Мои замечания 4 по книге О. Базалука о жизни и сме

    Мои  замечания (4) по  книге  О.Базалука  о жизни и смерти.

Более полно и точно название этой статьи должно звучать так:
«Мои замечания (4) по монографии доктора философии О.А.Базалука  «Сумасшедшая: первооснова жизни и смерти».
Речь идёт о монографии Олега Александровича Базалука – «Сумасшедшая: первооснова жизни и смерти», в которой описано видение мира женщиной, потерявшей способность управлять своим телом в результате автокатастрофы. Описание дано в понимании О.Б.
Продолжаю цитировать  О.Базалука, сравнивая его мысли с изложенными в МКМ взглядами.

      Олег Базалук  (О.Б.):                (стр.60 .) 
«…  в нейронауках последовательность эволюционных переходов:  нейронные комплексы, отвечающие за безусловно-рефлекторную деятельность; нейронные комплексы, отвечающие за условно рефлекторную деятельность; предсознание; я-подсознание ; я-сознание  отмечается четко и наглядно. … они … показывают вектор эволюции центральной нервной системы и последовательность формирования одного нейронного комплекса на основе другого, каждая последующая эволюционная организация нервной системы не отменяет и не замещает предыдущую, а следует из нее, и на базе новых структур и сложившихся функций частично переориентирует и переподчиняет ее работу. … предсознание было сформировано на основе предшествующих уровней организации нервной системы, … вывело их работу на качественно новый уровень совершенства. Причем замещение функций предшествующих нейронных структур функциями предсознания происходило не мгновенно и не вдруг, а в ходе значительного промежутка времени: постепенно, преемственно  и последовательно.”

    Андрей Якуп (А.Я.):
Я совершенно согласен с утверждением О.Базалука, что «каждая последующая эволюционная организация нервной системы не отменяет и не замещает предыдущую, а следует из нее, и на базе новых структур и сложившихся функций частично переориентирует и переподчиняет ее работу.» В изложении МКМ это звучит так: каждая ступень Пирамиды индивидуума вырастает из ступени предыдущей и является основанием для ступени последующей. Каждая подпрограмма самосохранения ступени – аналогично.
«…замещение функций предшествующих нейронных структур функциями предсознания происходило не мгновенно и не вдруг, а в ходе значительного промежутка времени: постепенно, преемственно  и последовательно.» - Это положение О.Базалука полностью совпадает со взглядами, изложенными в МКМ.

    (О.Б.):                (стр. 63.)
«Мы действительно подходили друг к другу: я со своей расчетливостью, практичностью и педантизмом, и он со своей энергией, неусидчивостью и великодушием. Он начинал, зажигал и воодушевлял, а я все начатое доводила до логического завершения, потому что он уже уходил дальше, он не мог собирать крупицы, ему нужно было творить масштабно, охватывать все новые и новые пространства. А мне нравилось все начатое им сохранять, оберегать и заставлять работать так, как он даже не подозревал, потому что я знала, что мало начать, нужно закончить начатое, закрепить, заставить работать в полную силу, на пределе своего совершенства. И я это умела делать, в этом была моя сила и об этом мы оба знали.»

    (А.Я.):
Великолепное изложение роли мужского и женского начала в деле сохранения жизни. Вечный поиск мужчиной альтернативы существующему и сохранение женщиной уже наработанного.

    (О.Б.):                (стр. 65.)
«Я долго считала, что человек – хозяин своей судьбы, поэтому всегда старалась делать ставку на рассудок, на логику поступков, их прогнозирование и планирование. Очень редко мои действия носили случайный характер: я старалась все просчитывать, соизмерять, и лишь потом только делать - в этом я видела залог своего будущего и будущего своей семьи. Но авария все перевернула и поставила с ног наголову. Произошедшая катастрофа заставила меня констатировать, что случайность – это тоже важнейшая составляющая человеческого бытия. Планы планами, но если человеку уготована определенная участь, судьба, то он никуда от нее не денется и никогда не сможет перестраховаться.»

    (А.Я.):
«… случайность – это тоже важнейшая составляющая  ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  бытия.» И не только «человеческого». Господин случай – непременный участник прогресса, который движим тремя составляющими: изменчивостью, наследственностью и естественным отбором, основа которого – перебор  СЛУЧАЙНЫХ  вариантов.

    (О.Б.):                (стр.66.)
«Я-психика в тоске представляла собой старушку на смертном одре, знающую о своей смерти и без боли и волнений ждущую ее приход. В ней уже чувствовалась усталость от ожидания, желание завершить этот процесс как можно быстрее, потому что уже не только она устала ждать смерть, но и ее близкие, намучавшиеся с умирающей. И страшно то, что умирающая знала об их усталости, понимала свою ненужность и обременительность для них, и это еще больше заставляло ее спешить умирать. Она была вынуждена торопиться умирать не столько ради себя, сколько из-за них, из-за других, из-за тех, ради кого она жила раньше. Она призывала, подгоняла смерть, чтобы освободить их от себя, чтобы вернуть им свободу действий и облегчение, освобождение от обязанностей. И понимание того, что твое присутствие уже лишнее в бытии, что ты уже в тягость даже близким, наполняло последние мгновения жизни страшной тоской – разве стоило во имя этого жить, бороться и творить?»

    (А.Я.):
Разве «во имя этого жила и боролась» я-психика? Просто на рубеже восьмидесяти лет человек впервые задумался о смысле жизни. И увидел, что вселенско-масштабного смыла-то в его, человека, существовании на Земле нет. Какое значение имеет тот факт, будет или нет плесень, по имени Жизнь, образовавшаяся на поверхности одной из планет в одной из солнечных систем одной из галактик Вселенной? Тем более, что человек - один из элементов Жизни, её расходный материал – копия системы, обречённый на ограниченный срок существования.
Прозрение психики, потеря смысла жизни вследствие достижения цели закончившегося этапа, усталость от ожидания своего конца, понимание усталости близких, «намучавшихся с умирающей», вызывало желание завершить этот процесс как можно быстрее.  Но, если к 80 годам «старуха с косой» где-то ещё блуждает, где-то после точки «1д» появляется (может появиться) второе дыхание – новый смысл жизни. (Статья – «Рис. Наполнение души 5»  (http://www.proza.ru/2017/10/02/240).  Связано это с тем, что на поступки человека «социумная подпрограмма» стала влиять больше, чем подпрограмма-эго. Возникла новая цель, - новый смысл жизни в том, что ещё можешь принести пользу людям. Не конкретным я-психикам, а я-психике социума людей. Как только поймёшь, что есть надежда разобраться в причине, которая заставляет социум людей в ускоряющемся темпе «гнать коней к обрыву», за которым – смерть. Смерть всех я-психик и индивидуумов, и социумов. И снова жажда жизни, и снова человек получает удовольствие, как и раньше от самого процесса жизни. Не от дыхания, насыщения, утоления жажды – всего того, что сохраняет тело, а от процесса творчества, от работы над программой сохранения социума.
Но. Организм вошёл в зону «красного треугольника», и в нём ломается и выходит из строя всё, что выработало свой ресурс. («Красный треугольник» см. рисунок «Диагр. наполн. души 5). Успеть бы сделать как можно больше.


Рецензии