Тынянов о Есение

Тынянов о Есенине
...я дал анонс Тыняновских дней по просьбе библиотеки,
но и не скрою своего критического отношения к этой фигуре.
критика моя очень пристрастна и очень давняя.
с тех пор как ещё студентом я прочел его статью "Промежуток" за 1924 г., в которой он, среди прочих авторов, попытался что-то весьма пространно промямлить про Есенина, я навсегда закрыл для себя этого умника, хотя и прочитал до этого его Пушкина, Кухлю и что-то ещё.
Даю краткую цитату из упомянутой статьи:

"Есенин отступает неудержимо.
Прежняя лирика Есенина была, конечно, глубоко традиционна; она шла и от Фета, и от условного поэтического «народничества», и от примитивно понятого через Клюева Блока. В сущности Есенин вовсе не был силен ни новизной, ни левизной, ни самостоятельностью. Самое неубедительное родство у него — с имажинистами, которые, впрочем, тоже не были ни новы, ни самостоятельны, да и существовали ли — неизвестно. Силен он был эмоциональным тоном своей лирики. Наивная, исконная и потому необычайно живучая стиховая эмоция — вот на что опирается Есенин. Все поэтическое дело Есенина — это непрерывное искание украшений для этой голой эмоции 13. Сначала церковнославянизмы, старательно выдержанный деревенский налет и столь же традиционный «мужицкий Христос»; потом — бранные слова из практики имажинистов, которые были таким же, в сущности, украшением для есенинской эмоции, как и церковнославянизмы.
..........
"И полилась печальная беседа
Слезами теплыми на пыльные листы".
Эта банальность слишком эпична, слишком обстоятельна, чтобы встать в ряд с прежними. Здесь интонация лжет, здесь нет «обращения» ни к кому, а есть застывшая стиховая интонация вообще. Это — отход на плоскость «стиха вообще» (на деле — на уплощенный стих конца XIX века). Резонанс обманул Есенина. Его стихи — стихи для легкого чтения, но они в большой мере перестают быть стихами".
(конец цитаты)

Разве не закономерно, что автор, который изъясняется таким суконным языком (читай всю статью), который невозможно назвать русской речью произнес такой приговор поэзии русского гения? Увы, вполне закономерно. Помимо простой зависти гугнивого к говорящему чисто и ясно, можно с большой долей вероятности, допустить, что в такой убийственной оценке отозвался пресловутый антисемитизм Есенина, от расстрела за который его спасала до времени только всенародная слава и покровительство некоторых партийных бонз, типа Кирова, Чагина и др.
Человеку, родившемуся в богатой еврейской семье, вполне нашедшему себя в советской республике трудно быть объективным по отношению к гениальному аборигену-антисемиту, без конца оплакивающему на хрен никому из них не нужную какую-то там ещё и не Россию даже, а Русь.
Так что убийство Есенина всего через год после этой статьи (и многих других ей подобных по жесткой критике Есенина и есенинщины) стало закономерным исходом духовного противостояния уходящего под воду Китежа Русской Речи и отвратительного новояза революционных пришельцев.
Этот новояз и по сей день исподволь, но широко присутствует в культурной жизни постсоветской России.
***
ссылка на статью
Борису Пастернаку
Промежуток
// Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. - С. 168-195.
Комментарии (М.О.Чудакова) - C. 471-482.
http://philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/ist18.htm


Рецензии