Недалече от села

            

              Отечественная художественная литература развивается по двум параллельным направлениям. На эту  её  главную особенность обратил внимание замечательный советский писатель-сатирик М.М. Зощенко.
              Одну линию он назвал «народной» и отметил, что она берёт своё начало от А.С.Пушкина. И сам Зощенко в своём творчестве поддерживался именно данной линии. Линию «народной» художественной литературы с крестьянским уклоном после Пушкина по праву продолжил Н.А.Некрасов. В советский исторический период художественной литературы её по достоинству подхватили С.А.Есенин, М.А.Шолохов, А.Т.Твардовский, М.Исаковский.
               А советский поэт В.В.Маяковский пошёл ещё дальше в её развитии, он первым придал «народной» линии художественной литературы городскую и рабочую тематику, шум многолюдных улиц и площадей, оттолкнувшись в свою очередь от блоковской линии в русской художественной литературе, от блоковского наследия в отеческой литературе.
               Вторая линия художественной литературы, по  мнению Зощенко, «психологическая» и эта линия не только перебивает «народную» линию, но даже и обрывает её, что вызывает не только серьёзное неудовольствие у писателя-сатирика, но и её полное отрицание. Он очень горько сожалеет, что прервалась «народная»линия так гениально начатая ещё великим русским поэтом А.С.Пушкиным.
                При этом М.М. Зощенко конкретно не указывает, а кто стоит у истоков «психологической» линии художественной литературы.
                За него это сделал классик русской художественной литературы, автор в своё время нашумевшего романа «Что делать?» Н.Г.Чернышевский. Именно он своим прозорливым  художественным взглядом выделил в творчестве Л.Н.Толстого «диалектику души».Она проходит не только через всё творчество автора романа-эпопеи «Война и мир»,но и через всю его сложную и противоречивую душевную жизнь, итогом которой стала такая странная смерть «на железной дороге».Писатель земли русской Л.Н.Толстой умер в дороге, в пути, однажды «замыслив побег»…
                А.П.Чехов у истока «психологической» художественной литературы предлагает поставить А.С.Пушкина.
                Естественно, нельзя забывать и такого великого  мастера психологии, как Ф.М.Достоевский, которому многим обязана не только отечественная, но и мировая художественная литература. И прежде всего хочется отметить психологический роман на все времена «Преступление и наказание», который, без сомнения, гениально был экранизирован советским кинорежиссёром Л. А.Кулиджановым.
                А вот что говорится о таком важнейшем литературоведческом термине, как «психологизм» в учебнике советской художественной литературы.
                «Психологизм /от слова психология/ - способность искусства постигать и изображать процессы психической жизни человека.
                Изображение внутреннего мира человека мы найдём у всех выдающихся писателей. Но только на определённой стадии литература проявила глубокий интерес к исследованию и воспроизведению сложных, изменчивых, противоречивых процессов, происходящих в сознании человека – к «диалектике души»
                Психологизм – одно из выдающихся художественных достижений литературы второй половины XIX века»
                Как видно из приведённого текста, авторы учебника в корне не согласны  с пессимистической точкой зрения М. М. Зощенко по поводу «психологической» художественной литературы, которая якобы перешла дорогу «народной» линии художественной литературы и даже загубила её.
                И теперь самое время вернуться к «народной» литературе и А. С. Пушкину.

                Братья сеяли пшеницу
                И возили в град-столицу!
                Знать, столица та была
                Недалече от села.

                А какое отношение А.С.Пушкин имеет к этим широко известным  поэтическим строчкам из «Конька-Горбунка», автором которого является П.П.Ершов, недоумённо скажет читатель. И будет не совсем прав. И вот почему.
                Обратимся к инверсии, которая намеренно допущена автором в четверостишии. С какой художественной целью? Только с единственной. Сместить акцент читателей со столицы на село, а для этого переставить данные понятия местами и тем самым  как бы умалить степень значения и достоинства град-столицы и возвысить перед ней село, придать ему более значительный художественный и политический вес.Да и по сути дела никакой инверсии на самом деле нет,если учесть бытовавшее в пушкинские времена название такого русского населённого пункта,как Царское Село.
                И всё потому, что именно А.С.Пушкину принадлежит такое крылатое выражение: «Тьмы низких истин нам дороже, нас возвышающий обман». Слово «обман» здесь очень искусно рифмуется со словом «роман», которое осталось у А.С.Пушкина «на уме».Помните, как у А. И. Райкина:три пишем, два на ум пошло.
                Естественно, слово  «роман» связывается с царской династией Романовых. Тем самым чаша «село» перевешивает на поэтическо-исторических весах чашу «град-столица». Град-столица – это царь, а село- «земледельческий народ», мужик - крестьянин, который в России двух генералов прокормил.
                А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой, Н.А.Некрасов,М.Е.Салтыков-Щедрин были сторонниками главной роли в истории и её развитии народных трудовых масс. Не случайно они проявляли такой большой интерес к декабристам.
                Таким образом, идея «Конька-Горбунка» - земельно-имущественные отношения  в царской России, о них у А.С.Пушкин идёт речь и в «Евгении Онегине».

