Отзыв на рассказ Александра Хакимова Китобой

"КИТОБОЙ"  Фантастический рассказ  (Первопубликация: газета «Сегодня (Баку), № 16 от 28 августа 2003 и № 17 от 30 августа 2003)

«Их было пятеро. Их всегда было пятеро, с самого сотворения Солнечной Системы.
Впервые увидев эти существа в юпитерианской атмосфере, космонавты с Земли сразу же нарекли их «китами». Что ж, внешнее сходство было огромным. И здесь, в Космосе, срабатывал закон биологической конвергенции, согласно которому разные живые организмы, обитающие в сходных условиях, выглядят одинаково. Потом в обиход вошло и прочно укоренилось неизвестно кем придуманное словечко «юпит» – сокращенное «юпитерианский кит» – и с тех пор их стали называть именно так».

Так начинается рассказ А. Хакимова «Китобой». Рассказ о достижениях в развитии технологий и исследования Космоса? Можно сказать, что да. Рассказ о человеческих страстях? Да. О столкновении различных взглядов на то, как воспринимать существование жизни на других планетах? И это есть в рассказе.

Прогресс не остановить. Как невозможно остановить стремление человека  летать к другим планетам. К сожалению, мораль человеческая меняется не такими темпами, как развивается техника.  И фантасты, пытаясь заглянуть в будущее, создавая свои фантастические миры, стремятся предупредить человека о том, что в это будущее мы несем с собой не только новые технологии.

Итак, на одной из лун Юпитера располагается База по наблюдению за внеземными формами жизни, юпитами.

«Космобиологи изучали юпитов всевозможными способами: снимали на фото-и видеопленку, подолгу сопровождали на маршрутах миграций, наблюдали вблизи и издали».

«И, конечно же, науку волновал вопрос: разумны ли юпиты? Их всячески пытались вызвать на контакт, но все ухищрения людей ничем не кончились».

Прогресс и личность. Столкновение двух людей, воплощающих собой такие различные взгляды на инопланетную жизнь. Один из них, наблюдатель Исмаил Хименес,  делает всё возможное, чтобы изучить эту жизнь, не нарушая её, другой, Расмус, стремится ценой уничтожения одного из юпитов удовлетворить свою страсть китобоя.

«– Я охотник, – повторил Расмус. – Потомственный китобой. Десять веков мои предки были китобоями. Еще со времен викингов».

По мнению Расмуса охота — не означает жажду убийства. Это, по его словам, благородная страсть. Мнение юпитов, естественно, его не интересует. Расмус находит возможность избавиться на время от Хименеса с его горячим желанием защитить юпитов. И, возвратившись на свой корабль «Кракен», готовится к охоте, для которой у него припасены специальный скафандр и гарпун.

«Расмус спросил себя: а равны ли силы? Честно ли все это по отношению к добыче – и мощный вельбот, и усиленный скафандр, и гарпун, равного которому не знала история китобойного промысла, и вся эта видящая, следящая, наводящая аппаратура? Все ж-таки он считал себя благородным охотником и всегда старался поступать так, чтобы шансы добычи и охотника были равны. Ведь его предки-викинги выходили с китом один на один в бушующем море, в деревянной лодке, с обычным гарпуном, рассчитывая лишь на человеческую силу и мужество… Долгая изнурительная борьба человека с животным, звериное упорство против человеческого, инстинкт против разума, сила кита против силы китобоя и искусства гребцов…»

Отказаться от охоты на юпита? Нет, стремление добиться своей цели слишком завладело китобоем.

«Расмус ответил сам себе: все правильно. Да, вельбот, да, гарпун, да, техника… но ведь и добыча-то какая – юпит! Исполинский неземной кит, о котором и мечтать не смели поколения его предков! И не в море идет охота – в атмосфере планеты-гиганта… Нет, все честно. Тем более, что предки, бывало, применяли и гарпунную пушку, и даже гарпун с гранатой против земных китов».

Смело можно сказать, что рассказ «Китобой» — это живописное полотно, созданное Александром Хакимовым. Возможно, читатель найдет в нем отражение своих мыслей, отголоски своих чувств.

Можем ли мы повлиять на будущее? Да, если будем вспоминать ошибки, уже совершенные человеком, беспощадно и безжалостно уничтожающим мир, в котором сам же и обитает, ошибки, последствия которой придется исправлять нашим потомкам.

Александр Хакимов, кистью своего дарования и красками своего воображения создает образы яркие, живые и естественные. Для того, чтобы такие образы создать, автору нужно сначала проникнуться мыслями и чувствами героев произведения. Пропустить переживания героев через себя, ощутить самому тот мир, который он строит.
Есть вечные, непреходящие ценности. Их-то и защищает писатель, привлекая внимание к одной из острейших проблем, которые стоят перед человечеством сегодня.

Исмаил Хименес, обличая Расмуса, страстно произносит: «Скольких вычеркнули из жизни – навсегда, безвозвратно… Морскую корову, дронта, тура…» Хименес мог бы перечислять еще долго…

Казалось бы, всё просто — есть китобой, готовый на всё, чтобы исполнить свою мечту. Есть человек, стоящий на его пути. На самом деле всё гораздо сложнее. Это не просто столкновение двух людей, видящих мир по-разному. Это выбор пути в будущее для человека. Дано ли человеку право вторгаться со своими понятиями о жизни в жизнь обитателей других миров?

«Расмус развернулся вправо и отвел руку с гарпуном назад. Затем с силой выдохнул воздух из легких и, вкладывая в бросок всю силу естественных и искусственных мышц, метнул оружие прямо в пятнистый бок перед собой.
Трос длинной извилистой змеей последовал за гарпуном».

«Я – океан, рождающий цунами,
Но это между нами.
А людям говорю, что я рыбак,
Ютящийся у кромки океана
И знающий, что поздно или рано
Цунами нас поглотит, бедолаг.   (Дмитрий Сухарев)


Рецензии