Первый пожар

Все когда-то бывает в первый раз. Так и в моем случае. Прибыв в часть молодым лейтенантом я судорожно стал думать, как построить обучение личного состава. Есть два направления в обучении: " Это практические занятия, которые включают в себя тушение разных видов пожаров и профилактика". В обоих случаях солдаты пожарной команды имели слабые знания.
Конечно, знать и то и другое это сильно, но все же они бойцы гарнизонной пожарной команды. Начальник пожарной команды гонял их от случаю к случаю, или за какие- либо прегрешения.
Тут же нужно было настроить постоянные занятия. Переговорив с прапорщиком Маербаевым по поводу занятий я стал готовиться к лекциям.
Сначала нужно было понять с чего начинать, а именно какими знаниями обладают бойцы. Где заканчиваются знания  и что нужно подтянуть. Совместно с начальником пожарной команды были определены дни занятий и часы проведения. Обязательно, что бы все бойцы прослушивали занятия.
Если кто-то был в наряде, то на следующее занятие обязательно должен присутствовать. Еще писать конспекты, так быстрее доходит, тем более потом можно будет их почитать.
На бумаге все просто когда я составлял план обучения. А вот в действительности, банально пришлось искать тетрадки и ручки для каждого солдата.
Первое занятие показало практически нулевой уровень знаний, особенно по профилактике.
По практическим знаниям еще что-то знали, хотя бы своим языком. Например:"Серега, хватай ведро пожарное в 3 отсеке, или рукав большой тащи в 1 отсеке". Сначала мне было смешно от таких слов, но затем грустно. Прапорщик Маербаев ярко краснел от таких слов подчиненных и постоянно подправлял  их.
В итоге я понял для себя, что нужно все начинать с «0». И это все как в практике, так и в профилактике. Значит нужно было планировать и теорию и практику. Оба занятия мне не потянуть, нужно было разделить ответственность.
Самым правильным рассудил я, это назначить ответственным за практику начальника пожарной команды, а теорию возьму я. Так я и поступил. Потребовал от Маербаева конспект на каждое занятие и сам стал писать краткие конспекты на каждое занятие.
Пожарная команда стала функционировать правильно со своим расписанием.
Солдаты стали знать свои часы занятий в классе пожарной команды. А начальник пожарной команды свои занятия, которые он должен был провести. Дело в том, что на тот момент Маербаев постоянно где-то пропадал и солдаты жили своей жизнью.
Это были отголоски от предыдущего инспектора пожарной охраны, который не проводил занятий и где-то пропадал. Большей частью по личным вопросам или по пьянке. Да, офицеры тоже люди и так же бухают, как гражданские.
Только спрос с них больше.
И вот все эти упущения по службе мне пришлось на первых порах устранять.
Первым делом была сделана карта городка с нанесением мест, где были пожарные гидранты. Что бы все солдаты знали их места и в случае пожара быстро могли отыскать.
Конечно, это скорее информация для водителей пожарных машин, но и другие бойцы должны все это знать решил я. "Учить так учить всех",- вот мой девиз.
Занятия проходили позитивно и многие солдаты никогда не сидели в классе, а только занимались уборкой и тушили пожары. Поэтому они внимательно слушали мои занятия, тем более что в дальнейшем каждый из них должен был сдать зачет по теории. Да и мне было интересно видеть плоды своей работы, когда в дальнейшем бойцы стали правильно называть пожарные рукава и оборудование. Они стали говорить на правильном пожарном языке. Сам класс специальной подготовки под моим руководством был оборудован стендами с образцами пожарных рукавов и стволов.
Маербаев, так же стал проводить практические занятия, хотя темы занятий назначал я. Мне было нужно от бойцов знания и умение правильно работать на пожаре.
И вот наступил этот день, когда нужно было применить свои знания на деле.
Мой дом где я тогда проживал находился на удалении 300 метров от пожарной команды и был крайним возле КПП. Как будто специально мне дали такую квартиру на последнем 4 этаже окнами к казарменной зоне.
С моего балкона просматривался клуб, сопки и казарменная территория. В 3 часа ночи резко прозвенел телефон в моей квартире. Я быстро подбежал к нему и ответил слушаю: "Товарищ  лейтенант, пожар!". "Понял",- быстро отвечаю, бегу. Быстро накинул рубашку и надел галифе под сапоги. И вот уже через 3 минуты я бегу по дороге к пожарной команде.
"Первая машина вышла",- докладывает дежурный. Я запрыгиваю во вторую пожарную машину и мы мчимся по дороге. По докладу горела казарма военных строителей возле дороги. Стройбат стоял хотя и на территории военного городка, но имел своих командиров в лице командира роты и прапорщиков. Уже через 2 минуты мы прибыли к пылающей казарме. "Ну и дела",- подумал я тогда. Прибыли быстро, а тушить уже нечего.
Крыша одноэтажной казармы уже прогорела и упала внутрь здания. На первый взгляд все здание представляло собой большой костер, только огороженный кирпичными стенами здания. "И чего тут тушить?",- тогда подумал я. Спасти из имущества уже ничего невозможно, солдаты все выбежали из казармы, да и никаких построек рядом нет.
Ну что ж, все равно нужно тушить, не оставлять же факел. Бойцы первого расчета уже тушили пожар внутри здания. Наш второй расчет также развернул линию  и стал подавать воду через 66 рукав. 
И вот я с одним из бойцов приблизился к стене здания для подачи воды внутрь. Мы стали рядом с окном и стали подавать воду внутрь. От разности температур горения и подаваемой воды кладка стены треснула. О ужас, пролет кирпичной стены в 3 метра стал медленно падать! Отбежать было уже невозможно.
Как в замедленной съемке я видел падение стены, но ничего не делал что бы спастись. Видимо у меня был начертан свой путь. Кто знает, может меня бы и не убило, но то что такая махина сделает инвалидом это точно. Все это происходило в считанные секунды, но мне показалось вечностью.
Стена упала с тяжелым грохотом, но внутрь здания казармы. Тогда я еще не был верующим и не был крещен. Но все же крамольная мысль пролетела, Бог есть!
Бойцы затушили остатки пламени и мы с чувством выполненного долга поехали в пожарное депо. Таким был первый пожар под моим руководством в звании лейтенанта. Дальнейшие пожары были сложнее и трагичнее, но и я уже был опытнее, а мои солдаты действовали слаженнее.
Последующие пожары были сложнее по своему развитию, но и я со своими бойцами стал опытнее. Множество из пожаров были потушены в самом начале возгорания, благодаря быстрым и слаженным действиям военных пожарных моего подчинения. Наша команда была- гарнизонная пожарная команда и выезжала первой.


Рецензии