Новое в Родосл. Г. 7 Константин Ч. 5 Сосновка

РУССКАЯ  ИЗБА   

ww.druzhaban.ru


ИСТОКИ
НОВОЕ  В  РОДОСЛОВНОЙ
ГЛАВА 7  КОНСТАНТИН
ЧАСТЬ  5  СЕЛО  СОСНОВКА


Вы конечно помните , чем окончилась предыдущая часть…
Владимир Николаевич Покровский - внук Константина Ананьевича сообщил своё мнение по поводу...

«Я не могу ни подтвердить,  ни опровергнуть обстоятельства
ухода Константинова из семинарии (думаю, что его отчислили по возрасту),
но могу опровергнуть утверждение, что невеста Константина была  из станицы Сламихинской и принадлежала к духовному сословию.

Анастасия Яковлевна проживала в селе Сосновка и отец у неё был “торговец”.
(по словам Николая Константиновича).
 Осталось описание села Сосновка тех времён, которое я прилагаю. Что я помнил и знаю, я зафиксировал в своихзаписках...

-----------------------------------------------

Так воспользуемся текстом о селе Сосновка, в котором проживала с родителями будущая жена Константина Покровского – Анастасия Яковлевна…

В этом описании не упоминаются конкретные лица, но само повествование очень любопытно, так как содержит много интересных   фактов -  об условиях жизни крестьян, их быте и нравах не только села Сосновки, но и многих других подобных сел  XVIII века, и, возможно не только в Самарской губернии.
Самое главное, что нужно учесть.

Описание Села Сосновки  было написано  Государственным крестьянином этого села Иван Дерюжева  в 1864 году, а Константин женился на жительнице этого села  Анастасии Яковлевне в 1895 году.

То есть за прошедший 31 год со времени публикации этого очерка наверняка село Сосновки изменилось не узнаваемо , очерк во всех отношениях.
Во всяком случае, в конце XVIII века притчей уже не выбирали в селе из неграмотных крестьян.

И всё-таки, сам очерк достоин того, чтобы с ним познакомиться  - не только потому, что жена Константина Покровского была оттуда родом, а потому что нашим предкам – священникам приходилось приезжать и нести службу, а значит нести   свет ученья крестьянам таких же сёл, как Сосновка.

Помните…

1876 год. Священник Ананий Покровский переезжает со всем своим семейством, включающим дочь Антонину и трёх сыновей: Венедикта (1870 года рождения), Николая (1872 г.) и Константина (1873 г. рождения) в село Пронькино.

«ПРОНЬКИНО - село в Бугурусланском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом».

А кто знает, не было ли село Пронькино, «зараженное расколом» таким же, как описанное село Сосновка?

Вот нам лишний раз повезло. Мы можем представить -  в каких сёлах работал Ананий Иоаннович и другие такие же сподвижники, создавая при церквях школы, в которых обучались не только дети, а и их неграмотные родители.

Кстати, село Сосновка позже было переименовано в село Покровское… Интересное совпадение названий и фамилий…


-------------------------------------------------------


Источник:  Памятная книжка Самарской губернии за 1863 – 1864 г.
Издание – Самарским губернским статистическим комитетом.
Самара.   1864 год.   В губернской типографии.

Стр. 121 - 128

ОПИСАНИЕ  СЕЛА  СОСНОВКИ

Село Сосновка Бугурусланского уезда, Сосновской волости, от города Бугуруслава 55 верст и от слободы Кинель-Черкасской (известного в уезде базара) 40 вёрст.
Жители – государственные крестьяне, Русские, старообрядцы.
Крестьян по 10 ревизии 595 душ и женского пола 690 душ.

Село, раскинутое на возвышенной местности, отделяется от окружающего леса двумя речками: с правой стороны села – Сосновкой, а с левой – Саврушею.
Речки эти сами по себе незначительны, - они берут начало: Сосновка близ села из родника, а Савруша вёрст за 20 от села, и тоже из родников,- но в них впадает множество чистейших родников, чем даётся возможность содержать на них 3 мирские (общественные) мукомольные мельницы.

