Пройдемте в сказку?

Пролог

Давным-давно… Разве не так начинаются сказки? Так вот…
Давным-давно, когда мне было лет семь, на чердаке старого-престарого дома я нашла книжку «Путешествие Голубой стрелы». Повесть-сказка о приключениях игрушек настолько мне понравилась, что каждую ночь, засыпая, я представляла себе, как оживают куклы в моей детской, как они разговаривают и затевают шалости. Я лежала тихо, подглядывала, делала вид, что крепко сплю.
Прошло много лет, и вот мне опять попалась книжка Джанни Родари. Усадив детей, я с упоением стала читать им главу за главой. И все было хорошо, пока мы не дошли до того места, где кукла Роза увидела бедную бездомную девочку, спящую в подъезде и не решила остаться с ней.
"...Так и нашла их утром привратница: обнявшись, как сестренки, на полу сидели замерзшая девочка и кукла Роза. Кукла не понимала, почему все эти люди собрались в подъезде, и с недоумением смотрела на них. Пришли настоящие живые карабинеры, такие большие, что просто ужас. Девочку отнесли в машину и увезли. Кукла Роза так и не поняла, почему девочка не проснулась: ведь до этого она никогда не видела мертвых. Один карабинер взял ее с собой и отнес к командиру. У командира была девочка, и командир взял куклу для нее. Но кукла Роза не переставала думать о замерзшей девочке, около которой она провела новогоднюю ночь. И каждый раз, думая о ней, она чувствовала, как леденеет ее сердце..."

Не знаю, насколько чувствительны вы, но я и сейчас с трудом читаю эти строки (и это еще без описания того, как куклы пытались отогреть ребенка). Не сдержав слез, я захлопнула книгу. Дети смотрели на меня с недоумением. Ни тени волнения, ни горечи, ни жалости. И тут я поймала себя на мысли, что совершенно не помню этого в той книге, что прочла в семь лет, хотя, казалось бы, впечатление должно было остаться очень сильное. Но в той книге все было веселым и забавным.
В чем фокус? Мне захотелось разобраться в этом вопросе.

Итак, глава первая. Жуткая.
Ох, уж эти сказки! Ох, уж эти сказочники!

Задумывались ли вы когда-нибудь, зачем нужны сказки? Ни для кого не секрет, что психологи настойчиво рекомендуют рассказывать их детям с самого раннего возраста. Мамин голос, атмосфера загадочности развивает в ребенке воображение и устанавливает с родителем крепкую связь. Все так. А слышали ли вы о том, что сказки играют очень важную роль еще потому, что приучают детей к факту существования смерти? Объясняется это очень просто: ребенок, появляясь на свет, верит в свое бессмертие, смело смотрит в будущее и живет так, будто мир – это одна большая красивая игрушка, предназначенная только для него. С опытом иллюзии уходят. Все, кроме одной. Детей оберегают до поры до времени от того, что все бренно и исключений нет. Но нельзя же поставить перед собой десятилетнего отрока и заявить ему, что он обязательно умрет, но сначала помрут все его близкие. Поэтому горькую конфетку правды с начинкой из страха заворачивают в сказочный фантик.

Вообще, если уж начистоту, большинство сказочек – жуть чистой воды. Слышали про глиняного паренька, который съел деревню, про оловянного солдатика, сгоревшего в камине, про растаявшую Снегурочку, про утопленницу Аленушку? Колобок, в конце концов! Взяли кусок теста, наделили его умом, речью, забавными повадками шалуна – балагура, а потом скормили лисице, мол, вот гад - дохвастался.
Если объединить всё, то получится, что сказки держаться на трех китах: смерть, любовь и как выжить с минимальными потерями. Про потери в основном нашего производства. Имеют две разновидности:
Первая - сказки, где описаны хитрость, ловкость, смекалка и то, как везет дуракам (про несчастную щуку и Емелю-лодыря, про замученную шантажом золотую рыбку, про ушлого батрака, которому после барина сам черт не страшен, про похотливого свинопаса с его лобызаниями и про нещадно эксплуатируемых конька-горбунка с серым волком).
Вторая - сказки, где описаны блага, получаемые взамен, т.е. как аукнется, так и откликнется (яблочки надо собрать, пирожки из печи вытащить, в избе Потапыча убраться, Метелице перину взбить).
Так что, сказка – вещь серьезная. Она призвана:
а) напугать, но так чтобы ребенка можно было убедить, что все понарошку;
б) рассмешить, чтобы стало легче после того, как напугали;
в) дать кратенькое представление о любви и семье;
г) научить тем качествам, которые помогут в жизни;
д) вселить веру в чудеса и подарить надежду.

