Никольские филологи

 
В четвёртом классе (1976г.) мы учились в базовой школе. Здание школы старое, наш класс располагался на 1 этаже, проходная комната (через неё курсировали девочки на урок труда). Классным руководителем и учителем русского и литературы у нас была Александра Николаевна Фомичёва. Дама с такой необычной красотой! Я помню все её наряды, её прическу, в которую она закалывала шпильки со стразами Сваровски. Сейчас этой бижутерии много, а тогда - редкость.

Александра Николаевна - учительница, которая (как говорят в народе) умела держать весь класс! Она требовала внимания, и мы её внимательно слушали. По литературе в то время «проходили» сказку С. Маршака «12 месяцев». Читали по ролям, потом эту сказку поставили на сцене. Как я хотела роль! Но, видимо, не было у меня актерского таланта! До сих пор помню, как выступали на сцене девочки нашего класса. Актёры на роль были подобраны бесподобно, наверное, поэтому я, как сейчас, вижу капризную мачехину дочку (Лена Усачёва) и покорную, смиренную, такую худенькую падчерицу (Валя Рогозина).

Потом Александра Николаевна ушла, а к нам пришла молодая, очень красивая учительница Злата Александровна Попова. При Злате Александровне мы писали сочинения: разные и много. Помню, первое своё сочинение на тему «Кем я хочу быть?». Я написала, что хочу стать минералогом. Сочинение было на полстраницы, оно было написано под впечатлением книги А.Н. Ферсмана «Занимательная минералогия». Злата Александровна, прочитав его, сказала, что я ничего не знаю об этой профессии, и поставила мне 4. Я до сих пор помню эти полстранички моего первого сочинения. К настоящему времени я много написала про камень. В 2015 г. вышли 2 мои монографии по русскому языку, которые посвящены камню - драгоценному, ювелирному, в общем, красивому. Я с ней согласна, чем больше я узнаю камень, тем больше понимаю - что мало, что знаю.

Злата Александровна каждый урок на доске писала предложение, и мы его разбирали. На одном предложении занимались всеми видами разбора. Кто не помнит, скажу: фонетический, синтаксический, морфологический, словообразовательный. Она крупным, очень красивым, чётким почерком писала. Это были предложения, типа: «В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть». Обратите внимание на художественность текста! Злата Александровна учила писать нас сочинения по картинам-репродукциям, которые находились в конце учебника русского языка. При написании этих сочинений обращалось внимание на план: вступление, развитие действия, кульминация, сужение действия, вывод.

Муза Вячеславовна Береснева очень любит литературу. Помню её собственный экземпляр «Молодой гвардии» с пометками на полях и подчёркнутые красной ручкой «куски» (такой термин существует) текста. На все наши «умные мысли», которые возникали при чтении книги, мы должны были найти подтверждение в книге. А потом писали сочинения. Сочинения были по литературным произведениям, но с учётом мнения критиков. Помню, когда писали сочинение по произведению И.С. Тургенева «Отцы и дети», обязательно искали оценку произведения критиком: а как это произведение оценивал…?, что сказал.. ? Я сейчас понимаю, что уже тогда шла подготовка к выпускному сочинению. Скажу, выпускное школьное сочинение и вступительное в первый институт я писала «из своей головы». По русскому языку Муза Вячеславовна дала нам основы делового русского языка, например, как писать заявление ( не от кого, а чьё?); общепринятые сокращения. До сих пор пишу: м.б. (может быть), кот. (котор/ый/) и др.

Многое меняется в языке - приходят новые времена, сейчас уже «пиши, как умеешь», но её бережное отношение к русскому языку до сих пор помню.

Муза Вячеславовна запомнилась очень красивыми нарядами, потому что она перед нами стояла: она всегда находилась на сцене. У каждого преподавателя своя особенность подачи материала: кто-то сидит и беседует; кто-то стоит, и на него смотрят, перенимают манеру разговора, стараясь похоже произносить слова. Её выступления на сцене в ДК запомнились тем, что она начинала произносить текст с учётом выразительности русской речи: говорила, как пела. Так читают стихи Есенина - широко, певуче и очень по-русски.