Дома жителей все деревянные, покрытые соломою, выконопачены мхом и промазаны глиной.

Печи обиваются из глины, а из кирпичей делаются только трубы.
Каждый домохозяин имеет две избы; подле передней устроены ворота, в тщательно укрытый двор, где под навесом находятся земледельческие орудия (сохи, бороны, плуга и прочее),  лошади, коровы и овцы;  зимою же скотина содержится в особых для каждого рода сараях.

Птицы, у нас преимущественно – куры, живут в  сарае.

Задняя хижина без дымовой трубы (курная), а передние избы у всех белыя.
Почти у каждого домохозяина на дворе свой колодезь, вырытый доморощенными гидравликами.

Домашняя утварь, разумеется, весьма проста: стол в переднем углу, лавки около стен, широкие палати для сладкого сна (впрочем, у каждого есть перина, а у некоторых даже кровати), конник около задней стены (род кровати),  короб или сундук для платья, деревянные полки близ печи для горшков и посуды – вот и всё.  Зеркало – большая роскошь. Часов здесь не знают и не распределяют В переднем углу большой деревянный иконостас с медными образами, иногда и на доске византийской живописи, - есть принадлежность каждой избы.

Наружность и внутренность зданий являют патриархальную простоту.
Нередко поражает глаз безвкусие и непропорциональность частей к целому зданию.
Подобный дом ценится здесь до 150 рублей серебром. Отопляются дровами, освещаются лучиною.

В селе есть каменная церковь. Близ неё – выложенный каменный резервуар
С чистою водой.

Бывает еженедельный базар в Субботу и раз в год (29 июня) ярмарка.
Есть общественные хлебные магазины, з водяных мукомольных мельницы, и общественные: 3 коноводных обдирки, 2 салотопни и 2 бойни овец.

Праздничная одежда у женщин: разноцветные ситцевые рукава и сарафаны, платки, бархатные шубейки и башмаки;
У мужчин: красного и других ярких цветов ситца рубахи, бархатные шаровары, поярковые шляпы и сапоги.

Будничная у женщин: бухарской выбойки рукава и сарафаны, ситцевые платки, крестьянского сукна кафтан и лапти;
У мужчин: выбойчатые и синея льняные рубахи, синие же посконные портки (штаны), лапти, шапка и кафтан, как и у женщин.

Нижнюю одежду для семьи изготовляют сами женщины, а верхнюю, как то: ситцы, платки, выбойку и бархат, - доставляют базары.

В пищу употребляют самые свежие продукты: хлеб постоянно пшеничный, баранина, свинина, говядина, куры, яйца, молоко и разный молочный скоп.
Ежедневная пища летом: пшеничный хлеб, разная зелень и положительно можно сказать вообще больше растительная.

Зимою: щи с говядиной и каша.
Летом от изобилия продуктов и по трудности полевых работ, хозяйки стряпают богачо обеды, чем зимою.

Праздничные обеды: щи или суп, лапша, жарёное, яичница, курник (круглый пирог с курятиной), сдобныя (на масле и сметане) круглые, с разными украшениями лепёшки, пельмене, сотовый мёд и орехи.

Из напитков в праздники более употребительны: простая водка и домашнее пиво и медок; в будни – квас.
Чай – не в употреблении. Пить его считают за грех.

Семейство, нередко из 2, 3 и более женатых сыновей, живет вместе.
Глава семейства или   член в семействе – есть отец, а за смертью его – старший брат. совещательный, окончательное же решение. От него зависят все только окончательные распоряжения; все остальные члены семейства имеют голос только совещательный. Окончательно же решение всякого рода совещания принадлежат главе.
Семья распадается на несколько хозяйств не очень охотно.

Крестьяне осознают пользу семейной жизни и делятся только в силу каких-либо особых обстоятельств: неравенства рабочих сил, неуживчивости и нравственной испорченности  члена.

Брачный союз обязателен для каждого.

Жители села трудолюбивы и не бедны, у них нет недостатка в прилежании.