                Бранил Гомера, Феокрита;
                Зато читал Адама Смита
                И был глубокий эконом,
                То есть умел судить о том,
                Как государство богатеет,
                И чем живет, и почему Не нужно золота ему,
                Когда простой продукт имеет.

      
                Как известно, простой - натуральный продукт производил простой народ. В начале истории это был «земледельческий народ» - крестьянство/ христианство/ - село; потом город, в том числе град-столица,-рабочий люд - пролетариат.
                Как государство богатеет,то есть военное начальство богатеет?О каком конкретно государстве идёт речь?Государство царя-государя или его верноподданных в лице трудового народа, "земледельческого народа"?Россия представляет собой два совершенно разных и противоположных по уровню государства:главного эксплуататора царя-государя и жестоко эксплуатируемого трудового народа.Царское государство или народное государство.История показывает,что богатеет только государство царя-государя,а его верноподданные в лице трудового народа влачат нищенское и жалкое существование.Об этом,например, очень ярко свидетельствует и архитектура,в частности, Зимний дворец,Царское село.               
                Самые крупные землевладельцы в России, тоже хорошо известно, – это царь и церковь / монастырско-общинные владения владыки /. А поскольку царь ещё и государь, то становится понятно, что юридически он хозяин всей земли русской и российской в Российском государстве, империи. Словом, царь – государь землевладелец, а российский народ-земледелец, землепашец, хлебороб. А страстным защитником, адвокатом «земледельческого народа» выступили Л.Н.Толстой, Н.А.Некрасов и М.Е.Салтыков-Щедрин.
                Если со столицей всё более-менее понятно, которой на то время был Санкт-Петербург, то вопрос возникает по поводу села. Но и здесь ларчик просто открывается, если обратиться к одной из незаконченных «Повестей Белкина» «История села Горюхина».
                А если копнуть ещё глубже и вспомнить, что Олонецкая губерния является «подстоличной Сибирью», а ею управлял учитель и литературный наставник А.С. Пушкина  Г. Р. Державин, с которым лицеист Пушкин всё время творчески соперничал, то вряд ли у кого вызывает сомнения, что имел на самом деле автор под селом Горюхиным... Рюриковичей.
                Такое утверждение у кого угодно вызовет улыбку, но только не у лингвистов-языковедов. Они прекрасно осведомлены о том, что слово «село» происходит от слова «лес», то есть корень у данных слов один и тот же. От данного корня образовано и слово «земля». Отсюда и такая как бы странная и туманная строфа в сказке «Конёк-Горбунок» «Против неба - на земле». А ведь царь –помазанник божий на земле. Вот аж куда летят поэтические стрелы.
                А вот что касается конкретно географического положения села Горюхина Рюриковичей, которое «к востоку примыкает к диким, необитаемым местам, к непроходимому болоту, где произрастает одна клюква, где раздаётся лишь однообразное квакание лягушек и где суеверное предание предполагает быть обиталищу некоего беса»
                И как тут не напомнить о таком хорошо известном естественно-историческом  памятнике культуры, как Бесов Нос, который расположен в Пудожском районе, ныне Карелии. И о распространённой в тех «бесовских» местах фамилии Бесов, Бесков. К ней примыкает фамилия Песков.
                Дело доходило даже до смешного, когда карельским властям представители РПЦ негласно советовали изменить название аэродрома «Бесовец»
                Да и житель Суоми занимает далеко не последнее место среди литературных героев поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
                Я уж не говорю про жителя  северной Олонии, который стал главным героем народной поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».И не просто литературным героем, а его художественный образ несёт в себе одну из главных идей самого художественного произведения. А эту художественную идею подарил художественному миру писатель и страстный охотник И.С.Тургенев. Именно он оставил в наследство потомкам «Записки охотника», а Н.А.Некрасов – поэму про деда Мазая и зайцев.
                Сказал бы народный поэт прямо,открыто народно-поэтическое словечко,да...Вовк недалечко...
               


Рецензии