Алла Ларионова

Родилась 19 февраля 1931 года в Москве.
Мир большого кино распахнул двери перед ней еще в студенческие годы, когда она сыграла «Любаву» в фильме «Садко». А перед ней на эту роль прошли пробы около 200-т молодых актрис – и все они были забракованы. После этого фильма Ларионова сразу же стала знаменитой. В 1953 году на Венецианском международном фестивале этот фильм был удостоен серебряного льва.
Эта женщина была абсолютным эталоном красоты. В середине пятидесятых не было в нашем кино более громкого имени, чем Алла Ларионова. Открытки с её изображением молниеносно исчезали из киосков. Ей поклонялись, ею восхищались многие. Ларионова же всю жизнь любила одного человека – Николая Рыбникова.
Они были очень разные: москвичка, красивейшая женщина, светская львица и он – родом из провинции, не знавший себе равных в ролях простых рабочих парней. Ей объяснялись в любви всемирные знаменитости. По нему сходили с ума многие женщины. Они прожили вместе 33 года. Их соединила большая любовь.
Алла Ларионова достойно распорядилась своей красотой, талантом, жизнью.
В 1953-м Ларионова окончила ВГИК, а в 1954-м на экраны страны вышел фильм «Анна на шее», который поднял актрису на вершину славы. В фильме её партнерами были великие артисты М.Жаров, А. Вертинский, который высоко оценил её работу в этом фильме. Они встречались и после съемок.
После выхода на экран страны «Анну на шее» посмотрели 32 миллиона человек. Фильм стал в 1954 году лидером проката. В эти годы Ларионова - гость всех международных кинофестивалей. Она исколесила всю Южную Америку. Её приглашал сниматься сам Чарли Чаплин. Но, конечно же, ей этого сделать не позволили: киносъемки в любой капиталистической стране означали чуть ли не измену Родине.
Ларионовой выражали свое восхищение Луи Арагон, Жан Марэ, первая актриса Америки Мэри Пикфорд, Жерар Филипп не скрывал своей влюбленности. Между ними завязались шутливо-любовные отношения. Сохранились их совместные фотографии, посвященные Ларионовой стихи. Жерар Филипп ей тоже нравился. Она наслаждалась его обществом, прогулками по Парижу. Но после роскошных приемов и встреч, ей хотелось в тишину, домой, в сою коммуналку.
Героиня в кино и красавица в жизни, Ларионова была символом любви, о которой мечтали люди во все времена. Кто только ни делал ей предложения руки и сердца – от старшеклассников до маршалов. Она могла выбрать сильного, влиятельного человека. Но брак по расчету был для нее чужд.
-Знаете, за что я уважаю себя? – сказала Алла много лет спустя. – За то, что в таком сложном, непредсказуемом кинематографическом мире я не шла ни на какие сделки. Не платила ни своим телом, ни своей душой. Я могла только любить…
Второго января 1957 года Алла Ларионова связала свою жизнь с Николаем Рыбниковым, уже имевшим всесоюзную славу после главных ролей в фильмах «Весна на Заречной улице», «Высота». Многие сомневались в долговечности их союза. Два артиста, у обеих съемки, постоянные разлуки, поклонники у неё, поклонницы у него. На вопрос, что такое любовь, Алла Ларионова отвечала просто: «Любовь – это когда долго общаешься с человеком и он тебя ничем не раздражает». В 1957 году у них родилась дочь Алена, а через четыре года – Арина.
Им разрешили купить пятикомнатную квартиру в новом доме. Квартира была больше ста метров и с камином, о котором они мечтали. Их дом всегда был открыт для гостей. Они дружили с космонавтами, актерами, людьми рабочих профессий, но никогда не приглашали к себе «нужных людей». Министр культуры Фурцева как-то сказала Алле: «Аллочка, пригласите меня к себе на ужин!» Ларионова все свела к шутке. Она представить не могла столь высокую гостью у себя в доме, тон общения с ней.
В шестидесятые годы Рыбников и Ларионова снимались ежегодно, а в отдельные годы и по 2-3 раза. Но после 1970-го стал меняться характер их ролей, что вполне естественно, если учесть амплуа их героев. Ларионова достойно пережила годы простоя в работе. Всегда следила за собой. Склонная к полноте, постоянно сидела на диете, оставалась изящной и элегантной.
В 1971 году вышел фильм «Седьмое небо», в котором они сыграли главные роли. Зрители хорошо встретили эту ленту. Но для актеров в эти годы начался период «малокартинья» и безработицы. Они узнали, что такое творческая невостребованность.
Николай Рыбников ушел из жизни 22 октября 1990 года, не дожив месяц до своего 60-летия. Ларионова держалась. Но работы не было - и не предвиделось. В таком бедственном положении, в каком была она в начале 90-х, оказались многие наши киноактеры. Но она не была одинокой. Её окружали друзья, любили и опекали дочери. А в феврале 1991-го года, в 60-летний юбилей, ей было присвоено звание народной артистки РСФСР.
В апреле 2000 года Ларионова поехала с концертом в Белгород. Там почувствовала себя плохо, но в больницу не легла, срочно вернулась в Москву. Умерла ночью 25 апреля, в возрасте 69-и лет, перенеся за два дня до этого на ногах обширный инфаркт. Врачи сказали: если бы осталась в Белгороде, не поехала в Москву, рокового исхода удалось бы избежать. Проститься с Аллой Ларионовой пришло очень много людей.
Похоронена на Троекуровском кладбище.


Рецензии