Глава семейства редко обращает внимание на согласие жениха и невесты.
Каждый муж буквально есть глава своей семьи. Муж действует деспотически и поныне удерживает за собой право употреблять плеть – средство для употребления семейством.

Мужской пол предпочитается женскому.
На мужчине лежит обязанность предоставлять семье: жилище, хлеб, отопление и освещение, материалы для одежды, обувь;

На женщине: приготовление рабочей и праздничной одежды для своего мужа и детей;
Девицы занимаются доставлением собственно для себя одежды и наряда.

Девушки пользуются за свой труд в семье только пищею и обувью;
Остальное же приготовляют себе сами, а наряд приобретают на свою собственность. Оне ткут холсты и меняют их на ситцы.

Сыновья имеют право на равное меж собой наследство, а дочери по выходу в замужество, получают в виде приданного, несколько овец или телёнка и затем совершенно лишены всякого права на хлеб, дом и на остальное в хозяйстве, как уже «отрезанный ломоть».

Крестьяне между собой связаны не только общественным пользованием, но и родственными узами: не только ближние, но и дальние родственники интересуются судьбою семьи, и каждый родичь готов помочь другому в затруднительную минуту. Это доказывается делаемыми часто помочами, то есть всякий, в чём-нибудь нуждающийся, приглашает всех родственников, шабров (соседей), и они ему помогают.

Пользование общественной землёю, покосом и лесом делится на десятки (10 душ надела). Время начала сенокоса и порубки леса определяется мирскою сходкою.
Крестьяне, кроме подати до 6 рублей серебром в год с души, отбывают натуральные повинности:

А) лесные работы (окопка леса канавами, прорубка просек, чистка просек и прочее).
Б) по охранению общественного спокойствия: ночные караулы по селу.
В) исправление дорог, мостов, гатей, постановка вех в зимнее время.
Г) квартирная повинность и
Д) подводная повинность заменяется денежною

В счёт натуральной повинности приходится в год около 10 дней на душу.
Начальник в селе – Сельский Староста. Все мелкие домашние ссоры и разделы имения решаются сходом.

Сходом управляют несколько более толковых стариков, каштапов, и надо с сожалением признаться, не всегда добросовестно: они часто под влиянием водки, располагают интересами общества в ущерб однообщественникам но, закоренелость старинных обычаев вещает к благосостоянию   и просвещению.  Все без изъятия религиозны, хотя и не все находятся в полном послушании церкви.

Большая часть держатся раскола поповщинской церкви, замечательного своим фанатизмом. Раскольница – мать,  имеющая сына иноверца, то есть, находящегося в послушании церкви, лишает права сына участвовать в общей молитве и есть из одной чаши и одной ложкой под предлогом, что смешается.

Иконы не чтят, а благотворят.

В отношениях религии, у раскольников с иноверцами два противоположных лагеря. Раскольники неприязненны к иноверцам, а единоверцы к раскольникам. Вражда эта доходит до высшей степени раздражительности. Этим резко выдаётся неразвитость сельского причта, потому что до сих пор не было не было изречено ни одного примирительного слова враждующих, на котором сходятся все вероисповедания и секты христианские, слова любви и примирения. Всякий иноверец в глазах крестьян есть еретик. Они проникнуты превосходством русского племени перед прочими иноверцами.
Хлебопашество ведётся с успехом; также известна в уезде успешная выделка простых и обшивных саней, (рыдванов)  телег. Удачному сбыту изделий способствует местный базар и особенно Черкасский (40 вёрст от села).

Есть свои шерстобиты, овчинники, горшечники.

Есть 3 кузницы, мастерами в коих свои крестьяне.

Зимою с успехом занимаются приготовлением хлопкового масла. В селе около 20 маслобоен. Масло сбывают на базарах.

Вообще можно сказать, что крестьяне сёла Сосновки все занимаются и живут дома. К занятиям на стороне имеют отвращение. В последние 10 лет осознали превосходство белых изб перед курными. Улучшений в земледельческих орудиях, к сожалению,  нет, и вообще приёмы так же просты и однообразны, как были и прежде. Уборка хлебов косою предпочитается уборке  серпом.