Самые популярные сказки отвечают почти всем требованиям («Буратино», «Красная шапочка», «Снежная королева», «Спящая красавица»). Хотя встречаются исключения в виде депрессивной «Русалочки», из которой ясно только одно – все мужики сволочи, и  Каролины, у которой вместо глаз пуговки.
Не будем растекаться по сусекам, а лучше рассмотрим сказку Шарля Перро - «Золушка, или Хрустальная туфелька».

Глава вторая. Разоблачительная
Не так я вас любил, как вы стонали!

Оговорюсь сразу, чтобы не было подозрений: я терпеть не могу эту историю.
Во-первых, этот кочующий из сказки в сказку образ отца-мерзавца, который позволяет изводить свою дочь (наши-то, если помните, дошли до того, что папаша оставил Настеньку в лесу зимой на съедение волкам). Уголовники, а не отцы! Скажем прямо, представление о сказочных мужчинах складывается не ахти. Если принц, то какой-то вялый и придурочный. Ну как можно было сказать: «Кому подойдет туфелька, на том и женюсь»? Он что пьяный был? Он не помнит, какую девушку ужинал и танцевал? Или он ростом не вышел, чтобы суженую рассмотреть и кроме туфли других особых примет не запомнил? А женихи царские, стрелки-лучники косоглазые? Это же недоразумение, какое-то. Мало того, что эти бесхребетные вельможи сами ничего не могут, стрелять не умеют, так они еще всю жизнь потом за счет своих жен выезжают, умудряясь попортить им весь марафет в виде лягушачьих шкурок. Какой нормальный мужик платье жены сожжет? Тем более, если жена колдунья. Тут и обычная женщина в Баб-Ягу превратится.

Принцы, простые Иваны, Иваны царевичи - женятся, потом хоронят хороших жен (Золушек, скорее всего), женятся вторично, но уже на мерзких сварливых бабах, потом помогают измываться над своим потомством. Стареют, нищают, рыбачат. Вылавливают золотую рыбку и начинают мучить хладнокровное, клянча все подряд от корыта до дворца. Попросить жену нормальную в голову старому балбесу не приходит.
Справедливости ради надо сказать о солдатах и богатырях. Судя по популярности персонажей – воевали вовсю. Смекалистость солдат вызывает улыбку и ностальгию – минули те времена, когда воины были какими положено. Взрослые мужики, бывалые, сильные: и отпор дадут, и кашу из топора сварят. Не то, что теперешние рекруты - несчастные безусые дистрофики, которых самих, словно мясо в супе, вылавливают служащие военкоматов и силой заставляют отдать долг родине. Правда, иногда смекалистость солдатская попахивала мошенничеством, а то и полным беспределом. Помните, как в сказке «Огниво» солдат отрубил ведьме голову? За что спрашивается? Бабка уговор выполнила, а он забрал и золото, и зажигалку, и старушку «приголубил».

Теперь богатыри. Богатыри они хорошие, они наши родные, былинные – их трогать не будем. И пусть говорят, что их сила и мощь росла в зависимости от того, сколько медовухи выпили гусляры – не важно. За одну только подачу, за язык и за несокрушимость, вкупе с мощью:
Его добрый конь да богатырский,
А он на корни да спотыкается -
А й, как старый-от казак да Илья Муромец
Берет плеточку шелковую в белу руку,
А он бил коня да по крутым ребрам,
Говорил-то он, Илья, таковы слова:
- Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок!
Али ты идти не хошь, али нести не можь?
Что ты на корни, собака, спотыкаешься?
Не слыхал ли посвиста соловьего,
Не слыхал ли покрика звериного,
Не видал ли ты ударов богатырских?

Красиво, не правда ли? Хоть и совершенно негумманно. Но, вернемся к нашим баранам.
Во-вторых, сказка про Золушку мне не нравится, потому как образ Феи, вы меня извините за прямоту, совершенно аморален. Где она пропадала, когда над крестницей измывались? Главное, дождалась, пока девчонка подрастет и тут как тут. Выдала замуж за принца. А то, что она семнадцать лет на сундуке с золой спала и работу черную делала, ее не волновало? Не Фея это, а старая сводница!

А наш бедный Золушок, или как ее звали промеж славян – Чумичка? Добрая, милая барышня, а парня-то увела, прямо из-под носа можно сказать. Половину сказки она притворялась хорошей, угодливой, послушной. Но, стоило появиться волшебной палочке, все пропало. В мгновения ока, затюканная чухонка превратилась в соблазнительницу-искусительницу. Такое ощущение, что вместе с каретой ей Фея и мозги новые подарила.

