Проезжая мимо

(из путевых заметок)


В метро: "Уступайте места пожилым людям, инвалидам, пассажирам с детьми и беременным женщинам".
Тут есть что-то лишнее.
Едва ли бывают пожилые нелюди. Все, кто садится в вагон - пассажиры (с детьми они или нет). Женщины бывают и небеременными, но беременными бывают только женщины. Значит, можно написать так: "Уступайте места инвалидам, пожилым, беременным и людям с детьми". Или, заменив детей на несуществующее прилагательное: "...инвалидам, пожилым, беременным и одеченным людям". Или: "детским людям", что было бы странно, но верно, ведь все люди, в сущности, дети.


"Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе" (синоптик А.С. Пушкин).


Отшельник в чуме у трассы на Ярославль.


Переславль-Залесский. Раньше назывался Клещин. И озеро было не Плещеево, а Клещино.


Если только захотеть, всегда можно вывернуться. Посмотрите на Переславль - масса музеев, от музея утюга до музея хитрости и смекалки.


Никитский монастырь. Никита был мытарем. Ему приснилось, что он попал в ад. Тогда он бросил всё, ушёл в монастырь, надел железные вериги. Добрые люди решили, что он свои богатства, своё серебро, конечно, переплавил в эти вериги. Убили его, сняли вериги... Нет, оказалось - железо железом.


Один нынешний меценат после аварии в Переславле восстановил там Никольский собор. А потом - Успенский собор в Ярославле. И собор в Рыбинске. Нет худа без добра.


Купец-коллекционер Плюшкин.


Рыбинское водохранилище, шлюзы, памятник Мать-Волга - всё очень большое. Была надпись про коммунизм и электрификацию - но ни коммунизма, ни электрификации не осталось.


Вывеска: "Интим. Товары для удовольствия. Заточка коньков".


Представьте Пушкина, напевающего: "Я шоколадный заяц, я ласковый мерзавец". Это не так сложно, у него есть подобная история в записках (про то ли шоколадного, то ли сахарного Пушкина).


Пошехонский сыр особенно интересен тем, что в самом Пошехонье его больше не делают.


Сергий Радонежский мастерил игрушки и дарил их детям. Умные люди подумали: зачем дарить игрушки, если можно продавать? - и освоили этот бизнес.


Череповецкие купцы поехали в Кронштадт, на встречу с американскими купцами, подарили ситный хлеб, на который сядь - прогнётся и распрямится.
Американец сказал: он похож на наши державы - как ни дави, сделают своё, устоят. И расписавшись на американском флаге (с 13 тогда звёздами) подарил его череповчанам. Те привезли флаг домой, он и сейчас хранится в местном музее.


Курьерская служба "Черепаха".


Печальная судьба Гориц. И знатных женщин сюда ссылали, а в XX веке закрыли монастырь и монахинь поубивали. В церкви был клуб, танцевали на костях Ефросинии Старицкой. Правду, её саму убили когда-то по приказу великого богомольца Ивана Грозного.


В Горицы приезжал Иоанн Кронштадтский. И когда он отплывал на пароходе и махал шляпой, монахини несколько километров бежали по берегу и махали в ответ, бежали, перепрыгивая через жерди для скота.


Староверский лубок: девица, совершившая блудный грех, голая сидит на огненном змее, руки её грызут волки, изо рта и грудей исходит пламя.


Батюшков - писал стихи, воевал, потом сошёл с ума и тридцать лет рисовал коней. Все мы немного лошади?


Первая любовь Блока была старше его в два раза, но пережила поэта на пять лет и умерла в сумасшедшем доме. В подоле платья у неё нашли зашитые письма Блока.


Баранки с поцелуем: торгующая девушка прикладывала к щеке покупателя товар - и целовала в дырку. Почему бы не возобновить традицию?


Почему монголы не дошли до Новгорода (версии):
1. Испугались местного разбойника.
2. Завязли в весенней распутице.
3. Новгородцы откупились.


Яжелбицы (народная этимология) - князь Александр сказал: "Я желаю биться". Видно, он был нетрезв и плохо артикулировал. 


Ловцы - ловят рыбу, а рыбаки - продают.


Отроч-монастырь на берег Тверцы. Снесли, чтобы построить речной порт. Теперь и порт пришёл в негодность, разрушается, никому не нужный. Стоило ли оно того?


Их нравы. Левитан (26 лет) Кувшинникова (на 13 лет старше) сошлись, хотя Софья была замужем. Но тут в художника влюбилась другая женщина, Анна (на 3 года его старше), а заодно и её 19-летняя дочь. Софья хотела отравиться, не вышло, и она просто уехала. Левитан хотел застрелиться, но тоже обошлось. Чехов спешит спасать Левитана. "Местность болотистая, пахнет половцами и печенегами". Другу помог, а история потом аукнулась в пьесе "Чайка". Левитан как-то застрелил чайку и бросил её к ногам Анны. О связи же Левитана и Софьи Чехов написал в рассказе "Попрыгунья", после которого они потом долго не разговаривали.


Старожилы говорят, что где-то перед войной по каналам в сторону Ленинграда прошла последняя баржа, гружённая вениками.


Вечером на улицах Новгорода пусто, ни души. Кажется, город вымер. Случайные встречные пугаются друг друга.


Новгородские церкви часто были ещё и складами. Купцы там и молились, и хранили товары - в нишах-тайниках.


Мостовые из деревянных досок. Их заносило грязью, через 15 лет клали сверху новую мостовую, и так ряд за рядом. Культурный слой накопился - до 7 метров.


Украшение вроде бубенчиков. Вешали на оголовье, звоном отгоняли нечисть.


Возле Изборской крепости на камнях есть знаки. Один из них - поле (сетка) для старинной игры. Так и представляешь себе стражников, которые от нечего делать играют у ворот крепости, не обращая внимания на подходящих ворогов.


Новгород Иван Грозный утопил в крови, Пскову повезло больше. Якобы "виноват" юродивый Николка, который вышел с караваем, протянул царю и сказал: "Отведай, Ивашка, хлеба-соли, а не мяса и крови".


Зачем тебе триллеры и фильмы ужасов? Читай историю, дружок.


Торгельс Кнудссон - швед, отвоевавший Выборг у новгородцев. Памятник ему стоит на ратушной площади. Поставили при Николае II, до этого русские не позволяли, памятник стоял в музее, значился как статуя неизвестного воина.


Памятник Петру I поставили в Выборге тоже при Николае II. После революции Финляндия, обретя независимость, памятник убрала, на его постамент водрузили льва. В 1940-м году, после советско-финской войны, Петра вернули. В 1941-м финны вернули льва. В 1944-м советские войска опять взяли Выборг и снова поставили Петра. Так и стоит.


Булыжная мостовая - из необработанных камней, брусчатка - из обработанных, торец - из обтёсанных кусков брёвен, их делали шестиугольными, как соты, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Две беды - в наводнение они уплывали, а при пожаре - горели.


И Николай I на коне, и Пётр, тоже I, на коне - а какая разница.


Многоголосие - попы могли читать одновременно несколько частей одной службы. Если читали сразу пятеро - выходило в пять раз быстрее, экономия времени.


Вышний Волочок - целый город красоты распада: разваливается практически всё, за малым исключением. Такое впечатление, что это стиль такой: рукотворная руина.


Рецензии