Говорят чистым велико - русским языком и на – О; употребительны в разговорных наречиях чисто славянские изречения, почерпнутые из церковных книг, буквальное изучение которых служит признаком отличного воспитания.

Крестьяне почитательны между собой, при каждой встрече почтительно раскланиваются, снимая с головы шапки.

Трезвость, добросовестное выполнение мирских обязанностей, хорошая семейная жизнь в большом уважении.

Вообще в народе пьянство не очень развито.

Ко всему вообще очень любопытны, понятливы и очень словоохотливы, но грубы. Школы в селе нет, а занимаются обучением только чтению церковных богослужебных книг.
Крестьяне сознают пользу грамотности, но причет по неграмотности своей  (священник и причет избраны из среды крестьян, малограмотные) не может удовлетворить современной потребности прихожан.

Раскольники превосходят грамотностью иноверцев: у них в каждом доме должен быть мастер разбирать (читать) церковные богослужебные книги.

По суеверию крестьян – утопленник или удавленник или вообще человек, умерший не естественной или насильственной смертью, в расстоянии 30 вёрст имеет влияние на атмосферу: оттого бывают чрезмерные дожди или же сухая холодная погода.
Лихорадка(болезнь) 12 сестёр дев, проклятых кем-то..

Оне посещают людей по произволу и поэтому происходит болезнь лихорадки в разных видах.

Медицина плохо, или лучше сказать  вовсе не привилася к народу. Они предпочитают лечения знахарок пособиям врача. Оспопрививание по понятиям крестьян – чистая случайность: - «Если Бог сбережёт, то и без прививания не пристанет, а если Бог накажет, то уже и привитие не сбережет».

Ни один из крестьян  не знает не только устройства своей родной Руси, но даже и законов, определяющих отношения и обязанности гражданина, но даже и законов, охраняющих их личные и вещественные права. Оттого же выбранные в исполнители закона (Головы и другие должности) не знают их основания и цели. От неразвитости юридического смысла крестьяне страшатся судебного опроса.
По понятию крестьян,  солнце одушевлённое существо: восходит и заходит по определённым от Бога законам.

Тёмные и светлые места, видимые на луне кажутся изображением братоубийства Каина. Крестьянин внимательно следит за видоизменением спутника нашей планеты, новолунием и полнолунием, первою и последнею четвертями, как имеющих влияние на атмосферу. Если не было дождя в новолуние, «месяц не обмывался», то ожидают при первой и последней четвертях и наконец в полнолуние.

Полное солнечное затмение всегда производит в сёлах грусть и оцепенение. Пораженные внезапным исчезновением дневного светила, жители с ужасом ожидают «представление света». Кометы, редкие гостьи на своде небесном, кажутся народу предвозвестницами мора, глада, войны и других бедствий, посылаемых Богом в наказание за грехи людям.

Во время прохождения всякой кометы, силы народные как бы сужаются, тупеют под давлением чувства страха.

О происхождении своём, и заселении нынешней местности сохранилось предание, что жители села Сосновки  выселены из верховой губернии,  (но какой именно – не знают) назад тому более 100 лет не честно; они происходят от стрелецкого рода. Назад тому не более, как 40 лет назад они считались белопахатными солдатами.

Молодёжь весною, в праздники днём, а в будни по вечерам водят разноцветные хороводы и на всю зиму выбирают несколько удобнейших помещений, отдельные избы, где каждый вечер сбираются девушки до дюжины и больше и поют песни. Тут их посещают ребята (холостые мужчины).

В пользовании крестьян находится земля: усадебной 103,4 дес., выгона 325,7 дес., пашни 2839,2 дес., сенокоса 234,1дес., кустарника 46,3 дес., всего угодий 3548,7 дес., леса 2386,9 дес.