В-третьих. Интересно было бы послушать мнение о «Золушке» какой-нибудь царствующей особы. Вот кто, я думаю, будет не в восторге. Если принцы будут жениться таким образом, устои монархии полетят к чертовой бабушке.
Ну и напоследок, в–четвертых, из всех предложенных сказочных женских образов, Золушка выглядит, как рублевская жена – главное удачно выйти замуж. Ни слова о любви, ни слова о достоинствах принца. Зато красной строкой – дворец, король, принц, бал, карета, платье, туфли. Всё. Жизнь удалась.
Что ни говори, а женские судьбы хорошо просматриваются в сказках.

Глава третья. Девочковая
Эх, Марфуша, нам ли жить в печали?!

Уважаемые дамы и примкнувшие к ним господа, в этой главе предлагаю рассмотреть, каким образом сказки влияют на формирование девочек. Точнее, на формирование их женского самосознания, на их гендерную роль в обществе.
Начать хотелось бы сразу, незамедлительно, причем с наиболее уникального образа девочки-отличницы, но при этом еще и жуткой красавицы – с Мальвины. Вот всё при ней: и волосы-то голубые, и глазки-то большие, и ум при ней, и Артемон какой-никакой. Но скажите, скажите, почему единственное создание – носитель идеи всеобщего женского образования – набитая ватой кукла?! Кроме нее учиться хотел только Чебурашка – тоже ни разу не живой, да и самец, судя по всему. Что это за издевательство? Представлена она как жуткая зануда, истеричка, чистюля и стерва. Помните это: «Догнать, догнать его немедленно, Артемон, Артемон!!!» Брррр… Единственный персонаж, который можно было бы привести в пример. Сказать: "Вот, доченька, посмотри. Мальвина любила учиться, она не хотела ;с;п;а;т;ь; ;с; ;К;а;р;а;б;а;с;о;м; дрыгать ножками в театре, не хотела быть ;м;о;д;е;л;ь;ю; просто красивой, не хотела ;д;е;н;е;г; славы, не хотела ;д;е;н;е;г; успеха, не хотела ;д;е;н;е;г; замуж – она хотела учиться, хотела, чтобы ее уважали и любили не за внешность, а за ум". И этот единственный персонаж, на самом деле - безмозглая кукла, которая откровенно проигрывает на фоне жизнерадостного балбеса Буратино.

Все остальные героини легко делятся на несколько видов.
Самый распространенный – красавица-волшебница-чудесница, стыренная представителем темной стороны (колдуном, ведьмой и прочее) и оставленная в ожидании подвига, в связи с ее освобождением. Что тут сказать? Наши девочки с детства должны быть готовы, что если ты красива, то людской злобы и зависти им не миновать. Вероятнее всего, ты долго будешь маяться под бдительным присмотром родителей, а потом тебя поцелует будущий муж (не тот, что принц, а тот, что понаглее) и...
... проснешься рано утром, накормишь всех завтраком, проводишь мужа, отведешь детей в сад, в школу, пробежишь сайгаком по магазинам, быстренько приготовишь обед, уберешься, постираешь, погладишь, приготовишь ужин, заберешь детей, сделаешь уроки, уложишь спать, зашьешь-заштопаешь, на завтра все приготовишь и вот, наконец-то, сядешь к телевизору, чтобы посмотреть Дом2 – единственную передачу, в которой всё еще хуже, чем у тебя, как придет домой муж и скажет, что у него большие неприятности. Ты хоть что делай, но спать его пьяного уложи, приговаривая, что утро вечера мудренее. Лети голубкой, беги ланью, пой квакушкой - семейный очаг блюди, мужа выручай, от начальника его похотливого отбивайся, детей храни, родителей его терпи, друзей-раздолбаев привечай. И, кстати, а чего ты не работаешь?

Другой тип – это несчастные сиротки, воспитываемые мачехами (отцы умирать в сказках категорически отказываются), которые должны были погибнуть, утонуть, замерзнуть, съесть яду - что угодно, лишь бы не мозолить глаза. Поэтому их постоянно посылали. В самые дальние, в основном пешие, походы. Всякую фигню заставляли искать или тупо бросали. Сердце сжимается, когда читаешь об этом варварстве. Но вот что примечательно – они всегда выживали, как Тимофей Баженов. Не без помощи мужчин, заметьте. Семь богатырей, семь гномов, а у самой шустрой – двенадцать месяцев. У самой невезучей - Михал Потапыч, но ее из дома и не выгоняли – сама заблудилась. В общем, проруха судьба и все тут. Одна надежда, что встретишь мужика нормального, он тебе поможет стать счастливой. А не встретишь - будет из тебя третий тип.

