegagrus), чей ареал простирается от Эгейских островов и Крита, через горные системы Малой Азии до Центральной и Средней Азии. Однако в одомашнивании, предположительно, участвовали  и другие виды диких козлов: альпийский горный козел (C. ibex), обитатель Европейских Альп; винторогий козел, или мархур (C. falconeri), населяющий горы Северо-Западной Индии, Восточного Пакистана и Афганистана, заходящий в Таджикистан. В неволе все виды и подвиды диких горных козлов скрещиваются между собой, давая плодовитое потомство. Кроме того, все они занесены в Красные Книги.
  Безоаровый козел назван так потому, что в желудках некоторых скапливается комок слипшейся шерсти, случайно заглоченный при заглатывании, так называемый, безоар. Безоаровый шар иногда используется в магических или лечебных целях.
   Дикие козлы предпочитают скалистые места, перемежающиеся кустарником и горными лугами. Особое строение копытец позволяет им держатся на самых скользких поверхностях, поэтому они ловко скачут с уступа на уступ, взбираясь вверх по крутым склонам. Поговорка «скачет, как горная коза» оказывается совершенно справедливой. Горные козы оседлы; зимой спускаются ниже, летом – поднимаются выше в горы. «Любимые» высоты – 1500-2500 м над у.м.; однако животные поднимаются и выше – до 4200 м над у.м. Взрослые самцы и самки живут отдельно, образуя небольшие стада от 2 до 7 голов; осенью – до 30 и более. Во время гона (осенью) самцы дерутся между собой. Весной самки рождают 1-2 козлят; окот происходит в укромных уголках, до которых трудно добраться четвероногим хищникам; новорожденные козлята оказываются хорошо спрятаны и от хищников пернатых.
   Домашнюю козу издавна называют «коровой бедняков»: она имеет небольшие размеры, нетребовательна в содержании, ее легко прокормить, а дает она и шерсть, и молоко. Впрочем, доход от содержания ангорских коз с длинной мягчайшей шерстью, из которой, в конечном итоге, получают дорогие пуховые платки, может сделать своего владельца богачом. Одичавшие домашние козы «славятся» тем, что уничтожают в округе всю растительность.

  Предками барана домашнего считаются горные бараны (Ovis ammon), обладающие крайней изменчивостью и имеющию множество подвидов. Эти животные живут от степной зоны до гор, поднимаясь на высоту до 5500 тыс. м над у.м. Хорошо известные подвиды носят собственные названия. Муфлон встречается на юге Европы и в Передней Азии, ныне – почти исчез; архар– самый крупный баран из закаспийских степей и гор средней Азии, однако в горах держится на плато, избегая крутых скал; также крайне редок. Аргали, также крупный баран, попадается на Алтае.
   Центрами одомашнивания баранов послужили Европа, Азия и Северная Африка. Предполагается, что первыми были одомашнены муфлоны. В африканской пустыне Сахаре (которая ранее не была пустыней) сохранились наскальные рисунки баранов в ошейниках, вероятно, уже одомашненных; они принадлежали кочевым племенам позднего неолита. Кочевники-скотоводы владели большие стадами этих животных в Бронзовом веке. В Древнем Египте бараны не только считались священными животными: здесь появились первые породы с огромными, широко расставленными рогами и длинной шерстью на загривке. Во П тысячелетии до н.э. в средиземнорских городах Тир и Седон уже изготавливали шерстяную ткань из шерсти тонкорунных овец. Для лесной зоны России были характерны овцы цигайской породы с грубой, но теплой шерстью. Отсюда термин «цигейка». Первые мериносы были завезены в Россию из Испании довольно поздно, в XVI-XVII веке. Кроме шерсти, бараны давали молоко, из которого изготавливали сыр, мясо, сало.
   Дикие бараны держатся отдельными стадами: самцы, самки без молодняка и самки с ягнятами. Некоторые самцы вообще живут поодиночке. Бараны совершают сезонные кочевки: весной – поднимаются в горы, используя горные луга, зимой – спускаются на равнину. Эта биологическая особенность, вероятно, подсказала человеку отгонное скотоводство, основной метод содержания и пастьбы этого скота: всю зиму животных держат в кошарах, поблизости от поселений, а весной – пастухи с помощью пастушьих собак отгоняют многочисленные отары на горные пастбища, в зону субальпийский лугов.
   Бараны и овцы – животные стадные, привыкшие следовать за лидером. В домашних стадах таким лидером часто служит козел – животное, если можно так выразится, более самостоятельное и предприимчивое, чем баран. Это еще одна из причин, порождающих мифы о волшебных свойствах козлов.


Рецензии