Короткое время нас учила русскому-литературе Лешукова Маргарита Павловна. Мне она запомнилась тем, что требовала, чтобы сочинение было не более 2-3 страниц. Эти её установки очень правильны, так как достаточно сложно написать кратко, но раскрыть тему. Эти же требования сейчас существуют и по написанию эссе. Кто писал эссе по таким предметам, как обществознание, юриспруденция, экономика - меня поймёт! Если хорошо знаешь тему - написать проще, так как сразу можешь выделить основное.
В 9-10 классе литературу у нас вела Любовь Валентиновна Слепухина. Она - рассказчик от Бога. Каюсь, не читала многих книг в школе, но слушая её, могла пересказать. Её рассказы содержали очень четкие портреты героев. Она рассказывала, как будто читала чьё-то сочинение на тему:

«Характеристика героя / героини». И ещё, она очень следила за нашей речью. Слова-паразиты, типа: значит, в общем и пр.-, ею подсчитывались. Это уже сейчас я понимаю, как строится рассказ, а тогда я ей подражала.

И еще: обратите внимание на рассказ историка - чётко, по полочкам, по схеме, а филолог говорит иначе. Сейчас вспоминаю рассказ экскурсовода в Италии. Женщина - сопровождающая рассказывала нам о местах, которые мы проезжали, и упомянула, что Горький, живя здесь, всё время хотел вернуться в Россию. В какой-то момент замечаю, что мне очень жаль Горького, у меня текут слёзы. И только потом до меня дошло, я сама филолог и слушаю филолога. Я подошла и спросила, она очень удивилась, что я её так легко раскусила.

Филолог способен заставить людей сопереживать, заставить плакать, смеяться. Этому учат. Эти технологии помогают в торговле, в маркетинге. Я вела в своё время предмет «Технология продаж турпродукта». Весь курс основан на филологии, лингвистике и психологии. Это - технологии, которые помогают покупателю совершить покупку, а потом только подумать: Зачем я это сделал? Правильно поступил? И в конце - концов, оправдать свой поступок.

Сейчас пишу и понимаю, что никольские филологи заложили в меня что-то такое, что подтолкнуло меня в 40 лет перешагнуть порог Московского (государственного) областного университета (бывшего пединститута им. Н.К. Крупской) и снова сесть за парту с девочками, которые были ровесницами моей дочки. Мне посчастливилось 10 лет назад застать «старую школу» вузовских филологов, которых я хорошо понимала, а они – меня ценили.

Понимаю, что в другие времена это было бы невозможно!


Рецензии
Я сожалею, что в своё время не получила филологическое образование. Теперь уже точно поздно)) Остаётся только самостоятельно разбираться в этой науке, тщательным образом изучая учебные пособия.
"Многое меняется в языке - приходят новые времена, сейчас уже «пиши, как умеешь», но её бережное отношение к русскому языку до сих пор помню..." - это чувствуется, Марина, во всех твоих произведениях, как и "старая школа".
Это как в театре. Выходят на сцену такие, как В.С.Лановой, Л.Чурсина, В.Смирнитский... и зал замирает. Так выходить умеют только они.

Марина Белухина   01.10.2017 22:30     Заявить о нарушении
Марина, на самом деле в филологии, лингвистике, как и в любой науке, достаточно просто. Первый принцип, забудь то, чему учили в школе, а полюби все слова, которые есть в нашем богатом русском языке. Так получается, что многие от незнания отвергают слова, типа, она грубые, некультурные и т.д. Но они есть, когда-то наши предки их активно использовали. Все слова, словосочетания, фразы и т.д. - это наша память. А пока так говорят ( типа, у вас в колхозе!!!), или пишут ( а худож. произведения именно их ниша) они будут жить, а с ними будет жить и наш язык. Все таки надо уходить от расхожей фразы, что 300 Англ. / русск. словами можно полноценно общаться. Мы - русские по рождению и должны помнить, что все слова должны быть, просто, иногда, чтобы не навредить им, надо найти синоним.

Марина Белавина -Николашвили   02.10.2017 09:55   Заявить о нарушении