Ведьмы, колдуньи, бабы-ёжки, феи, волшебницы, малефисенты – окрас не имеет значения – это всё одинокие женщины, которые выбрали карьеру. Или она их выбрала, а мужчины рядом не было. Не суть. Очень деятельные, добрые и жестокие, надменные и простые, веселые и хмурые, страшные и красивые – их объединяет одно: отсутствие своей собственной семьи и секса. Поэтому они активно, с интересом, решают чужие проблемы и суют свой нос везде, где только можно. Такое ощущение, что вреда от них, больше чем пользы (что от тех, что от других) - все их заговоры с оговорками, все их чудеса с примечаниями, все их происки сами себя путают. Всегда у них есть рядышком кто-то, кто на роль мужа не претендует, но для компании сгодится: Змей Горыныч или Кощей Бессмертный у Яги, паж у Феи, кот у ведьмы, ворон у колдуньи. Не хватает им, по всей видимости, тепла, внимания и ласки. Козни все у них какие-то странные, спецоперации вечно проваливаются. Короче, надеяться на них можно только в самых крайних случаях и то с натяжкой, памятуя, что ровно в двенадцать часов карета превратится в тыкву и день рождения закончится.

Есть еще тип - специально выведенный, чтобы выгодно оттенять красоту и трудолюбие других женщин. Это те самые мачехи, их страшненькие дочурки и прочие злые, завистливые и жестокие барышни. Не знаю, как вы, а я встречала одну такую в жизни. Настоящую, всамделишную. Она подпаивала соседку-красавицу, а когда та спилась и ее лишили родительских прав, вышла замуж за её мужа - перспективного молодого мужчину. Своего родного сына она тоже не сильно жаловала, поэтому отдала матери, а двух «новых» деток изводила, как могла. И работала она в садике воспитательницей... Берегите своих мам и знайте – ведьмы существуют!

Ну и последний тип, что приходит на ум – это несчастные страдалицы, жертвы любви, обмана и всяческой подлости. Здесь у нас горемычные русалочки, которые влюбляются только в подлецов, здесь у нас эфемерные Снегурочки, сгорающие в пылу страстей, здесь у нас утопленницы Аленушки, обреченные на зависть. Из этих образов совершенно ясно, что женщина должна сама обладать чарами, чтобы выжить, а иначе – хана.

Часть четвертая. Душевная
Направо пойдешь - коня потеряешь, налево пойдешь - я тебя сама пришибу!

Итак, что же получилось. Сказки нужны, сказки важны, но писатели берут на себя большую ответственность. Сея в детских умах не только страх, но и надежду, что все закончится хорошо, они должны выбирать правильные способы подачи материала. Когда есть ирония - ужасное кажется забавным. Когда есть улыбка – добро, теряя пафос, становится близким. Когда есть смех и искренность - любовь становится живой, человечной, открытой, в нее хочется верить. И мы верим всю жизнь, ведь взрослые любят сказки не меньше, чем дети. Хотя казалось бы для чего это нам?
Думаем, что нет Бабы-Яги, что нет принцев и русалок, думаем, что конец бывает печальней некуда, что спящие красавицы не всегда оживают. Думаем, но не хотим, чтобы было так уныло, так тускло, так предсказуемо. Миллионы людей увлекаются фэнтези, обожают мистику. А как мы любим ужасы? Это тоже все из детства: напугайте меня, встряхните, покажите, как моя жизнь хороша. Дайте я переживу с героями горе и радость, но только не нужно, чтобы это все было правдой - сразу скажите что выдумка и тогда я отыщу в ней те зерна, что помогут мне поверить, что все возможно.

Кому этого мало гоняет по тайге Йети, устанавливает невербальную связь с инопланетным разумом (даже беременеет периодически) или изучает манускрипты майи. Некоторые смышлёныши придумали, что умеют читать по звездам, назвались астрологами. Есть те, кому сказки просто необходимы – их направление фен-шуй. Это строго выстроенный, четкий, абсолютно безумный, выдуманный мир спятивших взрослых, которые верят, что вода в унитазе – источник, и он должен быть уравновешен зоной огня.

Мы развлекаем себя, отвлекаем, очаровываем, творим иллюзию. И это хорошо. Если учесть что нас много, а мысль материальна, то, может быть, уже где-то есть Тридевятое царство, а в нем Золотая рыбка живет в пруду возле избы Василисы Премудрой.
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!


Рецензии