Почва чернозёмная; подпочва различна, но преимущественно – жирная глина; пахотный слой средней величины. Поверхность дачи гористая. Покатость полей – на восток.
Сеют преимущественно долбу и овёс, гречу, пшеницу и реже – просо. Более всего сеют рожь. Вот цифры посева:

Пшеницы..............50 четвертей
Проса................15 четвертей
Полбы................90 четвертей
Овса................100 четвертей
Гречи................81 четвертей
Гороху...............20 четвертей
Ржи.................300 четвертей

Высевают на десятину местной величины в 3000 сажень (100 саж. Длины и 30 ширины) пшеницы, полбы и овса по 15 пудов, а ржи по 13 пудов.
Сбор хлеба по среднему урожаю:

Пшеницы сам 5                75  пуд с дес. В 3000 квадр. сажень
Ржи -- -- -- -- -- 5           65  пуд с дес. В 3000 квадр. сажень
Полбы -- -- -- - --6           90  пуд с дес. В 3000 квадр. сажень
Овса -- -- -- -- --5           90  пуд с дес. В 3000 квадр. сажень
Гречи -- -- -- -- -7          100  пуд с дес. В 3000 квадр. Сажень

Вообще урожаи вознаграждают труд земледельца; но почва местами уже истощена. Начинают сеять поздно, около 9 числа Мая месяца. Хлеб созревает в Августе. Часто посещают ночные морозы. Уборка с полей замедляется дальним расстоянием полей от села гумна).

Скотоводство незначительно. Рогатого скота вообще недостаточно, потому что свирепствуют скотские падежи. Рогатый скот мелкий содержится не хорошо, летом очень мало пастбища и зимою корм получает скудный и в количестве не достаточном, так что к весне выходит скот очень исхудалый.  В селе 150 коров, овец 5579,, свиней 201 и 285 лошадей. Лошади мелки, но сносны, и надо отнести к чести крестьян, что при всей трудности содержать скотину, они прилагают особое старание к содержанию лошадей и обращаются с ними очень человеколюбиво. Худое содержание и в особенности  жестокое обращение с лошадью  вызывает общее негодование и упрёки жителей.

Говоря о лошадях, нельзя не упомянуть ещё о великом бедствии, которое разоряет крестьян ,это конокрадство, достигшее в настоящее время огромных размеров.
Обыкновенная цена крестьянской коровы 15 – 20 рублей серебром, лучшей – 25 руб сер;  цена крестьянской лошади от 25 до 35 руб. сер.

Лес, составляющий почти такую же потребность и богатство крестьян, как земля и луга, - здесь в изобилии.

Господствующие породы: осина, липа и дуб, среднего возраста и хорошего качества. Осина встречается нередко до 40 футов вышины; древесину имеет белую, хорошего качества. Липа тоже встречается хорошего качества.

Около самого села и по всему лесу большие кусты орешника, на которых орехи растут обильно.

От 9-й к 10-й ревизии прибыло народонаселения: мужского пола 52 и женского 79 душ.

Смертность сильна в возрасте от 1 до 3-х лет.


Государственный крестьянин села Сосновки Иван Дерюжев.

По поводу села Сосновка есть ещё следующее упоминание…

Село Сосновка (Покровское) возникло в начале 70-х годов 18 века.
По указу Екатерины II из Села Сосновки Симбирской губернии, были переселены 12 семей, именовавшиеся пахотными солдатами.  Во время генерального землеустройства в 40-х годах 19 века у Сосновских крестьян были отобраны большие лесные массивы и переданы в казну  и помещикам.

Вскоре после изъятия лесов у Сосновских крестьян отобрали также большую часть общинной земли и передали помещикам  Тулузакову и Мордвинцеву.   

Похоже, что именно этот факт упоминался в приведённом выше очерке о происхождении села Сосновка.

Переселённые 12 семей дали новому селу, которое  они основали имя прежнего села, из которого их переселили.

Жаль конечно, если именно это село пострадало от того, что у них отобрали и лес и земли…

Село-то было с перспективой на развитие – крепкое крестьянское хозяйство, община, традиции быта.




Рецензии